Настала пора рассмотреть соотношение программы супранавтики с окружающим миром. Главнейший вопрос заключается в том, готовы ли люди принять к реализации ее идеи. На первый взгляд кажется, что между нами и повседневным бытом пролегает пропасть. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что это далеко не так. Обнаруживается целый комплекс тенденций, которые идут в нужном направлении, но их потенциальное значение просто не осознается.
В последние годы вновь начала подниматься мистическая волна. В третьей главе говорилось, что так традиционно проявляется активизация поискового инстинкта на уровне общественного сознания. Мистическими настроениями того или иного вида охвачены огромные массы людей. Многие пытаются преодолеть свою тревогу в лоне старых почтенных учений. Но вне всякого сомнения, среди них есть множество тех, кто по темпераменту склонны к активному поиску выхода в новой ситуации, вместо того, чтобы ритуально повторять некогда успешные действия, совершенные другими людьми в других обстоятельствах. Настала пора, когда им нужно потрудиться на благо всего человечества, причем труд их будет не только высокодуховным по результату, но и по методу, так как будет полностью определяться способностью оперировать в области второго и третьего внимания.
Успех программы зависит от того, насколько много людей окажется в состоянии оценить роль второго кольца силы в их жизни. Поэтому его проявления должны быть каким-то образом предварительно инициированы. Так вот, и в этом отношении ситуация складывается благоприятно. По общему признанию, сложность современной жизни быстро возрастает, особенно это касается производства. Буквально ни один аспект общественного бытия теперь не может быть оставлен на самотек. Повышение качества работы стало насущной потребностью во всех сферах. На Востоке всегда утверждалось, что если вы хотите выполнить работу хорошо, то исполняйте ее, как йог. По этой причине становится понятно, почему все шире внедряются методы психофизической настройки. Начало положила медицина, но если нечто спасает больных, то почему это нечто нельзя использовать в других областях? Вслед за медициной подключился спорт, затем сфера организаторской деятельности. Теперь становится очевидным, что психотренинг полезен и в научной работе, и в обучении и т.д. В результате видим, что методология, берущая свое начало в йоге, хотя и не разглашает о своем источнике, буквально врастает во многие области деятельности. Стремление общества выжить в усложняющейся обстановке вынуждает его обратиться к дотоле скрытым резервам человеческое психики. Таким образом, круг лиц, проходящих подготовку, активизирующую второе кольцо силы, быстро увеличивается.
Понятно, что обращение к аутотренингу не означает автоматически, что человек готов принять идеи супранавтики. Настоящая активная поддержка может придти со стороны тех, чья эмоциональная установка выходит за круг повседневных забот и ценностей, имеет глобальный характер.
Активизация поисковой активности часто проявляется через возникновение множества глубинных социальных и культурных течений. В крайних формах они могут даже провозглашать неприятие каких бы то ни было общепринятых ценностей. При всем отталкивающем впечатлении, производимом ими, нужно осознать, что преемственность в развитии общества в периоды потрясений обеспечивается не благонамеренной серединой, а какими-то группами дивергентов. Социальные катастрофы прошлого это убедительно демонстрируют. Достаточно вспомнить первохристиан в разлагающемся античном мире или группы революционных заговорщиков в новое время.
Продолжая выявлять людей, уже получивших опыт включения в работу второго кольца силы, отметим, что существует эффект массовой непреднамеренной садханы, возникающей в условиях перенапряжения и повышенной концентрации внимания на производстве. Как говорилось в десятой главе, любая садхана, и сознательная, и непреднамеренная, приводит к активизации второго кольца. Даже отдельные проявления этой активности ошеломляют людей. Зачастую они сами себя считают психически больными, а медики с ними в этом соглашаются.
Давление со стороны второго кольца силы увеличивается еще и по причине эволюционного созревания людей. По многим источникам видно, что если несколько сот лет назад для достижения каких-либо результатов в садхане требовались многие годы упорного труда, то теперь эти достижения лежат буквально на поверхности. Можно констатировать, что обострение ситуации с психическими заболеваниями — это проявление роста духовного потенциала людей, но этот рост не находит себе адекватного применения. Очень многие вероятные психические больные при правильной ориентации вместо того, чтобы быть тяжелым грузом для общества, могли бы стать передовым его отрядом в деле освоения неведомых сторон мира.
Вспомним также массовое и не менее болезненное явление наркомании. Очень многие обращаются к наркотикам из-за любопытства, в силу желания прикоснуться к неведомому, и падают жертвами коварных препаратов. Уравновесить эту сильную тягу можно только еще более сильной, но здоровой программой. На путях супранавтики человек встретиться с огромными дозами Неведомого, его хватит для утоления любого голода, но эта практика не сопровождается ослаблением здоровья и разума, а наоборот, их укреплением. Для тех, кто уже имел несчастье соприкоснуться с наркотиками, жизненно необходима переключиться на методы психотренинга, чтобы преодолеть свою привязанность. Настоящие устойчивые успехи в освоении других миров достигаются без посредства галлюциногенов, об этом недвусмысленно сказано в /2 /.
Резюмируя, можно сказать, что сотни, если не тысячи людей, уже сейчас могли бы согласиться, что программа супранавтики, в том или ином аспекте, соответствует цели многих духовных устремлений.
Дело за тем, чтобы все заинтересованные лица могли с ней ознакомиться. Коль скоро желающие принять участие в программе супранавтики найдутся, то для них немаловажным будет выяснить, в какой мере она отвечает потребности людей в дружеском общении. Ведь известно, что во множестве источников, касающихся проблем духовного роста, утверждается, что на этом пути человек становиться одиноким. Такая перспектива может быть привлекательной для того, кто измучен невзгодами и предательством людей. Но для тех, кто воспитан в духе коллективизма, это как раз отрицательный момент. Мы не раз убеждались, что создать здоровый, дружественный, работающий коллектив бывает очень трудно, но зато ничто не может сравниться с ним в эффективности в достижении цели и с наслаждением принадлежать ему. Если плодами духовной работы может воспользоваться только сам человек, если ему не с кем будет поделиться, не с кем проверить себя, то многие усилия обесцениваются в его глазах.
Основным доводом одиночества является близость дороги духовного роста и смертного пути человека, а в смерти он одинок. Словесная невыразимость высоких переживаний служит дополнительным барьером между обычными людьми и теми, кто приобщился к Тайне. Правда, факт общения Учителей и учеников показывает, что совместная деятельность возможна. Но когда явное руководство отсутствует, то в среде искателей зачастую происходит раскол по причине того, что каждый видит цель по своему. По нашему мнению, для преодоления раскола необходимо сформулировать цель духовного поиска настолько широко, чтобы в ее рамках нашлось место для людей, обладающих самыми разными темпераментами и жизненными установками. Задача супранавтики вполне отвечает этим требованиям. Она включает в себя широкий спектр целей, присущих самым разным традициям, вплоть до высочайших, но усилия направляются не столько на достижение личного или группового успеха, сколько на реализацию жизненно важного для человечества проекта.
Учение тольтеков, на которое мы опирались при формулировке всей проблемы, конечно, далеко не единственное. Но их концепции о двух кольцах силы, о светящемся теле, о точке сборки, о шаблоне, о тонале и нагвале дают возможность сознательного и согласованного продвижения на тех этапах, которые другие традиции полагают уже неподдающимися словесному объяснению, а только иносказательным намекам.
Чтобы понять, как это становится возможным, нужно еще раз остановиться на проблеме взаимопонимания людей. Сотрудничество является самоочевидным фактом только до той поры, пока не выясняется, что каждое живое существо — это светящийся кокон, а вовсе не тот организм, который мы обычно наблюдаем. Видящие сообщили, что имеется явление сонастройки внешних и внутренних эманаций, которая делает возможным осознание чего-то, лежащего за пределами светящегося тела. Но помимо осознания нужно объяснить еще и взаимопонимание. Его происхождение не так очевидно, если вспомнить, что сознание каждого человека оперирует только внутри своего светящегося тела. Теперь ситуация общения двух человек напоминает общение цивилизаций, обитающих в разных уголках вселенной и могущих обмениваться только сигналами, но не предметами. В работе Б. Пановкина /38/ установлено, что такие цивилизации могут понять друг друга в результате обмена сигналами только в случае тождественности их субъективных картин мира. Здесь нужно учесть, что наша научная картина мира, которая нам представляется объективной и независящей от субъектов, является все же субъективной по отношению всего человечества, так как опирается только на его биологический и исторический опыт. Оказывается, что если картины мира заметно отличается, например, в результате разного набора органов чувств, то взаимопонимание цивилизаций становится невозможным. Если же картина мира сильно расходятся, то цивилизации могут оказаться вообще взаимно ненаблюдаемыми. Очевидно, этот анализ подтверждает сказанное ранее о роли тоналя. Существа, опирающиеся на непересекающиеся тонали, живут как бы в разных пространствах.
Итак, взаимопонимание между системами возможно только при достаточной близости их картин мира. Спрашивается, чем же обеспечена эта близость у людей? Можно говорить о сонастроенности или резонансе эманаций, но все же это не более, чем наглядный образ. Ведь природа агента, переносящего информацию и обеспечивающего синхронную перестройку эманаций у множества людей, совершенно не ясна. Им не может быть никакое известное науке поле, так как все, что ей известно, с гарантией находится внутри светящегося кокона. Можно попытаться найти носителей такой сверхинформации среди экзотических частиц, населяющих физический вакуум или Множество Произвольных Состояний. Однако, это дело будущего.
Отметим, что в некоторых учениях роль универсального передатчика информации возлагается на Абсолютное Сознание, в море которого погружено все множество материальных образований. В этих учениях предельное достижение формулируется не как подъем по ступеням эволюции сознания, а как скачок мимо всех ступеней сразу в лоно этого Абсолютного Сознания /3,4/. В рамках нашего изложения мы не будем больше обсуждать вопрос о природе Предельной Реальности, нам важно подчеркнуть, что взаимодействие между сознаниями существ, укрытых внутри светящихся тел, поддерживается неким агентам, природа которого совершенно загадочна. Это не мешает нам ежесекундно прибегать к посредничеству этого агента, даже не замечая его. Но и со своим отражением в зеркале мы «сотрудничаем» внешне успешно, хотя природа электромагнитного поля и электрического заряда не выяснена до конца.
Итак, сотрудничество — есть. Но в обычной жизни это сотрудничество осуществляется только в рамках первого кольца силы. Многие учения интерпретируют духовный опыт, как совершенно отличный от обыденного, в результате, в них исчезает возможность взаимопомощи на духовном пути. Концепция же двух колец силы так аранжирует резервный потенциал человеческого сознания, что становится очевидным, что наша обыденная жизнь не менее удивительна, чем любые проявления магии. Действия во втором кольце силы, в принципе, не отличаются от таковых в первом. Поэтому идея сотрудничества может быть с успехом перенесена на всю область второго внимания, то есть на те состояния человека, когда он отождествляет свой центр не с каким-либо из колец силы, а с центром тела внимания, или с точкой сборки. Пример воинов партии дона Хуана показывает, что даже вхождение в царство третьего внимания, когда человек располагает свой центр в самом сердце своего вихря эманаций, даже эта в высшей степени мистическая операция может быть выполнена сознательно и коллективно.
Как сообщают социологические доктрины, человек — общественное животное. Оказалось, что человеку нужно сообщество не только ради выгод разделения труда и удовлетворения эмоционального голода, но и для гораздо более фундаментальной задачи, для поддержания стабильности картины мира. Длительная уединенность часто приводит к умопомешательству, как и многие другие элементы непреднамеренной садханы. Важность сообществ и заключается в коллективном вкладе в настройку эманаций каждого человека. Из-за голографичности механизма воссоздания мира в сознании очень важна широкая база настроенных эманаций. Только тогда субъективная картина мира будет достаточно четкой и стабильной. Сам человек не может долго поддерживать в одиночку такую широкую настройку. Получается, что мы действительно помогаем друг другу нести бремя мира, хотя и делаем это непреднамеренно.
Полноценная взаимопомощь начинается, когда группа людей приступает к целенаправленному развитию своих скрытых резервов. Поскольку эта деятельность не совпадает с обычной устремленностью общества, то индивидуальные усилия должны быть очень велики. Они сравнимы с теми усилиями, которые обитатель пустынного острова прикладывает для того, чтобы сохранить человеческий облик. Но одно дело сохранять то, что знаешь и имеешь, другое дело — завоевать неведомое. Здесь огромную важность имеет даже сам факт существования хотя бы нескольких единомышленников, но еще больше роль группы возрастает при сознательном использовании возможностей сонастройки. Дело в том, что тольтеки установили и выразили в правиле Орла, что люди имеют генетически определенную специализацию в области второго внимания. Это очень хорошо, так как разные индивиды настраивают разные зоны эманаций. В совокупности получается гораздо большее поле, чем то, которое мог бы настроить один человек. Поэтому-то для наибольшего облегчения пути очень важно правильно укомплектовать группу, чтобы перекрыть весь диапазон возможностей. По настоящему работу по подбору группы может выполнить только видящий, он действует наподобие художника, когда тот смешивает краски, чтобы получить нужный тон. Но на первых порах, пока видение не развилось, достаточно простой человеческой интуиции.
Главнейшие черты магической специализации обнаруживаются в том, что женщины оказываются либо хорошими сновидцами, либо хорошими сталкерами. Мужчины совмещают обе эти способности, но не достигают в них такого виртуозного уровня, как женщины /2/. Группа должна иметь и тех и других специалистов. В программе супранавтики роли распределяются так, что сновидцы — это штурманы пространства, сталкеры — штурманы времени. Задача первых ясна — привести к другим неведомым мирам. Для того нужно суметь отклеить свое второе кольцо силы от тоналя людей. Это очень трудно, так как все обучение проводилось на фоне всемерною сближения планов сновидения и бодрствования, вплоть до совпадении их. После всей этой выучки нужно суметь пренебречь возможностями, открывающимися в рамках нашего мира, и устремить свое внимание к другим мирам. Это желание должно быть по настоящему сильным и искренним. Здесь не помогут никакие увертки, так как сновидение управляется нашими самыми глубинными намерениями.
Одно дело сновидческое зондирование какого-либо мира, и совсем другое дело полное в него вхождение. Для этого необходимо разомкнуть свое первое кольцо, что весьма трудно при сильном различии планов. Здесь важна роль сталкеров, ибо они как раз и являются воинами первого кольца силы. Они собирают второе кольцо силы на своих же линиях мира, поэтому они могут работать с первым кольцом без страха разрушить свой мир. Их позиция, когда они размещаются на одной и той же связке линий мира, но в разные мгновения времени, помогает развернуть им взгляд против течения времени. Тогда для них раскрываются огромные возможности для импровизации, весь наш мир уже не представляется им таким застывшим и неподвижным. Становятся возможными самые необычные вещи. Но помогая сновидцам разомкнуть их первое кольцо силы, сталкеры сами нуждаются в помощи, так как им еще труднее, чем сновидцам оторваться от обыденного мира. На сталкеров еще возложена задача оберегать группу от конфликтов с внешним окружением.
Нет сомнения, что программа супранавтики, опирающаяся на представление о мире и человеке, существенно отличающиеся от общепринятых, часто будет вызывать раздражение со стороны посторонних лиц. Перелом в отношении может наступить только в результате убедительной демонстрации успеха, но это дело будущего. Пока же будет полезна некоторая скрытность. Групповая работа, должна выглядеть как «невинное чудачества». Чем дольше супранавтика будет лишина ореола общественной престижности, тем лучше.
Еще раз обращаем внимание, что задача сталкеров не в том, чтобы побеждать в конфликтах, а в том, чтобы оберегать группу от самого их возникновения. Уже много говорилось, что тому, кто мечтает управлять людьми, лучше не обращаться к садхане. Любимыми символами таких искателей являются Сила и Энергия, вместо Знания. На этом пути рано или поздно они соприкасаются с личностями типа Григория Распутина, а что из этого выходит, мы не раз видели. Как сказал один из Махатм, шарлатаны — это естественное прикрытие для учения.
Понятно, что любое перемещение тела легче, чем меньше его масса. Аналогичный закон справедлив и для супра-путешествий. Но роль инертной массы здесь играет сила неконтролируемых привязанностей членов команды к различным аспектам мира людей. Выход заключается не в тем, чтобы воспитать в себе равнодушие бревна по отношению к миру, непривязанность не имеет ничего общего с равнодушием. Любой начинающий искатель обременен огромным грузом привязанностей. Причем сам человек их не видит, так как они неосознанны. Группа в первичном ее состоянии — это скорее гора балласта, чем воздушный шар. Главнейшая функция группы заключается в том, чтобы помочь каждому освободиться от излишнего груза закоснелых привычек. Эту работу нельзя превращать в бездушное и жестокое критиканство, от этого группа развалится. Анализ привязанностей должен протекать в контексте овладения очередным уровнем в технике супранавтики. Человек должен ясно видеть, ради чего он отказывается от очередной уютной иллюзии.
Понятие непривязанности — одно из фундаментальных в йоге. Оно весьма трудно поддается анализу. В адрес духовных искателей прошлого часто выдвигалось обвинение, что они, мол, ненавидели все живое, мечтали, чтобы весь мир исчез в бездне хаоса. Думается, что в такой оценке скрыто непонимание непривязанности. Исторически она часто принимала форму примитивного отрицания, но можно понять людей, живущих в условиях затянувшегося кошмара, каковым представляется множество исторических формаций. Нам важно прояснить роль непривязанности в современной ситуации. Прибегнем к аналогии. Когда вы с упоением читаете захватывающую книгу, то не замечаете, как листаете страницы. Это отношение к каждой отдельной странице и есть непривязанность. Никакой библиофил не станет портить текст, прочитав его. Он ценит книгу в целом, но именно поэтому очень бережно относится к каждой странице. Привязанность означала бы, что человек вцепился в одну, понравившуюся или просто в первую попавшуюся страницу, и боится расстаться с ней. Но тогда дальнейшее чтение невозможно, замысел книги остается скрытым. Супранавт с любовью и бережно относится ко всему живому в любом из миров, но понимает, что каждый из конкретных миров — лишь страница в книге Мироздания.
Выше уже говорилось об индивидуальных методах работы по преодолению привязанностей, искусство сталкера почти целиком посвящено именно этому. В плане коллективной работы тольтеки используют интересный прием, когда собирают в пары очень похожих людей. Секрет здесь прост. Наблюдая раздражающее вас поведение партнера, вы тем не менее знаете, что он — ваша копия. Тогда легче осознать себя самого. При отсутствии такого идеального напарника попробуйте среди своих знакомых выбрать самого неприятного для вас человека, а у него самый неприятный для вас недостаток в поведении. Скорее всего этот недостаток присущ и вам! Так иллюстрируется общий принцип садханы: все раздражающие вас обстоятельства — отражения ваших же несовершенств.
В результате притирки группа постепенно создает свой собственный тональ, который мало зацеплен с обыденным тоналем. Если это выразить на языке физики, то инертная масса всех членов команды переходит в энергию взаимодействия. Группа достигает уравновешивания всех противоположностей. Повторяем, не искоренения, а гармонического сочетания и уравновешивания!
Работа по подготовке совместного полета начинается с самого факта совместных занятий. Важна взаимная симпатия членов команды, даже некоторая влюбленность, но не замыкание в диады. Существует большой арсенал психофизических техник, которые помогают развить взаимопонимание в группе, симпатию, сочувствие, доходящее до уровня телепатии /28/. На этой основе вырабатывается единство команды. Теперь она стала почти невесомой относительно обыденного мира, и можно отправляться в путешествие.
Одной из вершин групповой деятельности является групповое сновидение. Его участники находят друг друга во сне, точнее, в промежуточном состоянии отсутствия каких бы то ни было сновидческих картин. Затем они вместе отправляются в тот сюжет, которым им нужен. Участие хотя бы двух человек дает особою настройку сновидению, оно отличается большой точностью и информативной ценностью. В бодрственном состоянии участники совместного сновидения могут убедиться в согласованности их опыта.
Реализация совместного сновидения является окончательной демонстрацией правильности внешней модели психики. Правда, дон Хуан отмечал окончательную необъясненность механизма совместных сновидений. Он сказал, что настройка одного из воинов подстегивает другого, и это все, что известно. Но отсутствие строгой теории не должно мешать реализации совместной программы, как это не мешает нашему взаимодействию в обыденной жизни. Ведь в обоих случаях действует единый механизм сонастройки эманаций.
Задача супранавтики не исчерпывается одним единственным путешествием в избранном направлений, предполагает планомерное исследование ресурсов всех супра-миров. Кроме того, помимо личного исследования предстоит еще раскрыть секрет, как переводить в другие пространства всех желающих туда попасть. Люди знания древности умели это делать, но в той литературе, которая пока доступна, надежных указаний к этому нет.
Можно не сомневаться, что при развитии программы нужные ключи будут обретены.
Особая проблема, которая встретится при путешествиях — это проблема возвращения. Древние видящие, которые уходили в другие миры, практически не возвращались оттуда. Считается, что там их удерживала огромная привлекательность вновь открытых миров, и они выбирали там место для своей смерти, так как концепция Просветления им была незнакома. У К.Саймака /I6/ убедительно промоделирована подобная ситуация. Там показано, какой, в сущности, нужен героизм, чтобы вернуться сюда к людям.
Препятствием к возвращению может быть не только привлекательность, но и многообразие миров, для которых пока отсутствуют какие-либо карты и систематика. Найти наш мир вновь также трудно, как отыскать иголку в стоге сена. Здесь на первое место выходит необходимость иметь в качестве руководителя, в качестве Капитана, человека, уже реализовавшего третье внимание. Дело в том, что он осознает, все эманации своего светящегося тела одновременно и в полном объеме. Их конфигурация открыта ему, как расположение ветвей в кроне дерева открыто для птицы. Птица может перелетать о ветки на ветку не вслепую, а вполне сознательно. Без владения третьим вниманием любое путешествие будет совершаться в значительной степени наугад, как будто бы птица страдает сильнейшей близорукостью.
Таким образом показана необходимость достижения хотя бы одним членом группы самого высокого уровня сознания, возможного для человека, воплощенного в тело. Но следует знать, что для такого человека вся затея будет напоминать детскую игру в песочек по сравнению с теми впечатлениями, которые ему были бы доступны, если бы он не связывался с нею, а шел своим эволюционным путем. Если он согласится выполнять роль гида, то это будет очень большая жертва с его стороны. Остается надеяться, что среди людей найдутся такие великие души.
Основным мотивом при формулировке программы супранавтики было желание найти стратегию, снимающую противоречие между ограниченностью нашего мира обитания и катастрофическим возрастанием численности людей. Демографический взрыв определяется внедрением в жизнь достижений научно-технической революции, которое не сопровождается ростом общекультурного и духовного уровня. Демографический взрыв выступает ведущей причинoй целого каскада катастроф, начиная с экологической, кончая военной, включая социальную и политическую.
Люди уже не раз в прошлом принимались всерьез истреблять себе подобных. Теперь, когда большая война стала практически невозможной, из-за угрозы всеобщего уничтожения, люди с упорством продолжают уничтожать тех, кто отличается от них биологически. Очень скоро Земля под нашими ногами станет закопченной, замусоренной и исковерканной. Каждое поколение по прежнему считает, что на его век хватит земных богатств. Посмотрите, как живут люди за пределами парадных улиц главных городов. Посмотрите на лесоразработки. За пределами нашего палисадника хоть трава не расти! В отношении к природе сквозит какая-то даже ненависть и злорадство. И все это от осознанного или неосознанного отсутствия дальней перспективы жизни. Так проявляется психологическая сторона кризиса.
Одновременно, этим иллюстрируется отношение привязанности к однажды принятой картине мира. Здесь особенно ясно видна противоположность любви и привязанности. Последняя всегда имеет деспотический, изнуряющий характер в отношении своего предмета. Привязанность — знамя браконьера!
Еще в недавние годы выход из тупика виделся в развертывании космической программы. Но она оказалась фантастически дорогой, кроме того, внутри солнечной системы человек пока смог обнаружить планетные миры, совершенно непригодные для колонизации. Приходится распроститься с надеждой на то, что выход в космос в современную эпоху убережет человечество от катастрофы. Ему требуется стратегический резерв времени, чтобы достичь надлежащего уровня, когда межзвездные перелеты могли бы сыграть положительную роль.
То, что предлагается сделать в программе супранавтики, давно известно в квантовой механике. При угрозе перенаселения какого-либо энергетического уровня, в атоме происходит расщепление этого уровня. С учетом расщепления электроны «живут» гораздо более вольготно, чем без него. Модель светящегося тела человека, продемонстрировала, что мироощущение людей определяется тем описанием мира, тем тоналем, который в них воспитан. Но в светящемся теле имеется все необходимое для функционирования множества тоналей. Они образуют как бы несколько островов. Переход от одного острова тоналя к другому равносилен переходу из одного пространства в другое. Таким образом, человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть жителем целого множества миров. Все эти миры являются как бы результатом расщепления единого мира Земли. Имея такую перспективу, просто глупо продолжать толчею на нашем пятачке.
Привлекательность освоения супра-миров заключается помимо прочего в том, что вся система тоналей человека кармически обусловлена. Эту же обусловленность имеют и главнейшие для нас личные связи, включая дружеские. По этой причине заведомо найдется такой супра-мир в котором могли бы обосноваться целые сообщества, формируемые на принципах симпатии. Снятие пресса скованности и принудительности общения вскоре приведет к возобновлению живого, искреннего интереса к людям, даже к дальним. Можно полагать, что человечество не утеряет своего единства, а наоборот, начнет обогащаться множеством новых ценных связей.
Так как супра-переход представляет собой скорее информационный процесс, чем механический, то в результате него может быть перенесен центр самоотождествления человеческой личности, но не что-либо вещественное, скажем, приборы. В таком случае, человека ожидает встреча с девственной природой, когда он должен начать свою жизнь с нуля, будучи вооруженным только разумом и опытом. Кажется знаменательным, что есть много групп, которые и в наше цивилизованное время прикладывают большие усилия для сохранения навыков жизни на лоне дикой природы. Не исключено, что они подсознательно чувствуют свое призвание быть первооткрывателями супра-миров.
Было бы неразумно рассредотачиваться по многим пространствам только для того, чтобы начать заново путь, который человечество уже прошло, рискуя попасть в тот же тупик. Сама идея супранавтики опирается на овладение активной фазoй творческой проекции, что раскрывает возможность труда нового типа. О такой возможности говорится в книге В.Михайлова /I4/: совсем необязательно терзать землю плугом для выращивания хлеба, можно с ней договориться, заключить договор. Платой со стороны человека будет его душевное тепло — эта самая драгоценная способность, которой люди так трагически принебрегают сотнями лет.
Помимо уже имеющегося использования супра-миров можно попытаться разработать методику сознательного формирования подпространства обитания. Это уже будет супра-архитектура, понятно, что она должна опираться на гораздо более солидный фундамент психологических знаний, чем мы сейчас обладаем.
Для реализации программы супранавтики совершенно не требуется никакие капиталовложения, никакая внешняя организация. Сама повседневная жизнь каждого человека при правильной его ориентации становится полигоном для подготовки. Конечно, ничто не может сравниться с ценностью групповых занятий, но и в одиночку человек вполне в силах пройти участок пути до встречи со своей супра-командой. Наилучшая встреча — в зоне второго внимания!