Рассмотрим подробнее, как функционирует тело внимания. В соответствии с разнообразными функциями волокон его можно подразделить условно на несколько секторов:
А. Волокна, передающие индивиду видовой опыт, в том числе инстинкты.
Б. Те волокна, что безотрывно контролируют рецепторы.
В.Волокна, которые ведут поиск вдоль линий мира, обслуживая запросы группы Б.
Г. Волокна, обслуживающие внутренний диалог и воображение.
Д. Свободные, никак не задействованные волокна, либо же имеющие неизвестное назначение.
Рождение на свет нового существа — загадочный процесс. Пути формирования его организма во многом неясны. В начальной стадии социализации, когда существо как бы рождается в общественном смысле, психологи обнаружили специфический период, называемый импринтингом, когда ребенок усваивает гигантскую информацию, предлагаемую ему внешним миром, совершенно некритично.
Воспринятые в раннем детстве методы анализа моря восприятий ложатся в основу личности ребенка или любого другого существа. По-видимому, импринтинг — это этап достраивания психологических этажей существа, формирование референтной системы. Ему должны предшествовать этапы настройки других систем, физического тела, в том числе, когда создается настоящий скафандр для нового жителя Земли.
Поэтому самым первым в работу должны включаться волокна тела внимания группы А. Именно они формируют облик физического тела и многие психические черты. При этом находят свое постоянное место и волокна группы Б. Ранее говорилось, и здесь повторяется, что наше собственное тело — это равноправный элемент окружающего мира.
Физическое тело составлено из связок линий мира объектов, родственных любым другим вещам. Здесь следует обратить внимание, что при «акклиматизации» нового существа его тело внимания в основном совершает работу по подбору и связыванию воедино подходящих объектов из числа, предложенных группой А.
К сожалению, способность самосознания в этот период у человека ничтожна, он практически ничего не выносит в зрелый возраст из этого богатейшего опыта работы активной фазы силы сознавания. По завершении стадии импринтинга сознание человека становится все более консервативным. Он уже меньше склонен включать в свой психический мир какие-то новые неведомые феномены. Он больше сравнивает с тем, что уже когда-то было.
Известно, что наш здравый смысл — это те предрассудки, которые мы впитали до 20 лет. Основная работа теперь ложится на волокна группы В, занятые поддержанием стабильной картины. Совместно с особенно заметными по эффекту волнами группы Г они образуют то, что мы обычно называем нашим внутренним миром.
По мере формирования психики все более усиливается привязанность нашего Я к явлениям, демонстрируемым памятью, т.е. деятельностью волокон группы В. Теперь последствия работы групп А и Б мы склонны воспринимать как полностью не зависящие от нашего сознания.
Эффект жесткости, неподатливости внешнего мира как раз и порождается нашим пренебрежением или непониманием активной фазы проектирующей силы. Мы уже забыли, как сами же строили свой мир обитания, опираясь на образец, предложенный нашими близкими. Нас никто не предупредил, что это не единственно возможный образец!
Мы наглухо замкнулись в этом мире, мы уже почти задыхаемся в нем. Поэтому самое время попытаться нащупать щель, через которую можно выскользнуть из ловушки. Но так как эта ловушка построена нашим повседневным сознанием, и именно оно специализировано на воспроизведении эффекта замкнутости, то для наших целей оно не годится. Поэтому придется искать другого поводыря.
В психологии давно установлено, что помимо сознания человек имеет то, что называется подсознанием. Эта область очень темна для науки. Туда относят все, что непонятно в психике. Принято сравнивать сознание с узкой рампой, на которой едва умещается один актер-мысль.
Подсознание — это огромная затемненная сцена, на которой действуют многие персонажи одновременно, но она скрыта от нас занавесом неведения. Мы не беремся обсуждать природу подсознания, отметим только, что множество источников гностической мысли утверждает что темная полоса несознания отделяет сознание человека от встречи с очень важной его второй частью.
В «Тогда придите и рассудим» В.Михайлова http://knijky.ru/books/togda-pridite-i-rassudim , например, оказано:»… В процессе проявления в мире Разум становится похожим на двустороннее зеркало. Одна грань его ориентирована на объективный мир, другая на субъект… Сознание человека в некотором смысле лишено возможности пересечь то, что можно было бы назвать бесчувственным заливом бессознательного…
Но поскольку обе грани имеют одну и ту же природу, то между ними все же есть врожденное сходство. Благодаря единству природы двойного отражающего Разума для личного человека имеется возможность интегрировать свое сознание и познать свои корни…»
В поисках нового светильника нам предстоит отправиться в брод через тьму неведения и отсутствия сознания. Очень многие люди уверены, что там ничего нет. Но мы ориентируемся на то, что люди Познавшие, утверждают, что другой берег — есть!
Для описания цели и метода ее достижения воспользуемся терминологией тольтеков. Часть внимания, захваченную повседневным миром, дон Хуан называл первым вниманием. Параллельно с этим он употреблял такое понятие, как первое кольцо силы https://vk.com/photo-53466208_418375177.
Оно кажется близким понятию «я» , ведь именно Я является главной действующей частью человеческого существа в мире. Первое кольцо силы сформировано из волокон тела внимания и не занимает симметричной позиции относительно точки сборки.
Тольтеки учат, что первое кольцо силы не исчерпывает всех ресурсов тела внимания. У него их достаточно, чтобы сформировать еще одно кольцо силы, которое называется вторым. Именно второе кольцо силы используется для зондирования Неведомого.
Оно помогает уравновеситъ первое кольцо и выправить перекос так, чтобы человек смог перенести самоотождествление на точку сборки. Эта позиция сознания называется вторым вниманием и характеризуется уверенным владением активной фазой силы сознавания.
Прежде, чем отправиться в путь, нужно удостовериться, каковы предпосылки его успешного преодоления. Среди всех волокон тела внимания мы указали группу Д, назначение которой неизвестно.
Но от того, что мы ее назвали, мы еще не стали владельцами и распорядителями ее активности. Нужно поискать еще какой-то промежуточный сегмент тела внимания, который был бы свободен, но, одновременно, не был бы столь удален от нашего повседневного сознания, как группа Д.
Чтобы выявить такие волокна, сравним поведение человека и животных. Человек, как мы видели, строит свой тональ и описание мира опираясь на видовой и общественный опыт. У животных второй компонент, а именно обучение, представлен слабо. Но это не мешает им демонстрировать эффективное поведение, для чего у них есть механизм — инстинкты.
С точки зрения внешней модели памяти инстинкты — это видовой фонд успешных реакций организма на предложенные ситуации, записанный на линиях мира особей, составляющих вид. Дон Хуан рассказывал Карлосу Кастанеде, что многие животные избегают ловушек, в которые попадались их собратья, так как «видят» смерть, которая остается у этой ловушки.
Получается, что животные имеют доступ к линиям мира других особей своего вида, а не только к своим собственным. То есть они имеют способность прочитывать опыт других животных, но эта способность ограничена самой общей информацией, жизненно необходимой для выживания.
Например, больное животное может найти нужную травку для лечения. Однако, инстинктивные образцы поведения отличаются застывшей формой. Особенно очевидно это делается, когда животное попадает в искусственную среду. Например, кошка усердно «роет» ямку в полу, а потом также усердно «закапывает» в полу свои экскременты, и бессмысленность таких действий никак не останавливает животное. По-видимому, в аналогичных ситуациях человек говорил бы о ритуалах, которые он обязан с свершать по заветам предков.
В «Активном социально-психологическом обучении» Ю.Емельянова http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?blang=ru&id=117735&lang=Ru&page=Book перечислены примеры многих действий, которые мы совершаем, несмотря на их бессмысленность. Однако, они считаются обязательной ритуальной принадлежностью жизни культурного общества. Но происхождение обусловленности поведения людей имеет иные корни, чем у животных.
Человек, в значительной степени освободился от инстинктивной программы. В этом процессе большую роль сыграло возникновение культуры. Она как бы заместила собою распорядительную функцию инстинктов. Именно по мере высвобождения из-под власти инстинктов человек попадал под гнет родовых табу. Система табу получила чрезвычайное развитие и стала настолько всепроникающей, что человек не заметил, что освободился от инстинктов.
Об эффективности регулирующей функции культуры говорит тот факт, что человек при его запрограммированности не меньшей, чем инстинктивная, а более тонкой и всепроникающей, использует всего 3% своего мозга. Колоссальная избыточность нервной системы человека известна. Природа ее совершенно загадочна.
Одна из гипотез, которая кажется удовлетворительной, предполагает, что избыточность образовалась в результате отмирания огромной массы инстинктов. Человек, действительно, по сравнению с животными просто обнажен перед природой, если под защитой понимать доступный видовой фонд образцов успешного поведения во множестве ситуаций. Но зато у каждого человека, оказывается, есть огромный резерв нервной организации, о назначении которого нет никаких научных предположений.
Но в гностических традициях всегда придавалось решающее значение тому факту, что человек — это существо принципиально новое по сравнению с животными. И дело не в интеллекте, мы видим, что интеллект сам по себе выполняет только функцию эффективной замены инстинктов при ужасающей ущербности остальных душевных качеств.
Дело в космическом предназначении человека, в той роли, которую ему еще только предстоит сыграть, и о которой он зачастую не догадывается. Люди предпочитают пока ютиться в трехпроцентных рамках известного мира и отворачиваются от того неведомого, что, символизируется 97% неиспользуемой познавательной способности.
Факт фундаментального значения заключается в том, что при интеллектуальной и другой сознательной деятельности используются те самые волокна, которые некогда были задействованы в инстинктивной программе. Значит, через понимание механизмов этой деятельности можно расширить зону активированных волокон тела внимания. Т.е. группы Г и Д на самом деле представляют один сегмент. Для овладения всем его объемом нужно расширить границы группы Г. По этой причине следует считать наше воображение зачатком второго кольца силы.
Помимо наличия чисто количественных резервов тела внимания, важно оценить и степень активности, подвижности волокон, деятельность которых мы осознаем. Главное, что бросается в глаза при сравнении внешнего и внутреннего мира — это инертность, неподатливость первого и текучесть, эфемерность второго.
Итак, все, что мы воспринимаем непосредственно через органы чувств,- это дело первого кольца силы. Эффекты внутреннего диалога и обрывки воображения — это эмбрионы второго кольца, это та доза его силы, которую мы можем вынести, не впадая в шок.
Леонид Иванов