В самом сердце Лангедока находится уникальная структура военной и оборонительной архитектуры — замок Каркассон, точнее — не замок, а цитадель или огромная крепость. Зрелище, представавшее перед глазами воинов, купцов и путешественников, поражало своей мощью и силой, великолепием и грандиозностью. Эта крепость могла вместить в себя десять обычных (по тем представлениям) замков. Но оказывалось, что это не изолированная крепость, а город с фортификациями каких не видел путешественник того времени, возвышающийся над рекой Од, и оттого еще более мощный и неприступный.

Река отделяет Верхний город с его исторической частью от Нижнего. Последний, современный город, невелик (его население составляет всего 46 тысяч жителей). Ни одна крепость, ни один замок не обладал такой мощной 2-хрядной 3-хкилометровой стеной с пятьюдесятью двумя башнями, один вид которых заставлял трепетать любого. Это был последний реликт века гигантов, ушедших в небытие.

Каркассон достиг своего могущества при правлении могущественной династии Транкевелей, разбогатевших на торговле со Средним Востоком, которому они обеспечивали мирные торговые пути. Именно это подготовило почву для возникновения в ХI веке в Лангедоке учения катар или альбигойцев (по названию местечка Альби на севере Лангедока). Этот поворот в истории послужит последующим политическим расколам, войнам, инквизициям и массовым избиениям жителей Лангедока.

Делом всей жизни клана Транкевелей стало строительство замка Комталь (замок в замке или шато по-французски) и базилики святого Назария. Именно эта церковь стала основным оплотом для учения катар, быстро разрастающегося в Лангедоке. Основы учения были достаточно строги. Проповедники катар были аскетичны во всем; религию катар могли исповедывать только те, кто проходил «утешение» — единственное таинство. Аскетизм, отсутствие «материальной заинтересованности» резко бросались в глаза всем, кто видел разбогатевшие наделы христианской (католической) церкви в этом благодатном крае. Папская религия пошатнулась от столь явного противника.

Коррупция католических монахов отталкивали не только дворян, но и простых крестьян. Неудивительно поэтому, что в Лангедоке, в этом свободном крае, быстро распространилось новое, лишенное многих условностей, учение катар, или альбигойцев, или «вальденсов» (или лионских бедняков) — по имени купца Пьера Вальдо из Лиона, раздавшего свое имущество, провозгласив общее равенство и аскетизм. Их любовь к природе вызывала одобрение у трудолюбивого и благодушного населения.

В начале XIII века Папа Иннокентий III, обеспокоенный всевозрастающим влиянием катар, боясь потерять свою «паству» в Лангедоке, отправляет туда миссионерскую делегацию во главе с соглядатаем, испанским монахом Домиником Гусманом. Но все попытки католических монахов напрасны. Они убеждаются, что «катарская ересь» уже охватила огромную территорию: гг. Альби, Тулуза, Фуа, Каркассон, Монсегюр. Их взору представляется не райское место, а «адское пекло».

Ведь не только «совершенные», но и простые крестьяне уже твердят, что «мир существует вечно, он не имеет ни начало, ни конца». Одна из основных заповедей альбигойцев гласит: «Не проливай крови!».

Папа объявляет Крестовый поход против еретиков и обращается за помощью к французскому королю Людовику IХ Святому. Транкевелей, как и многих других состоятельных людей Лангедока, возмущают мирские притязания церкви, продажа индульгенций и прочее «разложение католиков», поэтому они проявляют интерес и сочувствие к катарам. Альбигойцы нашли достойного защитника своей веры в лице графа Раймунда-Роже Транкевеля.

Крестовый поход северных баронов включал 200 тысяч человек, из них 20 тысяч рыцарей. Папа предоставляет возможность захвата земель в собственность рыцарей, поэтому это был поход не только ради веры, но и ради наживы. Раймунд-Роже Транкевель, получив известие о Крестовом походе, узнает, что их армия в местечке Безье уничтожила 20 тысяч крестьян. Там, во время бойни один из воинов обратился к папскому легату аббату Арнольду из Сито: «Как распознать где католик, а где еретик?». На что получает поистине христианский ответ: «Убивай всех, ибо Господь узнает своих!».

Граф Транкевель издает указ: «Предлагаю город, крышу, хлеб и мой меч всем, кто преследуем, кто остался без города, крыши или без хлеба». В Каркассоне собираются сотни катар и их последователей.

1 августа 1209 года крестоносцы подошли к Каркассону и расположились у реки Од, тем самым, отрезав город от воды. Началась осада. Крестоносцы начали выкатывать осадные орудия, одним из которых был страшный требушет. Это осадное орудие могло метать камни весом 10 кг и больше на расстояние, примерно, до 800-1000 метров. Осаждающим удалось даже прорвать оборону Каркассона, сломав один участок стены, но защитники цитадели, в момент торжества крестоносцев, выбили их из захваченного пролома в обороне. Транкевель и его люди оказали мощное сопротивление, несмотря на десятикратное численное превосходство осаждающих.

Прошло 12 дней и ночей осады, когда в Каркассоне закончилась последняя вода. Тогда Транкевель выехал под белым флагом в лагерь врага для переговоров, но, несмотря на рыцарский кодекс чести, Раймунд-Роже был схвачен и по приказу барона Симона де Монфора был заключен под стражу. Так Каркассон из-за отсутствия воды и измены быстро перешел в руки врага. Заключенный в цепи, граф Транкевель был посажен в темницу своего собственного замка Комталь, где, не выдержав испытаний и голода, скончался уже через три месяца. Его владения и титул захватил его враг, предводитель Крестового похода барон Симон де Монфор, который превратил Каркассон в свою «штаб-квартиру». После он захватил десятки катарских поселений Лангедока за короткое время. В 1218 году крестоносцы осадили Тулузу, но при осаде ее был убит Симон де Монфор.

Король Людовик Святой IХ в 1229 году лично возглавил крестоносцев. Но это не помогло. Катарские войны затянулись. Вспомним, что последние катары будут сожжены в то же время, когда «падет» орден тамплиеров. Но это будет только в начале XIV века. В 1240 году крестоносцев атаковал сын Транкевеля, но потерпел поражение. «Но то, что не удалось мечу постарается добиться крест!»,- так выразил свою мысль Папа Григорий IХ.

В 1233 году он направил своих агентов в Каркассон для разоблачения еретиков. Таким образом, цитадель стала «крепостью инквизиции». Доминик Гусман и его доминиканский орден стали военной силой Святой инквизиции в Лангедоке. После более 30 лет непрекращающихся войн, избиений дворянства и простого люда, Лангедок представлял собой плачевное зрелище. Поля не паханы, города, деревни, замки разрушены; страна веселых трубадуров превращается в край вечных похоронных процессий. Остается последняя «цитадель веры «совершенных» — замок Монсегюр, расположенный на крутой отвесной скале. С ним связаны последние молитвы всех, кто признавал катарские взгляды. Но и Монсегюр «падает» в 1244 году. Рим с его религией побеждает.

Но еще четыреста лет инквизиция будет проводить «акты очищения от скверны». Король Филипп Смелый, сын Людовика Святого, для этого даже приказал построить в 1280 году башню Инквизиции в Каркассоне. Но катары полностью не были уничтожены.

Защитные сооружения Каркассона сыграли решающую роль и в Столетней войне, когда Черный принц, сын короля Эдуарда III Английского, пытался захватить Лангедок. Но стены цитадели оказались ему «не по зубам». Однако по Пиренейскому договору XIII века, граница Франции была перенесена южнее, тем самым, сведя на нет стратегическую важность Каркассона. Начался упадок.

К началу XIX века крепость была заброшена и разрушена. И только благодаря горячим призывам известного исторического писателя Проспера Мериме и общественному мнению, правительство Франции снова обращает «свой взгляд» на Каркассон. В 1844 году к его реставрации и реконструкции приступает знаменитый архитектор Виолет-ле-Дюк. Благодаря его энтузиазму уникальный памятник сохранен.

Согласно некоторым свидетельствам, нескольким катарским священникам удалось избежать инквизиции, и тайно сохранить свою веру недалеко от Каркассона. Утверждают даже, что если бы Папа не объявил Крестовый поход, то эта религия распространилась бы в Европе повсеместно, а Каркассон мог стать вторым Римом. И все же Каркассон — это величайшее достижение военной архитектуры начала Средних веков. Мало какие замки и крепости могут сравниться с ним, разве что замок ордена иоаннитов Крак-де-Шевалье в Сирии и крепость Румелихисары в Стамбуле.

…Пройдите к подножью крепости и среди полной темноты и тишины, Вы услышите звук только своих шагов. А над Вами будет возвышаться громада Каркассонских стен и башен, умело подсвеченных. Представьте себя среди штурмующих эту неприступную твердыню и поверьте большего впечатления Вы не получите нигде!

В Каркассоне часто снимают фильмы исторического и приключенческого жанра, в частности, «Робин Гуд — принц воров», «Мушкетер» и других.