Выше был приведен обзор методов активизации второго кольца силы в разных традициях. Практически все они на эту проблему смотрят как на обогащение новыми свойствами обычного человеческого тела. В результате возникают сложные переплетения повседневной жизни с магическими проявлениями, в которых легко запутаться. Тольтеки выбрали для центра сосредоточения новых способностей ту часть тела внимания, которая задействована во время сна. Тогда до поры до времени первое кольцо силы как бы не участвует в развитии. Повседневная сторона личности как бы защищена от непрошенных вторжений и чувствует себя в безопасности.
Что может быть столь эфемерным, нейтральным и индивидуальным, как сон? При всей его значимости, мы с легкостью отбрасываем воспоминания о снах вскоре после пробуждения. Однако, во сне проходит треть жизни, его природа почти совсем не ясна науке, и при более близком знакомстве с гностическими традициями оказывается, что это могучий инструмент духовного совершенствования, которым люди систематически пренебрегают. Ситуация полностью аналогична явлению внутреннего диалога — волшебный ключ лежит на виду, но его не замечают .
По древнеиндийским источникам развитие сознательного управления снами является одним из 112 способов открытия врат сердца. В Агни-йоге много говорится о необходимости бодрствования во сне.
Ф.Меррелл-Вольф /З/ утверждает, что «…человек по существу может спать, пребывая активным в физическом теле, и большая часть жизни здесь проходит именно в этом состоянии. В противоположность этому, некоторые состояния, в которые входят, когда тело спит, в действительности более бодрственны, чем любое из тех, которые возможны в физическом теле. Переживания этих состояний у большинства людей бывают редко, но у некоторых случаются чаще. Они имеют некоторые замечательные признаки. Наиболее важный из них — действие, которое они оказывают на бодрственную жизнь. Они могут обогащать, углублять внешнюю жизнь, дать ей другое направление. Они приводят к возрастанию истинной разумности. Это — предвестники Подлинной Жизни.»
Там же «… Обычный человек не знает во сне, что он спит. Это означает, что он еще не овладел перекрестным соотнесением своего бодрственного сознания с уровнем Космического Сознания. В этом случае он переживает предвкушение того, что произойдет с его сознанием после смерти. Но можно видеть сны и в то же время знать, что спишь, сохраняя в уме память бодрственного сознания. В этом случае сознание совершило перекрестное соотнесение. Так вот, сделать это хотя бы раз в жизни достаточно, чтобы получить средства, благодаря которым человек, отделившись от физического тела, был бы способен прервать состояние послесмертного сна. Это, несомненно, решительный шаг к Познанию, к Просветлению. Так что ученик хорошо сделает, если тщательно изучит все феномены, связанные со сном и бодрствованием.»
Для того, чтобы понять механизм и важность сознательного управления снами, нужно вновь остановиться на проблеме внешней долговременной памяти. Как было показано ранее, памятью о мире служит сам мир. Некоторую ограниченность этого утверждения мы исследуем далее, а сейчас важно только, что первое внимание человека организует мир, захватывая определенный набор линий мира своими волокнами тела внимания. Собственно, те волокна, которые заняты удержанием линий мира нашего окружения и называются первым кольцом силы. Функцию непроизвольной памяти выполняют волокна группы В, когда они находят в прошлом опыте аналоги наличных раздражителей. Поскольку мир непрестанно изменяется, необходимо, чтобы имелась процедура включения новых линий мира, не встречавшихся ранее, в круг операций первого кольца силы.
Впечатления от окружающих предметов вначале удерживаются вспомогательной памятью, использующей волокна, предназначенные для воображения и внутреннего диалога. Оценка и усвоение дневного опыта, передача его в фонд долговременной памяти происходит во сне. Т.к. наш мир все-таки относительно стабилен, то основная часть работы сознания ночью заключается в сравнении пережитых впечатлений с эталонами референтной системы, причем львиная доля новых впечатлений не в силах повлиять на уже сформированную шкалу для вероятностного прогнозирования поведения. Во сне мы часто видим не сами дневные впечатления, а как бы заголовки тех смысловых разделов, к которым сознание относит их в результате обработки. Например, если днем мы видели капающую из крана воду, то во сне вполне можно пережить потоп.
Было бы прекрасно, если бы дневные впечатления всегда были так просто связаны с темой сна, однако, это не так. Сон — настоящая загадка, в особенности это касается темы сна и развития событий. Бытует мнение, что сон — это отпечаток дневного опыта. Тем, кто верит в это, рекомендуется сегодня же сознательно отобрать что-то из дневного опыта и увидеть это в ближайшую ночь во сне.
Получатся, что хотя мир и является памятью о самом себе, доступ к этому хранилищу информации происходит только через несколько уровней организации психической деятельности. Референтная система — только один из таких этапов подготовки информации для повседневного пользования волокнами группы В.
Средства обработки информации для экономного планирования поведения затрудняют нам прямой доступ к самой информации.
Причина, почему снам уделяется такое большое внимание, заключается в том, что во сне мы оказываемся гораздо ближе к источнику активности нашей силы творческой проекции, чем днем. Сон ведь и состоит в работе по изменению конфигураций линий мира, вернее, в изменении системы коммутации связей с этими линиями. Субъективно тот и другой процесс переживаются одинаково. В бодрственном состоянии референтная система сглаживает резкие изменения во внешней обстановке. Дон Хуан говорил, что наш тональ умеет сделать так, что самая яркая и очевидная демонстрация нагваля остается незамеченной. При этом возникают напряжения в теле внимания. Ночью мы упрощаем коммутацию линий мира, избавляемся от «узлов» и «разрывов» в картине мира.
Сон предоставляет уникальную возможность наблюдать проявления активной фазы творческой проекции. Поэтому так настоятельна необходимость повысить уровень самосознания во сне. Поскольку обычный сон лишен его, то весь опыт по активному творчеству пропадает почти впустую. Очень малая его часть превращается в навыки бодрственного сознания. Не известны никакие попытки целенаправленного научного освоения творческого потенциала сна. И это несмотря на то, что история культуры знает множество примеров, когда именно во сне приходили важнейшие решения. Недаром народная мудрость говорит; что утро вечера мудреннее.
В традиции тольтеков развитие навыков сознательных снов, которые там называются сновидениями, играет первостепенную роль. Сближение самосознания и активной фазы творческой проекции- это то, что они назвали ростом личной силы. В /2/ говорится: «… Воин на пути знания ищет силу, и одна из широких дорог к силе есть сновидение. Воин не считает их снами, он признает их реальностью.
… Воин на пути знания — незапятнанный охотник за силой. Он не пьян, не безумен, и у него нет ни времени, ни расположения, чтобы передергивать или лгать самому себе. Ставки слишком высоки для этого.
… Сновидения — реальность для воина потому, что он в них может действовать сознательно, выбирать или отказываться от поступков. Воин может выбирать среди различных моментов, ведущих к силе, может манипулировать с ними и использовать их, тогда как в обычных снах, он не может действовать сознательно.
… Сновидения, пожалуй, более реальны, чем то, что мы делаем днем. В сновидениях ты имеешь силу, ты можешь изменять вещи, ты можешь находить бесчисленные скрытые факты, ты можешь контролировать все, что хочешь…»
Первый шаг на пути овладения сознательным сном по дону Хуану — это понять однажды во сне, что ты спишь, и совершить там какое-нибудь заранее запланированное простое действие, например, посмотреть на свои руки. Тот, кто попробует выполнить это незамысловатое задание, скорее всего увидит, что ему для этого явно чего-то не хватает. При всей привлекательности задания, полоса бессознательности, как правило, наглухо преграждает путь. Требуется провести настоящую осаду этой крепости, чтобы пал хотя бы первый ее бастион. В увлекательном изложении К.Кастанеды подробности техники освоения сновидений несколько завуалированы, поэтому необходима самостоятельная методическая разработка психофизической стороны проблемы. Автор счастлив выразить глубочайшую благодарность Т.С., чей талант помог сократить до минимума количество усилий, необходимых для осуществления названного намерения.
В предыдущей главе говорилось о различных традициях укрепления и расширения сознания. Практически каждая культура имеет для этой цели свою технику. Концентрация и релаксация внимания приводит к развитию новых резонаторов во втором кольце силы. Во время ночной переработки дневного опыта рано или поздно будет воспроизведен факт функционирования этих новых резонаторов. Не удивительно, что в результате сознательность во сне повышается. В рамках многих традиций этой стороне не уделяется основного внимания, так как многообразие новых ярких впечатлений в сновидении может надолго отвлечь ученика от работы над основной проблемой в данной традиции. Действительно, если ставить целью достижение окончательного слияния своего сознания с Абсолютом, какое бы название ни использовалось для его наименования, то сновидческая практика выглядит отвлечением. Одновременно она подвергает изощренной проверке моральные качества ученика. Задачи супранавтики, с другой стороны, прямо сопряжены с овладением активной фазой творческой проекции, причем для многих людей. В современной ситуации нет времени ожидать, когда массы людей созреют достаточно, чтобы осуществить прорыв непосредственно к вершинам Абсолюта. Этот прорыв гарантировал бы чистоту исполнения поставленной задачи, но повторяем, ситуация такова, что проблему супранавтики нужно решить за 20 — 30 лет, иначе человечество захлебнется в собственных отходах, а еще хуже, в собственной крови.
Итак, многие традиции достигают сновидений как побочный и нежелательный продукт. Любая из упомянутых в главе 10 дисциплин, в принципе, приводит к успеху. Важным моментом здесь является правильный учет характера деятельности сознания во сне. Уже говорилось, что ночью происходит подстройка наших эталонов сравнения к условиям изменяющейся реальности. Поэтому для выхода к сновидениям приходится все более и более оттачивать технику концентрации и релаксации внимания. Подчеркивается, что ученик должен каждый день выходить за свои привычные границы. Формальное выполнение психофизических техник быстро перестает сказываться на эффективности сознания во сне.
Обойти эту трудность можно тремя связанными между собой путями: во-первых, наращивая количественную сторону садханы, отдавая упражнениям все больше времени; во-вторых, внося в практику элементы творчества. Ф.Меррелл-Вольф вообще отмечал, что в его случае техника начинала приносить плоды, если только он переиначивал ее в соответствии со своими собственными представлениями о сущности садханы. В-третьих, следует найти способ сознательного формирования содержания референтной системы. Это была бы настоящая победа, так как тогда можно было бы встречать во сне именно те сюжеты, которые нужны, а не какие-то их прототипы. Об этом подробно будет рассказано в следующей главе.
Поначалу, однако, в распоряжении ученика только первый способ преодоления трудностей искусства сновидений. Понятно, что время занятий садханой невозможно увеличивать беспредельно, просто из-за ограниченности суток. Выходом является принятие такого стиля жизни, который в наилучшей степени соответствует задачам садханы. Например, во многих традициях предписываются непрестанные скитания. Понятно, что в этом случае почти вся новая информация входит в состав референтной системы, а не отсеивается как типичная. Быстрая смена эталонов помогает осознать способ их формирования.
Тольтеки придерживаются стиля жизни, называемого жизнью воина на пути знания. В третьей книге /2/ приведены подробнейшие сведения о характере такой жизни. В целом она производит впечатление гораздо более здоровой, целеустремленной, интересной, чем наша обычная суета. При всем при том, что протекает она в рамках того же самого мира, что и наша обычная жизнь. Качество поступков систематически оказывается на очень высоком уровне, если измерять его с точки зрения морали, что, однако, совершенно не уместно, так как движущим мотивом воина является не социальный успех, а обретение личной силы. В результате, он способен достичь такой непривязанности к основным ценностям мирской жизни, что это выглядит как героизм, но его цели выходят за рамки обыденного мира.
Основной техникой настройки сознательного сновидения является остановка внутреннего диалога при мысленном удержании образа сна в своем сознании. В сочетании с выполнением почти всех действий дня на фоне отключенного диалога это приводит к успеху. Дополнительными техниками являются пристальное созерцание предметов мира и практика неделания. Последнее заключается в развитии умения непривычного отношения к обыденным вещам. Например, можно обращать внимание не на листья на дереве, а на пространство между ними, не на звуки, а на моменты тишины. Эта практика приносит неисчерпаемый запас новых, необычных впечатлений, что помогает расшевелить наше сознание во сне, одновременно оттачивая нашу творческую способность.
Перечислим вкратце основные этапы овладения искусством сновидения Первый, уже названный — простое осознание во сне, выполнение там какого-либо заранее намеченного действия.
Далее, следует добиться увеличения, длительности сновидений.
Потом следует отрегулировать время сновидения так, чтобы оно возможно точнее соответствовало настоящему моменту, когда ученик спит.
Далее встает задача нахождении во сне заданного места, выбранного заранее.
Наконец, в сновидении совмещается время и место, включая мелкие подробности обстановки. Ученики дона Хуана после того, как имели сновидение какого-либо места, должны были найти его наяву.
Указанные этапы весьма грубо характеризуют путь воина-сновидца, так как очень важно правильно назначать промежуточные цели для сновидения, тогда их практика будет приводить к усилению сознания. В противном случае, при неявном программировании более трудной задачи, чем явно предполагаемая, может возникнуть длительная пауза в сновидениях, что сильно расхолаживает учеников.
Впечатления от сознательных снов часто оказываются более яркими, чем дневные. Перед учеником открывается возможность небывалых ощущений. Простейшее из них — это полет. Вначале он неуправляем, но постепенно можно научиться точно регулировать направление и скорость. Поля и леса, неведомые города, горы и другие планеты — все ждет исследователя. Можно двигаться сквозь скалы и путешествовать под водой в океане. Вам не угрожает опасность задохнуться, так как все жизненные функции выполняет ваше физическое тело, а оно спит в полной безопасности.
То, что перечислено — это сновидческие аналоги тех впечатлений, о которых мы знаем и из обычной жизни. Однако, возникают и такие обстоятельства, с которыми невозможно столкнуться здесь, мир раскрывается многими небывалыми сторонами. И все же основное направление развития искусства сновидения не в этом. Упомянутые красоты — побочный продукт усилий. Нужно всемерно стремиться сблизить планы сновидений с нашей обыденностью. Это трудно с чисто психологической стороны, все равно, что требовать, чтобы заключенный и во сне добровольно видел свою тюрьму. Но все же не следует растрачивать силы на приятные аттракционы, пока не решена главнейшая задача сновидца, о чем ниже.
Сейчас отметим, что методика сновидений — гораздо менее опасный способ воспитания второго кольца силы, чем многие другие. Дело в том, что острие столкновения с Неведомым нацелено на на первое кольцо, с которым мы так привыкли себя отождествлять, а на второе, запасное. Человек осознает, что все происходит во сне. Можно спокойно пережить даже собственное уничтожение.
Когда воспитание второго кольца силы проводят исключительно в рамках дневного опыта, то все его проявления выглядят как непрошенные и зачастую угрожающие вторжения. Например, непреднамеренное отождествление своего тела с каким-нибудь предметом сопровождается вспышкой богатейших ощущений, но все это отступает на. задний план перед ужасом потери себя. В сновидениях все переживается как интересное приключение нашего я, какой бы облик оно ни избрало.
Сновидение — естественный регулятор баланса энергии активной и пассивной фаз творческой проекции. Если энергии мало, то их просто не будет. Сновидения никогда не изматывают человека, как это могут делать феномены второго кольца силы, вторгаясь в повседневную жизнь. Владение техникой переключения внимания позволяет пресечь любые такие поползновения. Дон Хуан говорил, что не должно быть никакой рациональной муры в нагвале, и не должно быть никакой иррациональной муры в тонале. Эта формула позволяет продвигаться в садхане самостоятельно, сохраняя душевное здоровье. Нужно только следить, чтобы продолжалась работа по сближению планов сновидения и обыденного мира. Если увлечься яркими и странными переживаниями, то легко опуститься до уровня астральных выходов, и тогда сразу появляются признаки истощения.
Практика сновидений направлена на то, чтобы постепенно усовершенствовать экипировку второго кольца силы. Поначалу оно совершенно «голое». Может оказаться, хотя и не обязательно, что во сне у вас просто нет никакого тела. Вы присутствуете где-то, обычно летите в пространстве, можете слышать музыку сфер, но тела нет. Постепенно, раз от разу, тело воспитывается. Усовершенствование тела сновидения — это, конечно, очень сложный вопрос, совершенно не изученный наукой. Но не обязательно знать, как все происходит, мы радуемся, что это тело существует и используем его в своих целях. В обыденной жизни мы сплошь и рядом поступаем так же. Механизмы жизни, например, не известны, но дети рождаются исправно.
Практика сновидений имеет важнейшие мировоззренческие последствия для ученика. По мере совершенствования тела сновидения, он убеждается, что как оно, так и обычное физическое тело, не более, чем взаимозаменяемые добавки к его самосознанию. Появляется дистанция между внутренним чувством я и конкретным внешним воплощением в виде какой-либо личности.
При выходах из сновидений, а потом и при входах в них, все лучше осознаются мгновения, когда сознание не находится ни там, ни здесь. Это состояние и есть предпосылка для овладения активной фазой силы проекции, так как любое движение из этой позиции возможно только через воссоздание какого-либо мира. В этой позиции наше сознание находится в центре тела внимания. Так как энергии еще очень мало, то эти состояния очень кратковременны. Сила привязанности к объектам мира влечет сознание скорее вниз, все равно к какому миру, лишь бы ухватиться за что-нибудь прочное.
Поскольку механизм совершенствования тела сновидения неизвестен, то его воспитание ориентируется на обучение его действиям, присущим физическому телу. Так, дон Хенаро обучил своего двойника сотням тонких операций. Сближение сюжетов сновидений с обыденной жизнью возможно лишь при соответствующем усовершенствовании второго кольца силы. Оно как бы учится прорастать в толщу всех переплетений взаимосвязей объектов нашего мира. Эти взаимосвязи осуществлены линиями мира и образуют настоящий войлок в пространстве-времени, в который мы плотно укутаны и имеем впечатление стабильности.
Овладение умением входа и выхода второго кольца силы в обыденное окружение сопровождается тем, что тело сновидения становится видимым для постороннего наблюдателя. Дон Хенаро подробно рассказал обо всех последовательных моментах осуществления этой задачи.
Однажды, когда он посетил место своего сновидения, то увидел, что земля примята именно там, где ему приснилось, что он спит. Потом наступает момент, когда, воин увидит себя самого в сновидении сидящим в обычной обстановке. Это говорит о том, что достигнуто максимальное сближение обеих колец силы во времени, в пространстве и в структурном отношении. Оказывается, что в этой ситуации посторонние люди видят бодрствующего человека, но не видят спящее тело. Наконец, когда дон Хенаро очередной раз увидел себя спящим, он решительно ушел от этого места и бродил по лесу, пока не проснулся…в лесу!
Именно эта операция знаменует окончательный успех воина-сновидца на его пути. Проснуться в позиции сновидения означает, что его второе кольцо силы стало настолько совершенным, что смогло перетянуть к себе все остающиеся части первого кольца, еще связанные с физическим телом. В результате, первое кольцо размыкается и остается только одно — второе. Положение, когда замкнуто только одно кольцо, и называется бодрствованием. Обычно у нас разомкнуто второе кольцо.
Воин-сновидец прибыл к очень важному перекрестку в своей жизни. До сих пор он всемерно приближал свое второе кольцо силы к обыденному миру. По достижении выравнивания уровней обеих колец он владеет возможностью влиять на происходящие события также, как и на события во сне. Таким образом, он распоряжается своей творческой проекцией. По отношению к миру он обрел могущество. Это и есть один из самых страшных врагов человека знания, которого назвал дон Хуан. Здесь человек пришел к развилке, один из путей которой ведет вниз, к черной магии.
Еще в самом начале пути ученик должен решить, что его привлекает, исследование мира или управление людьми. В первом случае он обрел идеальную экипировку. Его новые органы чувств дают столь же достоверные сведения о мире, как и старые, но сфера его деятельности неизмеримо расширилась. Во втором случае ему лучше было не ввязываться в это дело. Ученик должен иметь в виду, что его сновидческие действия когда-нибудь приобретут статус реальных для окружающих людей. Если он решительно не избавится от насильственных наклонностей уже на уровне простых снов, то он либо застрянет на начальных стадиях садханы, и это хорошо, либо же он рано или поздно сам разрушит все то, что ему дорого в мире!
Задачи супранавтики, так же как и идеалы большинства духовных традиций, не имеют ничего общего с тем, чтобы вмешиваться в дела обыденного мира средствами, выходящими за его рамки. Известно, что даже благожелательная сверхопека не может привести ни к чему другому, как к застою. Учителя традиции тольтеков степень невмешательства доводят до того, что оставляют своих учеников задолго до того, как те достигнут сознательного владения вторым кольцом силы. Так ими гарантируется творческий подход к проблеме передачи знания.
После достижения равноценности обеих колец силы ученик должен повернуть фронт своих усилий и направить их на. исследование новых путей освоения мира человечеством. Это сопряжено с выходом за рамки всех привычных очертаний нашего мира.
Решались ли когда-нибудь в прошлом проблемы, которые могли бы служить прототипами в задаче супранавтики? Да.
В седьмом книге /2/ рассказано, что люди знания далекого прошлого умели в отдельных случаях уводить с собой в другие миры население целых городов. Но конкретная методика такого акта неизвестна. Ее придется открывать заново.
Лучше известны магические манипуляции древних видящих. Они выбирали одну из двух стратегий. Либо они переходили навечно в позицию сновидения, захоронив физическое тело в безопасном месте, либо выходили из сновидения в пределах другого мира. В последнем случае они обрекали себя на одинокие скитания или на случайную компанию таких же бродяг.
Древние видящие не смогли решить нескольких проблем. Они считали, что активность второго кольца силы всегда защищает первое кольцо, но это не так. Вторгшиеся захватчики перебили их с таким же успехом, как и простых смертных.
Древние видящие не решили проблемы точного наведения при путе-шествиях, и, главное, при возвращении в наш мир.
Не достаточно была разработана методика коллективного пути на всех этапах.
Далее будет рассказано, как эти проблемы решались новыми видящими.