Важнейший эффект, который достигается в результате духовной практики, садханы, независимо от того, в какой традиции она проводится, это формирование способности самосознания в тех областях, которые обычно представляются скрытыми за темным занавесом подсознания. Эта работа должна сопровождаться целенаправленными усилиями по развитию и укреплению всех аспектов первого внимания, включая и состояние физического тела. Тольтеки обычно называют скрытые от нас стороны мира нагвалем, в отличии от упорядоченного мира тоналя. Они утверждают, что для успешной встречи с нагвалем тональ человека должен быть сильным, иначе его просто сметет с лица земли.
Сразу следует отсечь психоделическую практику наркоманов, которые вначале гонятся за яркими переживаниями, достигают их за счет растраты ресурсов тела, попадают в психологическую, а затем и в физиологическую зависимость от наркотиков. По мере исчерпания физических и духовных сил уровень контактов их с Неведомым все более понижается, приобретая все более тягостный, мучительный характер. Все заканчивается психиатрической больницей.
Строительным материалом и источником энергии для создания нового кольца силы, дублирующего функции нашего первичного Я, служит внутренний диалог. Чтобы понять, как это возможно, напомним высказывание Гурджиева о необходимости впечатлений для жизнедеятельности нашего организма. Он отмечал,что если без пищи мы сможем прожить десятки дней, без воздуха несколько минут, то без переживания впечатлений — лишь несколько мгновений. Впечатления служат пищей для нашего тела внимания. С этой точки зрения внутренний диалог выглядит как непрестанное движение волокон тела внимания в поисках питания. Обычно мы удовлетворяемся самой примитивной пищей такого рода, а именно, контактами волокон о линиями мира, соответствующими нашему прошлому. Каждый контакт порождает в сознании отрывочное высказывание, иногда оно озвучено, иногда визуализировано. Это происходит, когда помимо резонаторов-0 для осмысления в хаотическом поиске участвуют резонаторы-1 и -2.
Причина всепроникающей активности интеллекта в форме внутреннего диалога коренится в его эффективности на всех предыдущих стадиях истории человеческого общества. Даже если успех достигался не средствами интеллекта, он умел убедить, что именно он привел к победе. Ранее уже отмечалось, что в процессе психической деятельности человеческое внимание выстраивает цепочки сознания. Под этим понимается создание совокупности резонаторов, реагирующих на внешние признаки объекта, на эмоциональную окраску ситуации, и, наконец, на соотнесенность ситуации с прошлым опытом. Поскольку разметка ситуации нульмерными метками смысла оказывается более экономной, чем создание полноценных резонаторов для всестороннего непосредственного переживания объекта, то человек склонен ограничиваться мысленным называнием объекта, а не его полноценным восприятием.
Не исключено, что эта экономичность и послужила толчком для перехода от управления поведением через инстинкты к управлению через интеллект. Но вместо вспомогательной роли интеллект вскоре стал играть главенствующую.
Во многих книгах по йоге отмечается, что первый шаг к духовному совершенствованию заключается в том, чтобы порвать пелену внутреннего диалога. Нужно распознать его ущербность в тех случаях, когда он подсовывает нашему сознанию вместо переживания истинной жизни ее мутную замену в виде мешанины отрывочных полуфраз и полуслов, заполняющую наше сознание постоянно, чем бы мы ни занимали Мы часто ведем себя подобно посетителю художественной выставки, который бросает только беглый взгляд на картину, зато минуту тратит на прочтение названия и несколько минут на запись информации в блокнот, а потом — бегом к следующей картине. А чего стоят наши бесконечные обсуждения нюансов производственной жизни и личных интриг будь то в театре, на реке, перед лицом прибоя, на перевале…
Итак, первый шаг — это осознать, что у нас в голове действительно поселилась пьяная взбесившаяся обезьяна, которую к тому же покусали пчелы. Именно такое сравнение употребляют индийские книги, когда характеризуют состоянии нашего внутреннего диалога. С чем еще сравнятся его неупорядоченные бесконечные скачки?
Садхана начинается с того, чтобы научиться действовать, не возбуждая попутного диалога. Просто удивительно, сколько есть на свете вещей, которые на самом деле не нуждаются ни в каком словесном сопровождении! Интеллект только вводит нас в заблуждение, когда создает впечатление, что без его санкции ничего нельзя предпринять. Оказывается, можно ходить, бегать, мыть посуду, чистить картошку, вышивать, рисовать, слушать музыку, быть с любимым и т.д. и т.п. по тысяче разных позиций. Кроме повышения уровня восприятия такая практика дает важнейший опыт остановки внутреннего диалога. А освобожденную энергию взбесившейся обезьяны нужно направить на развитие творческого потенциала.
Если из вышесказанного создалось впечатление, что достаточно простого решения, чтобы отключить надоевший внутренний диалог, то это ложное мнение. Человеку еще только предстоит познать всю меру рабской зависимости от этой функции сознания. Решения достаточно для начала борьбы со своим тюремщиком. Недаром дон Хуан говорил Карлосу, что единственная по-настоящему важная вещь, которой только и может обучить ученика учитель на пути человека знания — это выключать внутренний диалог. Остальное к ученику придет само.
В каждой традиции работа построена по своему, если иметь в виду соотношение деструктивного аспекта, связанного о прекращением диалога, и конструктивного, когда высвобождающуюся энергию используют для совершенствования познавательных структур. В любом случае обучение занимает ряд лет, различаются только тактика обучения и учет индивидуальных особенностей ученика. Далее мы будем в основном говорить о конструктивной стороне садханы, специально останавливаясь на тех чертах, которые представляются полезными для целей супранавтики. Здесь нет нужды подробно останавливаться на частных методиках остановки внутреннего диалога, т.к. эта тема является основным предметом рассмотрения во многих книгах по йоге, а главное, для овладения этими методиками нужно не столько читать о них, сколько выполнять тренировочные упражнения / 2, 3, 4, 15, 19, 20, 24, 28, 29, 30, 31, 37 /.
Аспект сознания, ответственный за непредсказуемый поиск, за внепричинностное поведение, называется у тольтеков намерением, в отличие от воли, которая реализует связное восприятие. На примере обычного внутреннего диалога мы знакомимся с этими двумя фундаментальными концепциями учения о пути человека знания. На начальной стадии обучения мы имеем дело со слабой волей, т.к. построения внутреннего диалога очень кратковременны, и с ненаправленным намерением, т.к. при всей его силе, оно не приводит к сколь-нибудь новым построениям, хотя и содержит потенциально способность истинного творчества.
Стратегия садханы заключается в том, чтобы закалить волю, тогда она сможет обуздать намерение, в результате, человек получает выход к источникам активной фазы своей творческой проекции. Как известно, всякое закаливание состоит в тем, чтобы подвергать себя дозированным нагрузкам, угнетая некоторые функции организма. Тогда при возврате к нормальным условиям происходит усиление угнетенной функции. В этом лежит секрет эффекта голодания, физических упражнений, xолодотерапии и пр.
Садхана начинается с угнетения внутреннего диалога на словесном уровне, т.к. это, по-началу, единственный уровень, доступный нашему сознательному влиянию, остальное пока-что вне сферы достижения для ученика. При первых же попытках человек убеждается, что сохранить внутреннее молчание не так-то просто. Он непосредственно ощущает, насколько велика сила спонтанного движения тела внимания. Проходит всего несколько секунд и оказывается, что мысли в голове роятся по-прежнему. Не ясно даже, в какой момент они там возникли.
Так же трудно сохранять какую-либо мысль в центре внимания. Результат тот же, что и при попытке остановки диалога, — через небольшое время мы заняты обдумыванием совсем других тем. Так выглядит первое типичное занятие релаксацией и концентрацией мысли. Довольно жалкое зрелище!
Учителя садханы тратят много усилий, чтобы продемонстрировать бессмысленность и ничтожество нашего обращения со внутренним диалогом. Например, обращают внимание на то, что после прогулки мы спокойно сидим и не дрыгаем ногами, так почему же мы дрыгаем своими мыслями, даже тогда, когда не о чем думать?
Вернемся теперь к проблеме воспитания второго кольца силы. Итак, мы обладаем гигантским запасом неуправляемой энергии тела внимания, которое в обычных условиях только и делает, что в хаотическом беспорядке обследует всю сферу уже известных впечатлений, разрушая почти мгновенно все свои умственные построения. Обладаем мы еще огромным запасом неиспользуемых сознательно волокон тела внимания.Хотим же мы из этого запаса построить новый комплект резонаторов, моделирующих нашу личность и, овладев управлением энергией намерения, быть в состоянии отправить второе кольцо силы в любую область МПС. В случае обнаружения в его просторах иных упорядоченных структур, наше сознание мгновенно получит об этом соответствующее впечатление. Так можно сформулировать первый, информационный аспект супранавтики. Идея транспортного аспекта будет выяснена в дальнейшем.
Работа по воспитанию второго кольца силы состоит из двух основных фаз — концентрации внимания на каких-либо объектах и последующей релаксации внимания, когда его поле поддерживается в ненапряженном пустом состоянии.
Каждая из этих фаз имеет как прямой, так и побочный эффект.
Концентрация — возможно более длительное удержание внимания на объекте — кажется поначалу более важной, так как именно через нее происходит перекачка энергии хаотических метаний внимания в упорядоченную форму. Однако, создание слишком большого запаса энергии у этически неподготовленного человека сопряжено с обострением всех его склонностей, включая эгоистические и антиобщественные. В кругу семейного и дружеского общения он начинает проявлять черты насильственной непреклонности, чем осложняет и даже разрушает жизнь близких людей. В конечном итоге он обрекает себя на изоляцию.
Второй побочный эффект концентрации связан с возможностью спонтанного формирования резонаторов какой-либо размерности, когда их деятельность будет восприниматься как вторжение в круг привычного мира каких-то посторонних влияний и впечатлений. По существу это будут галлюцинации. От размерности спонтанного резонатора зависит вид впечатления — звук, визуальный образ или эмоция. Если первые два вида подвержены довольно строгой внутренней цензуре нашего сознания, то эмоциональный резонатор способен отравить жизнь его владельцу, если тот не научился преодолевать обычную привязанность людей к личным эмоциям.
Фаза релаксации внимании как раз и научает контролю над резонаторами и умению их разборки, а также и преодолению привязанности к собственным иллюзорным построениям. В /15/ специально предписывается разрушать усилием воли все образы, построенные в ходе концентрации, а именно с целью пресечь привязанность к ним. При росте уровня концентрации это может стать настоящей проблемой, так как привлекательность, или, наоборот, устрашающее впечатление от ее плодов может сильно влиять на самочувствие и поведение искателя.
Кроме этого, релаксация внимания помогает выполнить и важнейшую операцию по созданию резонатора более высокой размерности. Дело в тем, что тело внимания стремится удовлетворить свой голод на впечатления любой ценой. Если позволять ему удовлетворяться простейшей «пищей» — внутренним диалогом — то никакого подъема по лестнице размерностей резонаторов не произойдет. Если же перекрывать привычные каналы насыщения, что и достигается во время релаксации, то тело внимания начинает строить резонаторы такой размерности, над которой искатель пока не властен, и осуществляет прорыв к впечатлениям по новому пути. Таким образом, усложнение резонаторов сопряжено с воспитанием способности полностью владеть поведением всех чувств нижнего уровня. Эта способность называется в йоге дхараной, или отвлечением органов чувств от объектов.
Побочным отрицательным эффектом передозировки релаксации внимания служит повышенная внушаемость и душевная ранимость. В стремлении уклониться от мучительных контактов с окружающими искатель может дойти до полной самоизоляции.
Правильное сочетание концентрации и релаксации внимания можно уподобить дыханию, когда вдох всегда чередуется с выдохом. Если следить за сбалансированностью этих двух фаз садханы, то никаких отрицательных последствий не должно появиться.
Можно указать еще две группы техник. Одна помогает избежать навязчивых состояний. Это упражнения по быстрому переключению внимания по заданному маршруту. С их помощью можно постепенно начать приручать намерение, разрешая ему двигаться, но с соблюдением предписанных ограничений. Вторая группа подготавливает к включению в работу сразу двух колец силы. Тогда на сознание обрушится удвоенный поток информации. Различать источники информации и оперировать с ней помогают упражнения по раздвоению внимания. Например, писать сразу двумя руками, ходить, скосив глаза и т.п.
Выше рассматривались случаи, когда дополнительные резонаторы формируются из свободных волокон тела внимания. Но важное значение имеет вариант, когда резонатор строится за счет волокон группы В, которые обслуживают рецепторы, проводя в прошлом поиск аналогов. Построенный из них резонатор может переключаться на линии мира другого объекта, тогда как в обычном состоянии он следит только за своим телом. В случае переключения на другой объект, человек переживает ошеломляющие впечатление превращения в эту вещь. Он ощущает, что сегменты его тела, руки, ноги, грудь один за другим захватываются этим предметом. Возникает очень насыщенное эмоциональное переживание предмета как бы изнутри. Это настоящее знание путем тождества, о котором говорится в некоторых источниках по восточной философии. Именно такое состояние сознания в /З/ называется медитацией, или дхьяной, в отличие от созерцания объекта на фоне релаксированного сознания, что часто неправильно называется медитацией. Созерцание является путем к медитации, но не ею самой.
У неподготовленного человека медитация вызывает ужас переживания распада собственного тела. Кроме того, предмет медитации оказывается случайным и далеко не самым подходящим. Если это изделие, особенно промышленное, то оно несет на себе яркий отпечаток насильственности и страдания. Панический выход из состояния медитации вызывает весьма длительные болезненные ощущения во всем теле. Однако, знание путем тождества является могучим резервом познания мира. С древнейших времен его очень высоко ценили на Востоке, и специально воспитывали. Чжуан Цзы /27/ описывает мясника, который очень быстро разделывал любую тушу, а его нож оставался острым долгие годы. Он объяснял это тем, что умел становиться единым с тушей, видел ее изнутри и всегда мог найти подходящий путь для ножа. В /I9/ описывается пример древнего полководца, который умел становиться единым со всей ситуацией боя, поэтому никогда ничего им не было упущено, ни одна хитрость противника не могла укрыться от него.
В современном мире очень велик перевес концентрации над релаксацией. Этим, по-видимому, и объясняется широкое распространение психических заболеваний. Природа многих из них совершенно не ясна, но стоит только познакомиться с характерными признаками, например, шизофрении, чтобы стало ясно, что она вызвана спонтанным формированием резонаторов -компонентов второго кольца силы. Так, в /26/ приведен богатейший фактический материал по явлениям иллюзий и галлюцинаций. При полной неясности механизма их возникновения, удается провести какую-то классификацию. Выясняется, что у шизофреников часто бывают видения ярких картин, пейзажей, не относящихся к окружающей действительности. Появляются какие-то персонажи, действующие
как бы в реальном пространстве, слышна музыка, пение, даже на иностранных языках, могут присутствовать какие-нибудь животные, и, наконец, можно увидеть самого себя, занятого какой-нибудь деятельностью. Самым распространенным и мучительным выступает Голос, который комментирует все поступки или навязчиво приказывает выполнить какие-либо действия. В лечебнице оказываются те, у которых эти явления находятся в противоречии с требованиями морали, так как они вынуждены вести жестокую борьбу внутри себя с кажущимся внешним враждебным влиянием. Все перечисленные феномены сопровождаются эмоциональными переживаниями тягостного характера. Через некоторое время шизофреник теряет способность адекватно реагировать на обстоятельства окружающей действительности, становится вялым, безэмоциональным даже в отношении к собственным насущным потребностям.
Представляется, что перечисленные симптомы объясняются нарушением баланса энергии между активной и пассивной фазами творческой проекции. В самом деле, когда мы воспринимаем окружающий мир, то воссоздаем цепочки осознания, которые включают целый набор резонаторов, от смыслового до эмоционального включительно. На их построение требуются волокна тела внимания, они как бы приклеиваются к объекту в момент осознания. Получается, что через восприятие мы теряем какую-то часть своей психической энергии. Самым энергоемким, конечно, является эмоциональный резонатор. При передозировке концентрации формируется элемент второго кольца силы, он является как бы пробоиной в теле внимания, так как через него происходит утечка волокон. Характер переживаний через дополнительный резонатор определяется общей целевой установкой человека. Это либо то, что он желает иметь, либо то, чего он избегает. Поскольку обыкновенный человек не имеет специальной этической подготовки, его желания полностью определяются мирскими потребностями со всем душистым букетом эгоистических устремлений, то начинают сбываться и его желания, и его страхи. Так как человек, как и врач, не догадывается о наличии паразитарной утечки, то сверхкомплектный резонатор изматывает ресурсы первого кольца силы, начинает разрушать его.
Получается, что современный уклад, с одной стороны, стимулирует духовное развитие, приводит даже к непреднамеренному формированию элементов второго кольца силы, но, с другой стороны, отсутствие духовного руководства оборачивается ростом психических заболеваний. В результеате, человечество теряет из своих рядов очень многих, зачастую весьма одаренных созидателей, и приобретает множество пациентов.
Как правильно организовать садхану, чтобы избежать негативных проявлений? Одно условие уже называлось — баланс концентрации и релаксации внимания.
Далее, выполнение древнейшего установления йоги — непричинение вреда ничему живому. Это тест, по которому человек может легко определить, предпринимать ли ему какие-либо действия. Запас энергии и рациональные умозаключения могут толкать его к действию, однако, если он видит, что кому-то будет нанесен ущерб, то лучше ему воздержаться, в противном случае он нанесет ущерб садхане.
Следующее важнейшее требование — ясное представление о цели садханы. Если она сопряжена с эгоистическими устремлениями, вроде обогащения, власти, сластолюбия, то человек обретает это, но в такой форме, что очень и очень пожалеет о дне, когда ввязался в это дело. Устремление должно быть чистым — познание мира, помощь людям без насилия над ними, познание себя — вот импульсы, искреннее следование которым приводит к успеху.
Что касается самих психофизических техник, то их известно великое множество. Поскольку главное — это воспитание управляемых резонанаторов, то лучше следовать определенной стратегии. Так, самое легкое управление для человека — это управление рациональными умозаключениями, при всей безуспешности первых попыток. Но мы все же научились говорить, писать, читать! Теперь нужно научиться делать это сосредоточенно и неотрывно. Практика размышлений на заданную тему широко распространена на Востоке. Разгадка коана в дзенском монастыре может занять годы.
Сосредоточенное мышление нужно дополнить периодами полного безмыслия. Тогда ученик начинает замечать, что внутренний диалог постепенно перестраивается и начинает врываться в поле сознания в форме зрительных образов, а не слов. Значит, двумерный резонатор вполне усилился и можно заняться его совершенствованием.
Упражнения с визуальными образами называются тратаком. Долгое созерцание объектов, их внешнего вида, стремление увидеть их на «внутреннем экране» с закрытыми глазами, постепенно приводит к успеху. Начинают возникать спонтанные яркие зрительные образы даже при открытых глазах. Никакого беспокойства они не причиняют, так как являются результатом сознательных усилий и их появление ожидалось. В /I5/, тем не менее, содержится важное предупреждение: «когда ученик научается вызывать в своем сознании видение ярких образов, это признак прогресса в садхане, но и признак того, что его тело начинает быстро приготавливаться к смерти. Каждый день ученик должен просить богов о даровании ему долгой жизни». Дело здесь, по-видимому в том, что возникновение двумерного резонатора во втором кольце силы является дополнительной нагрузкой для организма. Если не позаботиться о его нейтрализации, может наступить истощение сил. Поэтому каждое занятие концентрацией следует завершать растворением всех образов и формулой самовнушения хорошего самочувствия, ясности мысли, благожелательного отношения к окружающим. Прекрасный образец такого самопрограммирования содержится в /30/.
При практике молчания мысли, когда не допускается ни слова, ни зрительные образы, ученик рано или поздно начинает испытывать настоящие удары эмоций. Как правило, это приятные эмоции сочувствия и любви к близким, но бывает и сожаление о несбывшемся и досада и прочее. Характерно, что эти эмоции часто не имеют «вещественного» наполнения. Например, приходит чувство умиления, но неизвестно чем.
Так проявляется возникновение резонатора-3, когда он работает изолировано, без сопровождения других резонаторов. Можно напомнить, как высоко ставил такие эмоциональные разряды старец Зосима у Ф.М.Достоевского. Он наставлял Алешу, чтобы тот раскрывался и отдавался приходящим чувствам любви ко всему живому, ко всей земле. Подробнее работа с эмоциями будет освещена в разделе 12, посвященному искусству сталкера.
Следующие после зрительных образов по размерности идут трехмерные и четырехмерные объекты. Наше тело в статическом положении — трехмерный объект, в динамике — четырехмерный. Если упражнения хатха-йоги вначале используются для освобождения от навязчивых пут внутреннего диалога, то они же могут служить на новой ступени, перерастая в упражнения раджа-йоги. Созерцание движущегося собственного тела максимально осуществляется в латихане, то есть в произвольном танце /3I/, но к нему весьма трудно придти. Промежуточной формой может служить культура Тай-чи-чуань — медленного бокса, который нам подарил Китай.
Высшим объектом для созерцания и концентрации вовне является для нас живой окружающий мир. В /3I/ подчеркивается, что нужно научиться неотрывному, ненасильственному свидетельствованию всего происходящего в мире, включая свое тело, не сопровождая это никаким внутренним диалогом. В комментариях к афоризмам Паданджали /32/ отмечается, что созерцание,мира даст большие плоды, чем простое выключение внутреннего диалога. Это понятно, если вспомнить, что словесный диалог — это череда нульмерных объектов в поле зрения сознания, а движущийся мир четырехмерен. Неотрывное созерцание последнего свидетельствует о развитии самоконтроля на весьма высоком уровне, более высоком, чем контроль одних только слов. Но подняться к высокой ступени можно только постепенно. Очень легко впасть в самообман и полагать, что контролируешь себя на высшем уровне, а на самом деле пребывать в состоянии рассеяния.
Есть, однако, один объект, который достоин созерцания на всех ступенях развития. В /З/ рекомендуется в качестве высшего объекта для концентрации образ внутренней пустоты, безграничной, темной и неподвижной. Действительно, пустота, как объект медитации обладает тем преимуществом, что не ставит искателю никакого предела. Конкретный предмет вначале выступает как отдаленная цель, но потом начинает сдерживать развитие. Приходится менять объект созерцания. Пустота же совершенствуется вместе с учеником. Если вначале она подобна внутренности пустого ржавого ведра, то постепенно приобретает космическую глубину.
Намеком на истинное качество пустоты может служить состояние, переживаемое непосредственно перед тем, как будет прервано внутреннее молчание из-за вмешательства диалога. Бывают моменты какого-то отсутствия, провала в сознании, после котоpых застаешь диалог в полном разгуле. Эти провалы и есть ниточка, за которую надо осторожно тянуть. Когда Карлос Кастанеда пожаловался дону Хуану, что у него появились провалы сознания в темноту, тот сказал, что наконец-то Карлос начал устанавливать правильные связи с реальностью.
Дело в том, что воспитание второго кольца силы — не самоцель. Даже уверенное владение двумя кольцами силы сразу не выводит человека на высшею ступень сознания. Настоящая цель — достичь самоотождествления с точкой сборки, о центром тела внимания. Тогда только человек становится на верную дорогу. Поначалу такое самоотождествление возможно лишь на краткие мгновения, когда тело внимания отключается вообще от всех контактов с линиями мира. Тогда наше Я и пребывает в центре. Эти провалы переживаются всеми, но только садхана дает возможность их осознать.
Существует множество традиций духовного совершенствования. Как правило, они имеют яркую религиозную окраску, что указывает на древность их происхождения. Особняком стоит традиция тольтеков, которые прибегают к мифологическим сюжетам только в целях наглядности объяснения реальности. Кроме как у них, нигде с такой ясностью и определенностью не сформулирована проблема создания нового кольца силы человека. Тем не менее, в любой из традиций эта работа фактически выполняется, хотя упор делается на манипулирование самыми разными объектами, если иметь в виду их информационную размерность.
Уже упоминалась дзенская практика размышления над коаном, который не поддается интерпретации иначе, как в результате обретения новой основы мышления.
Во многих разновидностях мантра-йоги смысловое содержание высказывания отходит на задний план. Объектом созерцания служит непрестанное повторение мантры с концентрацией на ее мелодии.
Бхакти-йога практикует созерцание образа любимого божества, включая портрет, статую, мысленный образ. Главный объект концентрации — эмоция по отношению к объекту созерцания.
Непривязанное созерцание всего внешнего мира, глубокий контроль над эмоциями осуществляется в карма-йоге, или йоге труда.
Концентрация на собственном теле занимает особое место. Только внутреннее чувство нам может дать опыт истинного переживания впечатлений бытия в мире более высокой размерности, чем наш трехмерный мир. Это область действия раджа-йоги.
Все пока что упомянутые дисциплины культивируются, в основном, на Востоке. Но не нужно думать, что христианский мир обошелся без аналогичных примеров духовного развития. Например, издревле существует течение исихастов, которые в качестве всестороннего созерцания практикуют Иисусову молитву. Помимо анализа смыслового содержания молитвы, огромное место занимает ее непрестанное повторение в качестве мантры. В отличие от мантры, этот текст имеет еще и ярко выраженную эмоциональную окраску, что приближает практику по качеству к бхакти-йоге. Помимо концентрации действуют и элементы релаксации внимания в том отношении, что отвергаются все посторонние образы, мысли и чувства, которые начинают атаковывать практикующегося. На развитых стадиях практики присоединяется контроль дыхания и концентрация на избранных участках тела. Одновременно осуществляется автоматическое самопрограммирование, уберегающеe ученика от возможных негативных последствий концентрации.
Успех на любом из путей духовного развития сопровождается переменой всей жизненной позиции. Человек вдруг открывает для себя новые неисчерпаемые богатства мира. Относительный вес этих новых аспектов познания так велик, что человек становится склонным пренебречь нуждами физического тела. Оставаясь жителем нашего мира, он утверждает, что свободен. Это можно понять, если знать, что отныне физическое тело человека — только носитель канала связи с жителями Земли, а центр тяжести его существования находится совсем не здесь. Он консолидировался во втором кольце силы. Произошла смена ролей двух колец. Насколько нам кажется легковесной и необязательной сфера воображения, настолько теперь выглядит второстепенным все, что относится к первому кольцу силы. Традиция тольтеков, как и высшие разделы йоги, предупреждают, однако, что достигнутый уровень ни в коей мере не является наивысшим. Ошибку делает тот, кто останавливается на достигнутом.
Следует отметить, что все перечисленные пути предполагают квалифицированное руководство, чего мы лишены в обычных условиях. На любом из путей возможны эксцессы, причем, чем выше информационная размерность объекта созерцания, тем труднее управление непреднамеренными резонаторами. Прямая работа с эмоциями, без предварительного освоения контроля над более простыми объектами, может дать эффекты, неотличимые от умопомешательства. Раджнеш, например, утверждает, что первая стадия просветления часто выглядит, как умопомешательство.
Присутствие учителя помогает преодолеть это и войти во вторую стадию, когда восприятие мира обретает новую устойчивость. Мы не имеем таких наставников, поэтому вынуждены искать наиболее безопасный путь, заботясь о том, чтобы не скомпрометировать своим провалом столь важное начинание, как супранавтика. К счастью, традиция тольтеков, по нашему мнению, открывает пути для относительно безопасной работы, она же сформулировала идеи, необходимые для реализации супранавтики, тогда как в восточных источниках они слишком завуалированы.