“Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”
Когда ученик на пути христианских мистерий достигает качества милости, описанного в предыдущей главе, он поднимается и к следующему достижению. Его сознанию раскрывается следующий шаг постижения на пути. Для того, чтобы вы поняли ценность этого нового шага, о котором говорится в словах Христа: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”, мы вкратце еще раз вернемся к заповеди “Блаженны милостивые”.
Как мы видели, милость имеет отношение не к какой-либо степени человеческой доброты, но к определенной степени развития святилища сердца, посредством которого может себя проявить магия души возрожденного человеческого существа. Магия души относится к потоку неземной Любви, и благодаря ей ученик познает себя безлично соединенным со всем человечеством. Эта связь одновременно и положительна, и отрицательна. Посредством отрицательной связи ученик способен определить состояние, в котором пребывает близкий ему человек, включая его сознание, душу и тело. Ему становятся понятны особенности, потребности, желания, а также недостатки личности, как в самом общем, так и в очень личном плане. Таким образом, из-за отрицательной связи ученик становится свидетелем всех страданий и грехов, всех ужасных, примитивных дикостей своих близких, причем как в отношении их последствий, так и в отношении самих их вибраций. Благодаря такому состоянию бытия он становится тем, кто принимает на себя все страдания этого мира. Отрицательная душевная связь может оказаться настолько интенсивной, что если ученик увидит двух людей, оскорбляющих друг друга, то краснеет от стыда, который должен был бы почувствовать агрессор, но не чувствует. Он, кроме того, чувствует боль жертвы, при том, что тот человек может и не осознавать боли. Из-за такой связи жизнь ученика в море беспорядка и зла, охватывающего человечество, становится чрезвычайно тяжелой, и он временами едва может выносить ношу пастырского страдания, сопряженного со служением Господу. Однако, в моменты величайшего напряжения он непрерывно переживает благословенную истину слов Спасителя: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут”. Крест природы никогда не становится непереносимо тяжким. Великая радость, которая не от мира сего, поддерживает его и делает его сильнее, чем когда-либо прежде.
Позитивная связь — не ассимилирующая, но излучающая. Когда ученик переживает страдания, грехи, боль и недоразвитость близкого человека, мучается вместе с ним, то благодаря позитивной связи он возвращает своему близкому нечто совершенно иное, нежели то, что получает от него непосредственно, или переживая по его поводу. Излучение силы этой позитивной связи единства, которое в девяносто девяти случаях из ста передается в абсолютно безличной форме, приходит к получателю как великое утешение и проявляет себя как невыразимое благословение. Но в огромном большинстве случаев эта сила воспринимается подобно пламени. Простой человек не может вынести Света небесной Любви. Он воспринимает ее как испепеляющий пожар. Она действительно напоминает жар лихорадки, которая очищает и изгоняет болезнь, но из-за негативности воспринявшего человека, она кажется ему болезненной, и он считает ее виновницей всякого рода осложнений.
Поймите это хорошенько, совершая пастырское служение нашему Господу. Когда собрание с полной верой поет: “Мы обрели в Иисусе друга, который рядом с нами вечно”, и который на себе испытывает наши страдания, который страдает за нас, при том, что мы даже не догадываемся об этом из-за своей всепобеждающей глупости и узкомыслия, ибо мы едва способны уловить хотя бы мимолетный отблеск истинного масштаба собственного ничтожества. Имейте в виду, что эти же люди, пользующиеся благотворным влиянием отрицательной связи души с Христом, в то же самое время затронуты и позитивной связью души с нашим Господом. Иными словами, наши диалектические проблемы не только не остаются нерешенными, но они становятся еще острее! Когда кто-то сознательно и как бы по приглашению отрицательной душевной связи раскрывается к ней навстречу, то он в полной мере будет испытывать и огонь положительной связи души. И если человек не изменит себя и свою жизнь фундаментально, этот огонь превращается в лихорадку, в испепеляющую дисгармонию, в гнев Божий. Понимание этой истины принесло бы человечеству больше пользы, чем тысяча проповедей.
Когда ученик на пути христианских мистерий обнаруживает, что магия души начинает заявлять о себе и проявлять свою силу в его жизни; когда он начинает испытывать, что приобщившись к Христу он подвергается также и пастырским страданиям из-за негативной душевной связи; что благодаря позитивной связи души он может помочь своим близким неземным образом; когда ученик на этом пути оказывается в состоянии распространять милость и получать милость взамен, тогда к нему обращается новое предупреждение, ему дается новый совет, и перед ним раскрываются новые перспективы. Это новое предупреждение, совет и перспектива передаются в Заповеди: “Блаженны чистые сердцем”. Ученик должен четко понимать, что новая способность его души должна стать абсолютной. Прежде, чем ученик сможет использовать способность своей души личным образом, его сердце должно быть очищено. Это означает, что святилище сердца и состояние всей его души должны быть подняты на такой уровень, на котором остается минимум потребностей. Такое очищение сердца никогда не может быть результатом некоего разумного понимания. Никто не может достичь очищения сердца, основываясь на решимости. Оно — всегда итог длительного процесса.
Мы уже много раз обсуждали связь души человека с его кровью, а именно то, что кровь — это один из аспектов души. Еще древние утверждали: “Душа человека — это его кровь”. Из-за того, что сердце является буквально телесным мотором, перекачивающим кровь, и именно благодаря сердцу кровь обновляется и пополняется новыми атмосферными силами, понятно, что чистота сердца прямо сказывается на чистоте крови и ее потенциале. Некоторым кажется, что чистота относится просто к уходу за телом. Другим, что чистота — это характеристика состояния души. Третьим, что чистота — это качество сознания, понимаемое в абстрактно-мистическом смысле. Мы же утверждаем, что чистота — это следствие качества крови. И она включает в себя все, и сознание, и душу, и тело. Способность усвоения, присущая сознанию, восприимчивость ума, способность судить и рассуждать, проницательность, позволяющая видеть ситуацию со всеми ее противоречиями, вариантами и внутренними связями, способность оказать людям именно ту помощь, какая им требуется в трудной ситуации, понимание, когда нужно сказать, а когда промолчать, все это зависит от качеств крови. Впечатления, которые вы, будучи учеником, можете получить на пути посредством отрицательных контактов души, подвергаются просеиванию и отражению в свойствах вашей крови. Тогда как положительная душевная связь, в свою очередь, всецело зависит от образа, который спроецирован кровью в ваше сознание. Поврежденная линза не может дать истинного изображения, затуманенное зеркало смазывает картину.
Вот почему ученикам на пути и вообще всем людям, обладающим интуицией, приходится учиться на опыте болезненных переживаний, когда они пытаются направить корабль, пользуясь собственной интуицией, а тот вновь и вновь натыкается на рифы. Поэтому первейшим требованием является чистота крови и развитие ее качеств. Только с таким компасом вы сможете плыть безопасно, ибо чистота сердца означает: зреть Бога. “Зреть Бога”, означает обладание такой сознательной, из первых рук, связью с божественным водительством, со всеобщей божественной целью, что впечатление или интуиция, полученные на такой основе, обеспечивают полную уместность и гарантируют правильную реакцию.
“Узреть Бога” означает, что между Божественным миром и учеником не остается никакого барьера, и такое состояние достигается чистотой сердца, то есть посредством очищения и развития тех свойств крови, которые фокусируются в святилище сердца. Поэтому было бы не плохо разобраться, как все же ученик может достичь необходимой чистоты сердца. Ибо, обрести качества, которые должны быть внесены в человеческую жизнь, не приняв на себя боли, невозможно. В мистических экзальтированных медитациях на божественных ценностях, смысла нет. Что же тогда требуется от нас в этой связи прежде всего? Кровь проницает все наши органические структуры, ткани и клетки. Наш человеческий Храм может действовать только благодаря посредничеству крови, со всеми ее аспектами и вибрациями, обсуждать которые мы сейчас не будем. Вначале мы получили свою кровь от родителей при рождении, а потом, на этом базисе, произвели уже собственную кровь, в возрасте где-то около семи лет. В нашу кровь также впечатаны итоги жизней наших предшественников в микрокосмосе. Все, что мы получили от своих родителей, от предков, а также из неведомого прошлого микрокосмоса, внесло свою лепту в магнетические качества крови, согласно принципу “подобное притягивает подобное”. Проявляется также определенный круг специфических природных компонентов, зависящих от семьи, расы, народа, к которому относится род. К крови все мы прикованы природой, и поскольку эта природа падшая, а качество крови низкое, на сцене разыгрывается человеческая трагедия, которая захватывает человека на протяжении нескончаемых эонов.
Разумный искатель Бога, узнавший о такой зависимости от крови, и стремящийся к освобождению, понимает, что ему следует что-то предпринять самому, и установить связь с местами вхождения Христа в наш мир. Таким образом, ученик начинает процесс, ведущий к чистоте сердца. И это не отравление мистикой, а научная процедура. Ученик должен себе ясно представлять, каким образом этот процесс должен начаться, вникнуть во все его аспекты, ибо должна произойти регенерация сознания, души и тела. Уже с самого начала ученик должен ясно понять, что вопрос стоит не о тенях, а о самом существенном, не о словах, а о делах, и что любой внешний поступок имеет свою основу во внутреннем действии.
Из фрагментов Нагорной Проповеди, таких как “Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя”, или “Если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя”, ученик поймет, что речь идет о вполне научном, структурном обновлении. И рука, способная умиротворить и свершающая определенные магические действия, и глаз, принуждающий человека концентрироваться на определенных ценностях, должны быть изменены в отношении их активности. Тогда происходит то, что ученик ставит себя “под действие Закона”. По своей воле, основываясь на глубочайших потребностях и самых заветных желаниях, он отдается “воздействию Закона”.
Что такое, этот Закон? Это Закон, воплощающий в себе божественный план относительно мира и человечества, предписывающий, как человек должен действовать, каким требованиям удовлетворять, и какими путями ходить, чтобы разорвать кандалы, приковавшие его к крови, и в ходе этого процесса обрести чистоту сердца. Наивысший ли это Закон? Является ли жизнь под Его управлением конечной целью? Конечно, нет. Закон — это программа действий, это динамичное поле духовных вибраций, в котором и благодаря которому в нас раскрывается осознанная цель жизни. Цель же жизни под управлением Закона — подготовить человека к тому, чтобы он сам стал Законом для себя, чтобы поднялся над ним и, таким образом, усилил благодетельность действия этого Закона на пользу всех остальных.
Мы должны научиться смотреть на Закон, как на лестницу Иакова, спустившуюся с небес, по которой Божьи ангелы могут свободно двигаться вниз и восходить наверх. Вы можете, конечно, представить себе лестницу в виде двух жердей с перекладинами, вы можете думать о Законе, как о неких заклинаниях и формулах, вы можете симулировать жизнь под Его управлением, и тем самым Его проституировать; вы можете даже бояться Его, ибо в Послании Римлянам сказано: “Пред Законом все грешники, нет ни одного праведника, ни одного”. Однако, вы можете также посмотреть на Закон, как на универсальное учение, явленое Христом на собственном примере, как на руку, протянутую вниз от Бога, как на крест, который человек должен научиться нести и понимать, как крест, соединяющий время с вечностью. Для истинных учеников, Закон — это проблески света, лучи универсальной истины, на которые он должен научиться отвечать, на каждый луч по очереди. Каждый луч обозначен простой формулой, с любовью предлагаемой примитивной способности восприятия падшего человека, который решил взойти по лестнице, и таким образом, открывающей ему путь, посредством простых, но серьезных требований.
Силы крови становятся чище и развиваются, преодолевая кандалы природы, посредством идеальности, моральности и реальности. Идеальность ставит вопрос, почему? Моральность — во имя чего? Реальность — как?
“Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”
Теперь мы улавливаем эти слова, как идею. При некоторых условиях, предъявляемых к потенциалу крови, мы обретаем связь с Божеством. Аналогично, мы понимаем, что такое мораль. После “почему” мы видим “для чего”. Чистота сердца дает нам возможность правильно действовать в отношении милости, правильно оценить отрицательную душевную связь, и оказать правильную помощь посредством положительной душевной связи. А теперь наступает очередь реальности. За видением и восприятием должны следовать реализация и динамизм. Мы не можем остановиться на созерцании, ибо в этом случае мы на отрицательный манер уподобились бы Авелю. Нет, мы должны овладеть реальностью, и можем это сделать благодаря Закону, который нас обновляет и приближает к Богу. К слову, действие Закона планомерно и научно. Если уж мы узнали, что потенциал нашей души захвачен, привязан к колесу посредством крови, то только логично, что мы подвергаем атаке этот замкнутый природный круг систематически меняя стиль собственной жизни, снизу вверх! Однако, ученикам следует держать в уме, что стиль жизни — не цель, это только средство к цели.
Таким образом, исходя из жестокой реальности ученик начинает преодолевать один барьер за другим, проходит сквозь реальность, и приближается к моральности, пока не реализует в конце концов саму идею “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”. Словами не передать этого блаженства. Возможно только со временем подтвердить его посредством добра, истины и справедливости, предлагаемых человечеству в качестве утешения и благословения. Поймите, что чистота сердца означает наивысшее развитие души, ее абсолютное могущество и полное очищение крови.
“Господи, кто будет обитать в твоих кущах? Кто будет обитать на твоих святых Горах?” Тот, кто продвигаясь, восходит, праведно трудиться и говорит истину от всего сердца. Тот, кто свершает это, никогда не прейдет.