Заключение

Мы живем в замечательную эпоху, когда к логическому завершению приходят практически все ранее известные тенденции в общественном развитии. Если предыдущая история представляется кровавым месивом, в котором на некоторое время на поверхность всплывала та или иная формация /46/, только затем, чтобы вновь погрузиться в пучины небытия, то утверждение научно-технического прогресса привело к определенной стабилизации исторического процесса. Это проявляется в том, что выделилась группа стран, которые в силу владения огромной технической мощью, стали практически неуничтожимы. Вернее, их можно уничтожить только вместе со всем остальным миром. В результате, относительно старые народы получили возможность прожить те фазы своей этнической истории, которые ранее бывали насильственно уничтожаемы молодыми соседями. Как следствие, культурное развитие имеет шанс подняться на недосягаемую ранее высоту.

Военно-политическая обеспеченность существования привела к тому, что на первое место стали выходить проблемы экологической необеспеченности. Иными словами, когда исторический процесс вместо ненаправленного флуктуирующего характера приобрел устойчивые черты, сразу же стала ощущаться неспособность нашего мира обитания долго поддерживать жизнь человечества в той ее форме, которая сейчас выглядит желательной для большинства.

Неумолимо приближается тот день, когда на повестке встанет вопрос о качественном преображении всех сторон нашей жизни. Если стоять на позиции сугубой привязанности к нашему конкретному миру, то альтернатива исчерпывается либо уничтожением всего живого, либо переходом к существованию муравейникового типа. Любая другая модель предполагает выход за тесные рамки нашего привычного мира. Как выясняется, успешность решения этой проблемы всецело определяется готовностью людей изменить форму своего мышления. Не нужно думать, что речь идет о каких-то чудовищных извращениях этики. Как раз наоборот, на первое место должны выйти самые лучшие черты человеческого облика, те самые, которые от века присутствуют у него, но планомерно подавляются сложившимися условиями жизни: Красота, Любовь, Знание, Сотрудничество, Терпимость, Дружба, Взаимопонимание.

По нашему мнению, новое сознание может преодолеть инерцию старого мира только на базе открытия новых миров. Большинство духовных традиций прошлого согласны в том, что обновление сознания обязательно приводит к раскрытию новых сторон мира. В программе супранавтики эта взаимосвязь принята в качестве основополагающей идеи. В настоящих заметках предпринята попытка продемонстрировать, каким образом желание расширить мир обитания идет рука об руку с расширением самого сознания.

Вопрос о возможном качественном преображении сознания людей рассматривался неоднократно. Модель этого процесса в научно-фантастической литературе предложена А. и Б. Стругацкими /9/, где описывается деятельность целой организации, отбирающей кандидатов для превращения каждого из них в Странника или Монокосма. Отношение к этой деятельности людей посторонних весьма настороженное, даже враждебное. Перспективы оцениваются таким образом: «…человечество будет разделено на две неравные части, по неизвестному нам параметру, меньшая часть его форсированно и навсегда обгонит большую, и свершится это волею и искусством сверхцивилизации, решительно человечеству чуждой.»

Все сказанное в настоящих записках опирается на фрагменты знания, которое дает возможность человеку своими силами достичь огромных высот сознания, в том числе и космического сознания. Все, что для этого нужно, это овладеть активной фазой своей творческой проекции. Начальные этапы такого овладения реализуются в любой форме творческого труда. По этой причине кажется знаменательным, что подходящий кандидат для преображения в Монокосм должен иметь Т-зубец на монограмме, то есть обладать неким таинственным качеством сознания. Теперь нетрудно установить, что это таинственное качество есть не что иное, как Творчество. Поскольку творческим отношением к окружающему миру обладает огромное количество людей, нет оснований так грустно смотреть на возможность раскола человечества, как это получилось в /9/. Речь скорее может идти о разветвлении исторического процесса, наподобие того, как это показано в /I6/.

Важно и то, что о космическом предназначении человечества издавна говорится во многих традициях, известно, какую большую роль в русской культуре сыграла космическая философия Н.Ф .Федорова /39/. Поэтому есть надежда, что супранавтика не будет воспринята, как нечто совершенно чуждое. Если посмотреть внимательно, то можно обнаружить что в ней предлагаются решения многих проблем, поставленных в /39/, но привнесение элементов древней индийской и древней индейской философий дает этим проблемам более реалистическое направление. В частности, получена не только словесная формулировка закономерностей организации мироздания, допускающих возможность супранавтики, но и намечены методики достижения поставленных целей.

К сожалению, далеко не все обозначенные этапы восхождения сознания проверены на собственном опыте. Но справедливо и то, что на духовном пути всегда чувствуешь себя в самом начале. И всегда хочется заглянуть хоть немного вперед, понять, что ждет тебя там, за поворотом. Бесконечность пути духовного восхождения не должна пугать идущего. Во-первых, он далеко не новичек, даже если и не знает об этом. А во-вторых, сколько бы он ни прошел, это всегда ценно, и это всегда мало. Дело вкуса, выбирать цветение весны или серую рутину.

Может вызвать удивление, почему для решения таких реальных, таких весомых проблем, как выживание человечества, привлекаются столь эфемерные средства, как развитие сознания каждой личности. Недоверие к действенности методов, основывающихся на переориентации мировоззрения, коренится в привычном способе выбора самого важного фактора в жизни государства. В начале века это была триада: сталь, уголь, хлеб. В последние десятилетия на первые места в этом стратегическом списке вышли химия, кибернетика и … хлеб. Но уже сейчас можно наблюдать стремительное возрастание важности наук, ведающих душой человека. Не так далеко время, когда ведущей триадой станет психология, психология и психология. Ибо без психологии невозможно теперь ничего ни построить, ни правильно удовлетворить духовные потребности людей, ни вывести их из тупика ограниченного мира обитания.

Для решения последней задачи должна получить развитие психология активной фазы творческой проекции. Ранее этой сферой психики ведала исключительно мистика. При этом с подачи поэтов-романтиков мистический опыт стал ассоциироваться с набором эпитетов вроде: бледный, усталый, больной, туманный, потерянный, темный, зловещий, разбитый, мрaчный, одинокий и т.п. Мы видели, что качество переживаний, доставляемых вторым кольцом силы, определяется глубинными установками личности. Дело в том, что человеческая психика может служить уникальным звеном связи между нашим миром вещества и другими уровнями организации материи, которые не наблюдаются техническими средствами. Но сознание никогда не передает информацию в чистом виде, оно занято тем, что выбирает и фильтрует. Не удивительно, что романтический мистик получает именно то, что желает, из того, что он заслуживает.

Настала пора обратиться к тем же реальностям мироздания, признавая их организующую роль по отношению к нашему миру, но руководствуясь не желанием раствориться и затеряться в кладбищенском тумане, а намерением продлить луч человеческого знания в дотоле неисследованные области. Нужно вооружиться лучшими душевными качествами человека и быть в состоянии вернуться, принеся людям ключи к новым мирам. Тот способ духовного продвижения, который желателен при выполнении означенного намерения, характеризуется ясностью, четкостью, собранностью, энергией, радостью, дружественностью, щедростью.

Друзья! Пожелаем друг другу светлой дороги!

 

0

Добавить комментарий