Сatharisme (Катаризм) — это религия спасения, основанная на Откровении. Слово «катар» произошло от греческого » katharos «, что значит чистый. Это движение зародилось в Западной Европе на рубеже XI—XII веков и просуществовало до XV в. Особенно широкое распространение оно получило в XII и XIII веках. К катарам одна за другой примыкали целые провинции, прежде всего юго-востока Франции. Приверженцы этого движения назывались и альбигойцами, потому что один из главных их центров находился в городе Альби (или Альбига) на юге Франции.

Начиная с 1140 г., катаризм стал быстро распространяться в западных частях Европы, так что к концу столетия во Франции и Италии катарами было создано одиннадцать епархий. Катары имели свою литургию, иерархическую систему управления и, конечно, свои доктрины. В 1167 г. Францию посетил богомильский епископ Ницетий, который председательствовал на катарском соборе в городе Сан-феликс-де-Караман. Он убедил своих единоверцев отвергнуть теории епископа Василия и держаться оригинального учения Богомила. Мир по их представлениям являлся ареной борьбы двух принципов — добра и зла. В согласии с богомилами, катары считали, что душа должна стремиться к свободе и возвращению к Богу. По учению Ницетия, заключенные в нечистой материи души могут очищаться, проходя определенный цикл перевоплощений.

Катары были сторонниками абсолютного ненасилия, вели аскетический образ жизни. Учение катаров было основано на Новом Завете.

В средние века катаризм был серьезным вызовом католической Церкви, и поэтому она всеми силами боролась против этого движения.

Катары были не склонны к проявлению враждебности в отношении католиков. Существует много свидетельств о мирном общении верующих обеих религий именно в тех областях, где катаризм имел значительное влияние. Сосуществование между катарами и католиками на местном уровне, как правило, происходило без столкновений. Из документов Инквизиции следует, что верующие, в своей массе, считали себя принадлежащими сразу к обеим церквям, полагая, что обе они с большей вероятностью спасут душу, чем одна.

Наоборот, там, где господствовала католическая церковь, катары нередко становились объектом преследования. Отношение к ним со стороны римских иерархов было резко нетерпимым. Местные правители, верные папе, стремились захватить их и «кого не могли оторвать от безумия, сжигали огнём».

В конце XII века противостояние между катаризмом и католицизмом усилилось.

Когда все возможные способы обращения катар в католичество не помогли, папа Иннокентий III организовал в 1202 г. против них крестовый поход, известный под названием Альбигойские войны. Именно с альбигойским крестовым походом связана печально известная фраза аббата Арно Амори, одного из руководителей крестоносцев: «Режьте всех, Господь узнает своих». (Caedite eos! Novit enim Dominus qui sunt eus.)

Между католиками Северной Франции и катарами, жившими на юге, велись кровопролитные войны, которые закончились разгромом катар и гибелью большого их числа. Довершить искоренение катаризма было поручено папством инквизиторам. В 1244 г. около двухсот монахов и монахинь , а также около двадцати светских людей, добровольно присоединившихся к ним, были сожжены вместе со своими епископами. К 1270 г. прекратила существование катарская иерархия.

Пейре Отье, последний великий проповедник катаризма, организовал подпольное движение. Инквизиция выловила и сожгла, одного за другим, всех подпольных проповедников. Жаума и Гийома Отье сожгли в Каркассоне в 1309 году. Амиеля де Перля и Пейре Отье в Тулузе в 1310 г. Единственным, кому удалось бежать в Каталонию, был Гийом Белибаст. Обманутый двойным агентом, он был схвачен и сожжён в Виллеруж-Терменез в 1321 г. по приказу архиепископа Нарбонны. Это был конец катарских церквей. Тайные группы катар еще встречались кое-где в XIV столетии, а в начале XV совсем исчезли.

Катаризм известен, прежде всего, по писаниям самих катаров. Большая часть материалов были уничтожены инквизицией. Тем не менее, до наших дней сохранились два богословских трактата, три Ритуала:
— «Книга о двух Началах» Джованни де Луджио , Бергамо,1230 г.
http://ru-middle-ages.livejournal.com/305259.html;
— трактат Бартомью, Каркассон, 1201 -1300гг.;
— Латинский Ритуал, Флоренция,1250 г;
— Провансальский Ритуал, Лион,1250 г;
— Окситанский Ритуал, Дублин,1250 г.