Часть II
Глава VIII
Основой мира разные люди называют различные категории. Одни — материю, другие — сознание, но самые мудрые не отличают одно от другого и говорят об Абсолюте — Брахмане.
Брахман един, но наш мир — мир множественности. Брахман неподвижен, но мы видим движения. Как же так ?
2. Займись созерцанием бурного горного потока. Пусть Солнце рождает мириады бликов. Созерцай… Созерцай… И вот перед тобой раскрывается мир — подвижный, живой. Ты видишь, нечто в гигантских пространствах громоздится, усложняется и вновь опадает. Проносятся белые тени, застывают, взаимодействуют, разлетаются в стороны… Картина этого, рожденного созерцанием мира только отдаленно связана с картиной течения. Прежде, чем заниматься подробным изучением свойств этого мира, ответь на вопрос: “Объективен или субъективен он?”. Он субъективен, ибо без созерцающего разума его не было бы. Он объективен, ибо все, что разум созерцал, все конфигурации бликов существуют независимо от разума ( существуют ! ). Ситуация непривычная. Этот мир не является субъективным, но он не является и объективным. Ни то, ни то — вот формула, описывающая природу мира.
3. Что поддерживает существование мира в процессе его созерцания ? Движущаяся вода, свет, сознание. Древние наставники передали нам, что мир множественности рождается в неподвижном, едином Брахмане взаимодействием трех гун — тамаса, раджаса и саттвы — и космического сознания — Атмана. Вот и ты, друг, участвовал в роли Атмана в создании мира на основе взаимодействия трех, в отдельности непрерывных, единых компонентов — воды ( тамас ), поля скорости (раджас), солнечного освещения ( саттва ). Устранение любого из компонентов устраняет мир множественности.
Глава IX
Сознание — неотъемлемое, всепронизывающее свойство Брахмана. Гуны и их сочетания многолики. Следует мыслить мир не пустотой, содержащей редкие вкрапления вещества, а бурлящим, вихрящимся, до пределов заполненным множеством всевозможных сочетаний взаимодействующих гун. Каждый вихрь, каждый поток, выделенный из общего хаоса и существующий хоть какое-то время, ассоциирует с собою часть общего сознания Брахмана, приуроченного к вовлеченным в этот вихрь гунам.
2. По аналогии с турбулентным потоком можно систематизировать движения по признаку протяженности и длительности. Можно говорить о характерных масштабах этих движений. Однако, нет масштаба наибольшего ( “нет ничего, что было бы вне Брахмана” ), нет масштаба и наименьшего ( “ нет ничего , что содержалось бы внутри Брахмана” ), иначе можно было бы сказать, что Брахман состоит из этих вихрей наименьшего масштаба, как из атомов.
3. Следует признать, что в Брахмане отсутствуют детерминированные, либо случайные или вообще хоть как-нибудь описуемые движения ( “Брахман неподвижен” ). Единственное, что об этих движениях можно сказать, что они произвольны и, поскольку речь идет не только о механических перемещениях, а о движении в самом общем смысле, то раджас в Брахмане генерирует множество произвольных состояний, когда последующее состояние, вообще говоря, никак причинно не связано с предыдущим. Именно поэтому нельзя сказать, что в Брахмане что-либо происходит. В наблюдаемом нами мире подобный тип движений имеют турбулентные потоки и еще ближе — свободный огонь.
Глава Х
Совсем иная картина открывается, если приурочить рассмотрение не к Брахману вообще, а к множеству вихрей, движений некоторого выделенного масштаба. Применим еще раз аналогию с турбулентным потоком. Одной из определяющих его черт является наличие потока энергии от вихрей большего масштаба к вихрям меньшего масштаба. Эта энергия диссипирует в наименьшем масшабе и приводит к повышению энтропии. Известно, что с энтропией тесно связано понятие информации. Они в некотором смысле противоположны друг другу. Возрастание энтропии эквивалентно убыли информации. Очевидно, что потоку энергии, текущему по иерархии вихрей сверху вниз соответствует поток информации, текущей снизу вверх.
2. К движениям выделенного масштаба сверху приходит энергия, поддерживающая эти движения. Снизу же приходит информация. Итак, весь мир распадается на две области: первая, которую можно изучать, к ней можно прикладывать усилия, энергию и преобразовывать ее, и вторая, из которой черпается, которая дарит всю энергию для избранного масштаба движений и о которой нет никакой регулярной информации. Аналогия слишком близкая к положению человека в мире, чтобы ее считать беспочвенной.
3. Как же выглядит мир, если его созерцать с позиции избранного уровня движений. Созерцающим разумом здесь является часть сознания Брахмана ( часть Атмана ), которая отождествляет себя с избранным вихрем. Этот разум фильтрует всю поступающую к нему информацию по признаку соизмеримости с собой самим (это продолжение самоотождествления Сознания с частным проявлением). Вспомни, как ты из всего множества бликов в потоке отфильтровал те, которые в совокупности породили иллюзию некоего мира, объекты которого ты мог бы назвать и за судьбой которых ты мог бы следить. Это и есть проявление соизмеримости.
4. Соизмеримость — фильтр, который отбирает из всей предложенной информации только ту, которая образует впечатление существования совокупности достаточно устойчивых явлений. Разум зрит как бы череду сменяющихся кадров мозаики и упорядочивает их в себе так, чтобы была иллюзия непрерывного существования. Поскольку последующие кадры слабо связаны друг с другом, явление считается идентичным, если оно на последовательных кадрах различается не более, чем на некоторый разрешенный допуск. Наиболее сильно неопределенность явления выступает у объектов с наименьшим наблюдаемым масштабом, так как они лежат на грани соизмеримости. В этом коренятся квантовые свойства и вероятностная природа микромира.
5. В порожденном тобою мире носились, двигались какие-то тени. При желании их можно было бы принять за существа. Они воистину существа и обладают сознанием. В той мере, в какой они захватывают в своем существовании гуны, они обладают самостоятельным разумом, как и ты. В той мере, в какой ты сопровождаешь их жизнь своим вниманием, ты переносишь на них часть своего разума и они обладают им.
6. Сияние мириад бликов — достаточно богатая основа для того, чтобы ты мог, проявив волю, изменить по своему судьбу выбранных существ, не нарушая основных правил отбора. Если же света мало, то и твоя воля окажется ограниченной, существа будут двигаться и меняться “по инерции”, подчиняясь наиболее вероятным обстоятельствам, будут упрямиться.
7. Каков мир с точки зрения этих существ? Их существования когерентны, поскольку корни их в тебе. Они действительно могут ощущать друг друга и прочие объекты их мира. Они осознают движение. Лозунг их познания — причинность ( отражение твоей соизмеримости ). Им дано тобою пространство и время. Раз начав упорядочивать события в терминах причинности, пространства и времени они построят свою картину мира, и даже многие картины мира. Все эти попытки будут иметь общие черты в силу того, что каждое из существ познает мир и приходит в мир не пустое, а в контексте твоего созерцания, неведомого им. Для измерения протяженностей и длительностей существа создадут эталоны, принадлежащие их миру, как и они сами, и придут к выводу, что они обитают в бесконечном, безграничном и вечном мире с однородным пространством-временем (ибо их эталоны внутренние! ).
8. Какую бы конфигурацию потока ты ни созерцал, их мир будет таков. Однородность, изотропность пространства-времени в свою очередь повлекут основные законы сохранения в физике их мира.
Глава XI
Мир порожденных существ простирается вглубь до границы соизмеримости твоих представлений, твоей сущности с отфильтрованной, но по природе своей беспричинной, хаотичной картиной.
2. Верно и обратное — щупальца хаоса простираются в порожденном тобою мире. Мощнее всего они внизу, но дотягиваются и до самого верха, до тебя.
3. Вследствие соседства хаоса мировосприятие порожденных существ кардинально отличается от твоего. То свойство, качество какого-либо явления, которое для тебя несомненно, для этих существ расщепляется на пару свойств и качеств. Одно из этих свойств наследует твои представления, другое — наследие хаоса.
4. Граница расщепления неведома существам и поэтому единый по природе процесс они способны воспринимать в терминах многих и многих пар противоположных понятий.
5. Древний наставник учил, что человек, поднявшийся до уровня божественного восприятия мира, взирает на пары земных противоположностей как на два колеса колесницы, несущие ее вперед.
6. Для того, чтобы почувствовать, узнать первичные по отношению к нашему миру категории, нужно научиться проводить в сознании синтез непримиримых, казалось бы, противоположностей. Таковые, например:
Прекрасное — Безобразное,
Доброе — Злое,
Живое — Мертвое.
Эти пары могут быть синтезированы понятием ДЕЙСТВИЕ.
7. В микромире мы изучаем поведение частиц в терминах нашего мира и убеждаемся в неадекватности этого подхода. Всем уже известно, что элементарная частица не имеет определенных координат и импульса. Нельзя точно назвать момент взаимодействия частиц и их энергию одновременно. Мера неадекватности характеризуется соотношением неопределенности. На его сонове можно заключить, что один из законов фильтрации, наложенных на хаос и порождающий наш мир таков: явление ( частица ) считается самотождественной, если описывающее ее свойство “действие” в последовательных реализациях различается не более, чем на некоторый фиксированный зазор ( квант действия ). Сами же пространственные, временные, энергетические и т.п. характеристики не важны — они вторичны.
8. Другим указателем фильтра, действующего в нашем собсНо одновременно и вопреки этой официальной позиции многиеи лютная скорость света. Для самотождественности этих частиц пространственные и временные характеристики безразличны, вторичны, важна лишь названная комбинация.
9. Полезно воспитывать в себе убеждение, что в нашем мире первично движение, действие, а не пространство, время или причинность.Эти последние порождаются встречей движения ( хаоса ) и покоя ( фильтра ), ибо сказано: “Знаки Отца вашего — движение и покой”.
Глава XII
В людях глубоко коренится привычка “внутреннего” объяснения мира. Вся современная наука ориентирована на поиски именно такого объяснения. Постулатом здесь является саморазвитие, самоусовершенствование явлений мира. В некотором смысле эта позиция верна и дает возможность получать конкретные результаты. Она верна в том отношении, что мир действительно обладает самодвижением, но неверна, когда это самодвижение относят к локальным явлениям мира. Результативность научного подхода объясняется фундаментальным, всепронизывающим, одухотворенным единством мира, но наука признает лишь материальную, субстанциональную сторону этого единства и ищет его корни где-то в мире элементарных частиц или даже за его пределами. Но одновременно и вопреки этой официальной позиции многие и многие люди с интересом и благоговением познают проявления мира на самых разных качественных уровнях, и в них живо убеждение, что они общаются с самой истиной, будь то химик, биолог, астроном или психолог.
2. Наука эффективна в пределах любого из избранных качественных уровней явлений, когда этот уровень обособлен в понятиях от других и все чудо ввзаимопроникновения, взаимодыхания уровней загнано в набор определений первичных научных понятий. Наука традиционно буксует, когда берется решать вопросы типа: как из не-вещества получается вещество, как из не-жизни получается жизнь, из не-разумного — разумное, из по-ведения индивида — социальная динамика и т.п.
3. Упомянутая неэффективность науки и рационального ра-зума вообще коренится во “внутренней” ориентации, в том, что они с упорством будут искать, где же притаилась жизнь в этой кучке атомов, и никогда не посмотрят вокруг, не встанут на позицию “внешнего” описания.
Глава XIII
Примером внутреннего подхода является традиционный анализ категорий формы и содержания. Так уж повелось, что человек “состоит” из органов тела. Органы из клеток, клетки из атомов, атомы из частиц и т.д. Под категорию соддержания подсовывают просто другую форму, взятую разве что с иного качественного уровня.
2. Следует воспитывать в себе убеждение, что содержание, приуроченное к избраной форме, есть дополнение этой формы до Абсолюта. Сама же форма и вся иерархия форм — проявление характеристик фильтра и результат фильтрации множества произвольных состояний — которое и есть Абсолют.
3. Формы сами по себе мертвы и пустая шелуха. Вся жизнь, которая так радует нас в нашем мире форм, от их содержания, от Абсолюта.
4. Пояснением сказанному пусть послужит судьба рожденного тобой в медитации мира. Вот ты видишь некое сущство. Оно движется, общается, распадается… Судьба его формы определяется совсем не тем, что сквозь эту форму протекают блики — формы другого, меньшего масштаба. Эта суддьба, сущность, содержание существа зависит об общей конфигураци потока, от конкретных вихрей не меньшего, а большего, чем оно масштаба ( а значит не осознаваемых этим существом ) и самое важное — его содержание заключено в тебе как в атмане этого существа. все самое важное для этого существа заключено “вне” его.
5. Попробуй объяснить ему, что его содержание “вне” его, и оно бросится за разгадкой своей судьбы мимо тебя в мир таких же существ, как оно само и во внешний для него мир, но на самом деле в мир “внутренний”.
6. Существо должно пройти сквозь игольное ушко своей самости, вывернуться наизнанку, тогда оно получит ответ, ибо Учитель сказал: “Если те, которые ведут вас, говорят вам: смотрите, Царствие в небе! — тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно — в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас”.
7. Учитель сказал: “Почему вы моете внутри чаши и не понимаете того, что тот, кто сделал внутреннюю часть, сделал также внешнюю часть?”
3. Почему сумма частей объекта не равна объекту? Именно потому, что целостный характер скоплению частей может придать только поддерживающее влияние взаимодействия неких из сторон гун. Ни через какую из частей, взятую отдельно, такое взаимодействие не происходит.
4. Раскрытие нового канала для взаимодействия гун порождает эффект качественного скачка, или как говорят, переход количества в качество. Объект, обладающий таким новым качеством, черпает его не из скопления своих элементов, а из того нового, доселе неизвестного, слоя или уровня Абсолюта, в котором он имеет теперь представительство.
5. Качаственное многообразие наблюдаемого мира на разных ступенях его организации объясняется не тем, что с усложнением структуры проявляются скрытые ранее, латентные свойства элементарных частиц, но тем, что с каждой ступенью проявляются все новые и новые аспекты Абсолюта. Например, никаких зачатков биологической жизни электроны не несут. При изучении живого биолог может ощутить непосредственное близкое дыхание Абсолюта, а не пропущенное через длинную цепочку форм, начиная с субэлементарных частиц. То же самое относится вообще к любой сфере деятельности.
6. Учитель сказал: “Если плоть произошла ради духа, это — чудо. Если же дух ради плоти, это — чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое богатство заключено в такой бедности.”