Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов (17.01.1860 — 02.07.1904) — один из самых известных драматургов мира, врач. Едва ли не единственным, кто утверждал высокую духовность чеховского творчества, долгое время был С.Н. Булгаков, который первым же и указал на мировое значение идей и художественного мышления писателя. «Соединение муки о Боге с мукой о человеке» (Н.А. Бердяев) определило всю систему мировоззрения гностического по духу писателя.

По образованию Чехов был врачом. Известный писатель не расставался с медициной и оставался врачом до последнего вздоха.

В 1890 году Чехов отправился на Сахалин, чтобы отдать долг медицине за то, что много лет назад предал ее, став профессиональным литератором. Для Чехова, работающего на износ с 13 лет, эта далеко некомфортабельная поездка стала роковой.

По одной из версий у врачебного сообщества существовала своя система тайных кодов. И один врач для того, чтобы сообщить другому врачу – своему пациенту – о приближающейся кончине, подносил ему бокал шампанского. Именно врач и подал умирающему Чехову бокал. Даже в последний момент своей жизни известный писатель оставался доктором, сохранив силу духа до конца.

Проникнуть в тайну гностического мировоззрения Чехова, разобраться, в чем же он видел абсолютную истину, невозможно без самого писателя, то есть без внимательного, непредвзятого прочтения и изучения его художественных произведений и эпистолярного наследия.

За 25 лет творчества Чехов создал несколько сот различных произведений — гениальных коротких  рассказов, повестей, пьес, многие из которых стали классикой мировой литературы http://chehov-lit.ru/chehov/text/rasskazy.htm

Гностические знания Чехов с юных лет получал от протоиерея Ф.П. Покровского, который дал доступ и  к «тайным» книгам. Чехов через всю жизнь, воодушевлённый своим учителем-протоиереем, пронёс гностическое мировоззрение, скрывая его под лёгкой и горькой иронией.

Писатель говорил о  ценности для литературных произведений изображения «людей подвига, веры и ясно осознанной цели», утешающих и облагораживающих других людей. Почти каждый рассказ или повесть писателя утверждают эту ценность.

Конечно, в первую очередь обращают на себя внимание повесть «Черный монах» и четыре всемирно известные пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад».

«Чехов всем своим творчеством и особенно рассказом «Черный монах» говорит, что художник — не от мира сего, что он не участвует в игрищах на ярмарке тщеславия, что он находится вне социума, не занимает ни министерских, ни генеральских, никаких значимых должностей, он сидит, образно говоря, на облаке и свидетельствует, как Бог, жизнь людей: не лечите творца, не меняйте его ментальность, она часто не совпадает со своим временем, не суйтесь к творцу с тяпками и грядками!» (Ю.А. Кувалдин)

«Чёрный монах» — самое поэтическое и самое фантастическое произведение Чехова, которое вызвало высокую оценку Л.Н. Толстого и в то же время разноречивые и неуверенные отзывы критиков. Слишком уж необычным был этот рассказ, не вписывающийся в контекст художественного мира писателя. Рождением образа чёрного монаха Чехов обязан … сновидению.

«Черный монах» имеет некоторые черты автобиографии. Чехов действительно предсказал свою судьбу: будет и Крым, и кровь горлом, и мировое признание. Сам автор охарактеризовал свое произведение так: «Это рассказ медицинский, historia morbi» (из письма А.П. Чехова к М.О. Меньшикову).

Разговор Чёрного Монаха с Андреем Ковриным  — настоящая жемчужина в мировой литературе, достойная сравнения с беседой Гермеса и Пимандра.

 

«— Да. Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божиими. Ты служишь вечной правде. Твои мысли, намерения, твоя удивительная наука и вся твоя жизнь носят на себе божественную, небесную печать, так как посвящены они разумному и прекрасному, то есть тому, что вечно.

— Ты сказал: вечной правде… Но разве людям доступна и нужна вечная правда, если нет вечной жизни?

— Вечная жизнь есть, — сказал монах.

— Ты веришь в бессмертие людей?

— Да, конечно. Вас, людей, ожидает великая, блестящая будущность. И чем больше на земле таких, как ты, тем скорее осуществится это будущее. Без вас, служителей высшему началу, живущих сознательно и свободно, человечество было бы ничтожно; развиваясь естественным порядком, оно долго бы еще ждало конца своей земной истории. Вы же на несколько тысяч лет раньше введете его в царство вечной правды — и в этом ваша высокая заслуга. Вы воплощаете собой благословение божие, которое почило на людях.

— А какая цель вечной жизни? — спросил Коврин.

— Как и всякой жизни — наслаждение. Истинное наслаждение в познании, а вечная жизнь представит бесчисленные и неисчерпаемые источники для познания, и в этом смысле сказано: в дому Отца Моего обители много суть…» (из повести А.П. Чехова «Чёрный монах»).

 

Повесть словно отголосок «Пимандра» Гермеса Трисмегиста. Однако, печален Путь героя, усомнившегося в своём предназначении и тем самым предавшего его. Блестящая карьера, научная деятельность, активная социальная жизнь становятся причиной нервного расстройства.

В рассказе «Чёрный монах» психическая болезнь магистра Коврина, не выдержавшего соблазнов архонтов более высоких измерений, явилась результатом его неудовлетворённого стремления к величию. Не справившись с такой проверкой продвижение по духовному Пути остановилось в виде психического срыва.

Если бы учёный, вслед за Трисмегистом изрёк: «Молю Тебя, ни при каких невзгодах не позволь мне свернуть с пути истинного, дай мне Знание нашей сущности, дай мне силу», быть может, свой путь он завершил бы иначе.

«Какая-то связь, невидимая, но значительная и необходимая, существует… между всеми, всеми; в этой жизни, даже в самой пустынной глуши, ничто не случайно, всё полно одной общей мысли, всё имеет одну душу, одну цель, и, чтобы понимать это, мало думать, мало рассуждать, надо еще, вероятно, иметь дар проникновения в жизнь, дар, который дается, очевидно, не всем» (из рассказа А.П. Чехова «По делам службы»).

Эта связь прослеживается и в рассказе «Студент», о котором Чехов писал, что это его самый любимый рассказ.

«….третий раз отрекся… Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери… Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение… Прошлое… связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого … дотронулся до одного конца, как дрогнул другой» (из рассказа А.П. Чехова «Студент»).

Чехов говорил, что предстоит еще громадная работа, может быть на десятки тысяч лет, чтобы человечество узнало истинного, настоящего Бога. Узнало эту истину так же, как знает, что дважды два четыре.

“Нужно веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать её места шумихой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со своей совестью…” (из письма А.П. Чехова к В.С. Миролюбову).

У патриарха Алексия Второго любимым рассказом был «Архиерей» Чехова. Бунин этот рассказ считал лучшим в мировой литературе.

Это рассказ о духовном возрождении, воскресении и обретении свободы. Происходящее в последние земные дни с преосвященным Петром воспринимается в проекции на Иисуса Христа.

В конце  рассказа Архиерей ушел из земной жизни, и его очень скоро забыли, наступило людское забвение. И этого же Чехов ждал и по отношению к самому себе. Он говорил: «Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут».

Тема ухода у Чехова часто присутствует в его последних произведениях. «Вишневый сад», его последняя пьеса – реквием по модели той жизни, которую видел Чехов –  это тоже об уходе в неизвестность. Молодые устремлены в будущее, полагаясь на новый уклад жизни. И вдруг в самом конце – «Про меня забыли…», и звуки вырубаемого сада…

Если бы Чехов узнал, что станет общепризнанным классиком мировой литературы, то, наверное, удивился бы очень.

Английский драматург и новеллист Арнольд Беннет в 1909 г. писал: «Всё больше меня поражает Чехов. Всё больше склоняюсь к тому, чтобы писать как можно больше рассказов в той же технике». Сомерсет Моэм, один из самых успешных писателей XX столетия, прямо признавался: «Я всерьёз взялся за жанр рассказа в такое время, когда лучшие писатели Англии и Америки подпали под влияние Чехова». Он же утверждал, что вокруг Чехова в Англии возник своего рода культ. Восхищаться им стало признаком хорошего тона.

Огромным вниманием окружили фигуру Чехова и в Германии. Чехов стал единственным писателем из России, который удостоился издания полного собрания сочинений на немецком языке, куда внесли и письма, и записные книжки, и даже тетрадь с рецептами для больных.

В честь писателя названы город, издательство в Нью-Йорке, множество учебных заведений… Музей Чехова есть даже в Шри-Ланке — во время путешествия из Сахалина в Одессу писатель на несколько дней задержался в Коломбо. Именем писателя названы астероид и кратер на Меркурии.

0

Добавить комментарий