Для наиболее полного понимания взаимоотношений человеческого сознания с миром, нужно наряду с эволюцией человека в обычном биологическом и социальном смысле рассмотреть и предэволюцию. Под последней подразумевается еще почти не исследованный процесс достижения сознанием статуса трехмерного существа. Как раз с предэволюционной точки зрения делается понятной роль восприятия объектов различных размерностей.

На каждой ступени лестницы размерностей существо может созерцать во внешнем мире формы с размерностью на единицу меньше, чем оно само, хотя за этими формами и стоят объекты вполне с ним соизмеримые. Взаимодействие с объектами высшей и низшей размерности невозможно во внешнем мире по причине взаимной «прозрачности».

При очередном восхождении ранее приобретенные способности восприятия внешних объектов не исчезают. Они наследуются в виде возможности внутреннего чувства того или иного рода. Аналогом такого наследования может служить превращение рецепторов, реагирующих на соленость воды у простейших обитателей моря в рецепторы, ощущающие соленость крови, которые расположены в самом мозгу человека.

Именно благодаря наследованию органов чувств сознание человека не потеряло связи с теми уровнями мироздания, которые предшествуют атомно-молекулярной форме вещества. Если человек активизирует эти связи, то он убедится, что психическая энергия действительно превосходит ядерную.

Эволюция Самосознания является следствием и дополнением к непрестанному внедрению Сознания в глубины материи, о чем говорилось ранее. Освоение мира объектов может начаться с самых простых его представителей — с нульмерных. При дальнейшем росте Самосознания естественно, что уже освоенные объекты будут служить буквально точками отсчета.

Опыт одномерного существа по внешнему наблюдению нульмерных образов соседей, по последующему их поглощению и осознанию возникших в результате этого изменения во внутреннем состоянии поможет понять, как возникло прочное соотнесение одномерных объектов, как таковых, с их нульмерным сечением. Нульмерное сечение выступает как сжатая характеристика всего объекта, как его смысл. Контакт с истинно нульмерным объектом теперь будет вызывать ассоциацию с исследованным ранее и поглощенным одномерным объектом.

Отождествление нульмерных объектов со смыслом может вызвать недоумение, но его подкрепляет то соображение, что именно смысл обладает свойством, аналогичным геометрической точке, а именно, дальнейшей неразложимостью на составные части, окончательностью в этом отношении.

 

При реализации двумерного существа его связь с одномерным предшественником не исчезает, а входит составной частью в тело новой бесконечно более богатой надстройки, которая теперь есть существо. Это помогает ему не потерять контакт с нульмерными объектами, что случилось бы неминуемо, т.к. во внешнем мире двумерное существо может созерцать лишь одномерные образы.

Старый опыт по упорядочению и осмыслению впечатлений ложится теперь в фундамент нового существа. Этот фундамент в очень малой степени подвержен пересмотру, т.к. пересмотр сопряжен с очень тонким манипулированием объектами, для чего двумерное тело слишком грубо. Вся система прежних связей объект-смысл становится оценочной матрицей поведения существа, как бы его программой.

Каковы же наши субъективные ощущения, когда мы вступаем в контакт с одномерными объектами? Прежде всего, как явствует из сказанного, этот контакт может переживаться только как внутреннее ощущение. Можно утверждать, что это переживание внутреннего звука, т.е. не звука, вызванного внешним раздражителем, а тем первичным опытом звучания, с которым сравнивается любой звуковой раздражитель в нашей жизни.

Дополнительным доводом в пользу указанного соотнесения одномерных объектов из Множества Произвольных Состояний /МПС/ со звуком может служить очевидный факт, что для запоминания звучания и его воспроизведения достаточно одномерной дорожки в звукозаписывающем аппарате.

Наверное, наиболее просто указать место в нашем внутреннем мире для двумерных объектов из МПС. Очевидно, это зрительные образы, но так же как и для звука, здесь понимаются внутренние образы, что сродни воспоминаниям.

Трехмерные объекты МПС во внешних проявлениях совпадают о формой. Во внутреннем мире их следует соотнести с чувством тела и с осязанием. Но наиболее сильные ощущения в нашей внутренней жизни связаны с эмоциями. Если мы чувствуем, что всегда остаемся выше звука, выше зрительных образов, то эмоции буквально захватывают нас целиком и нередко руководят нашим целостным поведением.

Зачастую нет более веского соображения для человека, чем «я хочу» или «мне не нравится». Все это свидетельствует о соизмеримости эмоций с самым фундаментом нашего существа. Поэтому можно предположить, что мы переживаем эмоции, когда наше тело вступает в контакт с объектами МПС, которые имеют размерность по пространству не ниже трех.

Уже неоднократно подчеркивалось, что взаимодействие между объектами различных размерностей возможно не иначе, как в результате симуляции дополнительной размерности тем объектом, у которого она ниже. Поскольку волокна тела внимания — это одномерные образования, то для осуществления их контакта с мировыми линиями объектов должны быть построены какие-то промежуточные структуры.

Носителями этих структур в нашем теле являются рецепторы. Они играют роль резонаторов, которые возбуждаются от внешних воздействий и передают его волокнам тела внимания. Эти последние доставляют для сравнения переживания предыдущего опыта, включая опыт предэволюции.

Для пояснения приведем пример. Известно, что мы ощущаем тепло какого-либо предмета при прикосновении к нему, но в природе нашего мира нет такого качества, как тепло. Есть хаотические движение молекул, которое воздействует на наши рецепторы. По неизвестной причине волокна тела внимания ставят в соответствие этому раздражителю субъективное переживание тепла. Аналогично, ухо как резонатор осуществляет соответствие микровибраций молекул с переживанием звука. Глаз как резонатор помогает поддержанию соответствия между электромагнитными колебаниями и субъективным переживанием окрашенного света.

На входе нашей нервной системы действуют только раздражители, соизмеримые с нашим телом, т.е. трехмерные. Интерпретация этих воздействий как разнообразных субъективных переживаний становится возможной благодаря коммутирующей функции волокон тела внимания. Они соединяют наличные раздражители с эталонными, но поскольку эталоны возникали на самых различных эволюционных ступенях развития, то система соотнесения пронизывает собой всю иерархию пространств.

Установленные соответствия между трехмерным раздражителем и его восприятием, вероятно, основывается на информационной соизмеримости того и другого. Помимо прочего, это еще и экономно.

Теперь становится понятным утверждение древних индийских философов, что помимо внешних органов чувств мы имеем и внутренние. Они говорили, о глазе глаза и об ухе уха, и называли эти скрытые органы индриями.

Одновременно проясняется неизбежность модельного раздражения рецептора. Ведь само воздействие трехмерного раздражителя не порождает в сознании нужного образа. Чтобы его получить, нужно обратиться к ощущениям скрытых органов чувств.

В результате восприятия объекта через резонаторы всех возможных видов и в результате соотнесения этих воздействий с эталонами возникает вертикальная конструкция, соединяющая элементы МПС различных размерностей. Эту конструкцию будем называть цепочкой осознания. Наиболее устойчивые цепочки осознания формируются в процессе воспитания. Поэтому их конфигурация у индивида является оттиском таковой у всего общества.

В зависимости от размерности объектов, входящих в цепочку осознания, возникают различные феномены культуры.

Так цепочка

3 — 0

реализует ритуалы, когда определенным действиям сопоставляется определенный смысл.

Цепочка

3 — 1 — 0

реализует речь. Ею оказываются связанными объекты нашего мира, их смысл и звуковое выражение смысла, вернее, его символическое выражение, ибо слова — не более, чем знак какого-то смысла.

Цепочка

3 — 2 — 0 

реализует письменность, когда о смысле заявляет двумерный символ.

При формировании целостных впечатлений об объектах мира элементы МПС оказываются объединенными волокнами тела внимания в связки или в пучки. Вся история объекта записана в таком пучке, поэтому можно сказать, что пучок и есть объект, взятый в целом на протяжение всего его существования.

В моменты ощущения рецептором объекта он как бы «прокусывает» мировые линии, осуществляя контакт с их содержимым, и посылает по нервам электрический импульс. Одновременно в окрестности этого контакта выстраивается цепочка осознания, соединяющая объекты уже разных размерностей, так что здесь запечатлевается и смысловая и эмоциональная оценка, сопутствующая факту осознания.

Таким образом сознание человека получает возможность обращаться к памяти не только по видимым признакам объекта, но и по его оценке. Например, можно вспомнить мгновение, когда на душе было так же радостно, как и сейчас, или вспомнить звучание иностранного слова, которое имеет тот же смысл, что и слово родного языка.

Как уже говорилось, способ сопоставления трехмерных объектов и смыслов вырабатывается в процессе воспитания. Все общество генерирует в пространстве-времени в прожитые моменты разветвленную надстройку над миром обитания. Эта надстройка как бы представляет совокупную общественную картину мира, в которой записан весь опыт людей. Это — настоящие хроники акаши, если воспользоваться теософской терминологией. Тольтеки называли это образование тоналем времен. Важно подчеркнуть, что новорожденный человек нуждается в гиде-воспитателе для того, чтобы научиться строить свой тональ в соответствии с общественным.

Леонид Иванов