Что может быть столь эфемерным, нейтральным и индивидуальным, как сон? При всей его значимости, мы с легкостью отбрасываем воспоминания о снах вскоре после пробуждения. Однако, во сне проходит треть жизни, его природа почти совсем не ясна науке, и при более близком знакомстве с гностическими традициями оказывается, что это могучий инструмент духовного совершенствования, которым люди систематически пренебрегают.
Ситуация полностью аналогична явлению внутреннего диалога — волшебный ключ лежит на виду, но его не замечают.
Итак, был приведен обзор методов активизации второго кольца силы в разных традициях http://cmhuman.ru/psixtexn/. Практически все они на эту проблему смотрят как на обогащение новыми свойствами обычного человеческого тела. В результате возникают сложные переплетения повседневной жизни с магическими проявлениями, в которых легко запутаться.
Тольтеки выбрали для центра сосредоточения новых способностей ту часть тела внимания, которая задействована во время сна. Тогда до поры до времени первое кольцо силы как бы не участвует в развитии. Повседневная сторона личности как бы защищена от непрошенных вторжений и чувствует себя в безопасности.
По древнеиндийским источникам развитие сознательного управления снами является одним из 112 способов открытия врат сердца. В Агни-йоге много говорится о необходимости бодрствования во сне.
Ф.Меррелл-Вольф /Пути в иные измерения http://ariom.ru/litera/2002-html/merell-volf/merell-volf-01.htm/ утверждает, что «…человек по существу может спать, пребывая активным в физическам теле, и большая часть жизни здесь проходит именно в этом состоянии. В противоположность этому, некоторые состояния, в которые входят, когда тело спит, в действительнсти более бодрственны, чем любое из тех, которые возможны в физическом теле.
Переживания этих состояний у большинства людей бывают редко, но у некоторых случаются чаще. Они имеют некоторые замечательные признаки. Наиболее важный из них -действие, которое они оказывают на бодрственную жизнь. Они могут обогащать, углублять внешнюю жизнь, дать ей другое направление. Они приводят к возрастанию истинной разумности. Это — предвестники Подлинной Жизни.»
Там же «… Обычный человек не знает во сне, что он спит. Это означает, что он еще не овладел перекрестным соотнесением своего бодрственного сознания с уровнем Космического Сознания. В этом случае он переживает предвкушение того, что произойдет с его сознанием после смерти. Но можно видеть сны и в то же время знать, что спишь, сохраняя в уме память бодрственного сознания. В этом случае сознание совершило перекрестное соотнесение.
Так вот, сделать это хотя бы раз в жизни достаточно, чтобы получить средства, благодаря которым человек, отделившись от физического тела, был бы способен прервать состояние послесмертного сна. Это, несомненно, решительный шаг к Познанию, к Просветлению. Так что ученик хорошо сделает, если тщательно изучит все феномены, связанные со сном и бодрствованием.»
Для того, чтобы понять механизм и важность сознательного управления снами, нужно вновь остановиться на проблеме внешней долговременной памяти. Как было показано ранее, памятью о мире служит сам мир. Здесь важно, что первое внимание человека организует мир, захватывая определенный набор линий мира своими волокнами тела внимания. Собственно, те волокна, которые заняты удержанием линий мира нашего окружения и называются первым кольцом силы.
Функцию непроизвольной памяти выполняют волокна группы В, когда они находят в прошлом опыте аналоги наличных раздражителей. Поскольку мир непрестанно изменяется, необходимо, чтобы имелась процедура включения новых линий мира, не встречавшихся ранее, в круг операций первого кольца силы.
Впечатления от окружающих предметов вначале удерживаются вспомогательной памятью, использующей волокна, предназначенные для воображения и внутреннего диалога. Оценка и усвоение дневного опыта, передача его в фонд долговременной памяти происходит во сне.
Так как наш мир все-таки относительно стабилен, то основная часть работы сознания ночью заключается в сравнении пережитых впечатлений с эталонами референтной системы, причем львиная доля новых впечатлений не в силах повлиять на уже сформированную шкалу для вероятностного прогнозирования поведения. Во сне мы часто видим не сами дневные впечатления, а как бы заголовки тех смысловых разделов, к которым сознание относит их в результате обработки. Например, если днем мы видели капающую из крана воду, то во сне вполне можно пережить потоп.
Было бы прекрасно, если бы дневные впечатления всегда были так просто связаны с темой сна, однако, это не так. Сон — настоящая загадка, в особенности это касается темы сна и развития событий. Бытует мнение, что сон — это отпечаток дневного опыта. Тем, кто верит в это, рекомендуется сегодня же сознательно отобрать что-то из дневного опыта и увидеть это в ближайшую ночь во сне.
Получатся, что хотя мир и является памятью о самом себе, доступ к этому хранилищу информации происходит только через несколько уровней организации психической деятельности. Референтная система — только один из таких этапов подготовки информации для повседневного пользования волокнами группы В.
Средства обработки информации для экономного планирования поведения затрудняют нам прямой доступ к самой информации.
Причина, почему снам уделяется такое большое внимание, заключается в том, что во сне мы оказываемся гораздо ближе к источнику активности нашей силы творческой проекции, чем днем. Сон ведь и состоит в работе по изменению конфигураций линий мира, вернее, в изменении системы коммутации связей с этими линиями.
Субъективно тот и другой процесс переживаются одинаково. В бодрственном состоянии референтная система сглаживает резкие изменения во внешней обстановке. Дон Хуан говорил, что наш тональ умеет сделать так, что самая яркая и очевидная демонстрация нагваля остается незамеченной. При этом возникают напряжения в теле внимания. Ночью мы упрощаем коммутацию линий мира, избавляемся от «узлов» и «разрывов» в картине мира.
Сон предоставляет уникальную возможность наблюдать проявления активной фазы творческой проекции. Поэтому так настоятельна необходимость повысить уровень самосознания во сне. Поскольку обычный сон лишен его, то весь опыт по активному творчеству пропадает почти впустую. Очень малая его часть превращается в навыки бодрственного сознания.
Не известны никакие попытки целенаправленного научного освоения творческого потенциала сна. И это несмотря на то, что история культуры знает множество примеров, когда именно во сне приходили важнейшие решения. Недаром народная мудрость говорит, что утро вечера мудренее.
Леонид Иванов