Лао-цзы — легендарный древнекитайский мыслитель, философ VI—V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин» http://tululu.org/read52103/. Лао-цзы в научной литературе определяется как основоположник даосизма, включающего элементы религии и философии.
«Дао Дэ Цзин» — единственный классический даосский трактат бессмертного китайского мистика. Центральной идеей философии Лао-цзы была идея двух первоначал — Дао и Дэ. Вся книга была разделена на две части: первая – «Книга о Дао» и вторая – «Книга о дэ». В данном случае употребление «Дао» означает неявную природу абсолютного бытия и «дэ» – раскрытие этой вселенской силы через развертывание объективного творения.
Слово «Дао» на китайском языке буквально означает «путь»; одна из важнейших категорий китайской философии. Однако, в даосской философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое содержание. Лао-цзы использует слово «Дао» с особой осмотрительностью, ибо «Дао» бессловесно, безымянно, бесформенно и недвижимо. Никто, даже Лао-цзы не может дать определения «Дао». Он не может дать определение «Дао», поскольку знать, что ты не знаешь(всего), — есть величие. Не знать, что ты не знаешь (всего), — есть болезнь. Слово «Дао» — это просто звук, сорвавшийся с губ Лао-цзы. Он не выдумал его — просто сказал наугад. Но когда появится понимание, слова исчезнут — в них уже не будет необходимости. «Дао» означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. Дао — недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено единство бытия и небытия.
Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие «Дэ». С одной стороны, «Дэ» — есть то, что питает «Дао», делает его возможным (вариант из противоположности: «Дао» питает «Дэ», «Дао» — безгранично, «Дэ» — определено). Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого «Дао» — как путь вещей, может состояться. Это также метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать «Дао». «Дэ» — принцип, способ бытия. Это и возможность правильного накопления жизненной энергии. «Дэ» — искусство правильно распорядиться жизненной энергией, правильное поведение. Образ действий, соответствующий дао, характеризуется недеянием (увэй)- возвращением к чистоте, отказом от желаний, борьбы.
Из имеющихся письменных источников ясно, что Лао-цзы был мистиком и квиетистом в современном понимании, преподававшим совершенно неофициальную доктрину, полагавшуюся исключительно на внутреннее созерцание. Человек обретает истину путем освобождения от всего ложного в самом себе. Мистическое переживание завершает поиски реальности. Лао-цзы писал: «Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живёт в одиночестве и не меняется. Оно движет всем, но не волнуется. Мы можем считать его вселенской Матерью. Я не знаю его имени. Я называю его Дао».
Написанный в афористической форме крайне лаконичным языком, трактат «Дао Дэ Цзин» даёт простор для разнообразных интерпретаций. Он был каноническим сочинением религиозного даосизма и многократно переводился на европейские языки.
Дек 2016