Вернемся теперь к проблеме воспитания второго кольца силы. Итак, мы обладаем гигантским запасом неуправляемой энергии тела внимания, которое в обычных условиях только и делает, что в хаотическом беспорядке обследует всю сферу уже известных впечатлений, разрушая почти мгновенно все свои умственные построения. Обладаем мы еще огромным запасом неиспользуемых сознательно волокон тела внимания.

Хотим же мы из этого запаса построить новый комплект резонаторов, моделирующих нашу личность и, овладев управлением энергией намерения, быть в состоянии отправить второе кольцо силы в любую область МПС. В случае обнаружения в его просторах иных упорядоченных структур, наше сознание мгновенно получит об этом соответствующее впечатление.

Работа по воспитанию второго кольца силы состоит из двух основных фаз:

— концентрация внимания на каких-либо объектах;

— последующая релаксация внимания, когда его поле поддерживается в ненапряженном пустом состоянии.

Каждая из этих фаз имеет как прямой, так и побочный эффект.

Концентрация — возможно более длительное удержание внимания на объекте — кажется поначалу более важной, так как именно через нее происходит перекачка энергии хаотических метаний внимания в упорядоченную форму.

Однако, создание слишком большого запаса энергии у этически неподготовленного человека сопряжено с обострением всех его склонностей, включая эгоистические и антиобщественные. В кругу семейного и дружеского общения он начинает проявлять черты насильственной непреклонности, чем осложняет и даже разрушает жизнь близких людей. В конечном итоге он обрекает себя на изоляцию.

Второй побочный эффект концентрации связан с возможностью спонтанного формирования резонаторов какой-либо размерности, когда их деятельность будет восприниматься как вторжение в круг привычного мира каких-то посторонних влияний и впечатлений.

По существу это будут галлюцинации. От размерности спонтанного резонатора зависит вид впечатления — звук, визуальный образ или эмоция. Если первые два вида подвержены довольно строгой внутренней цензуре нашего сознания, то эмоциональный резонатор способен отравить жизнь его владельцу, если тот не научился преодолевать обычную привязанность людей к личным эмоциям.

Фаза релаксации внимании как раз и научает контролю над резонаторами и умению их разборки, а также и преодолению привязанности к собственным иллюзорным построениям.

В «Основах тибетского мистицизма» Анагарика Говинда http://www.sunhome.ru/books/b.osnovy_tibetskogo_misticizma специально предписывается разрушать усилием воли все образы, построенные в ходе концентрации, а именно с целью пресечь привязанность к ним. При росте уровня концентрации это может стать настоящей проблемой, так как привлекательность, или, наоборот, устрашающее впечатление от ее плодов может сильно влиять на самочувствие и поведение искателя.

Кроме этого, релаксация внимания помогает выполнить и важнейшую операцию по созданию резонатора более высокой размерности. Дело в тем, что тело внимания стремится удовлетворить свой голод на впечатления любой ценой. Если позволять ему удовлетворяться простейшей «пищей» — внутренним диалогом — то никакого подъема по лестнице размерностей резонаторов не произойдет.

Если же перекрывать привычные каналы насыщения, что и достигается во время релаксации, то тело внимания начинает строить резонаторы такой размерности, над которой искатель пока не властен, и осуществляет прорыв к впечатлениям по новому пути. Таким образом, усложнение резонаторов сопряжено с воспитанием способности полностью владеть поведением всех чувств нижнего уровня. Эта способность называется в йоге дхараной, или отвлечением органов чувств от объектов.

Побочным отрицательным эффектом передозировки релаксации внимания служит повышенная внушаемость и душевная ранимость. В стремлении уклониться от мучительных контактов с окружающими искатель может дойти до полной самоизоляции.

Правильное сочетание концентрации и релаксации внимания можно уподобить дыханию, когда вдох всегда чередуется с выдохом. Если следить за сбалансированностью этих двух фаз садханы, то никаких отрицательных последствий не должно появиться.

Можно указать еще две группы техник:

— Одна помогает избежать навязчивых состояний. Это упражнения по быстрому переключению внимания по заданному маршруту. С их помощью можно постепенно начать приручать намерение, разрешая ему двигаться, но с соблюдением предписанных ограничений.

— Вторая группа подготавливает к включению в работу сразу двух колец силы. Тогда на сознание обрушится удвоенный поток информации. Различать источники информации и оперировать с ней помогают упражнения по раздвоению внимания. Например, писать сразу двумя руками, ходить, скосив глаза и т.п.

Рассматривались случаи, когда дополнительные резонаторы формируются из свободных волокон тела внимания. Но важное значение имеет вариант, когда резонатор строится за счет волокон группы В, которые обслуживают рецепторы, проводя в прошлом поиск аналогов. Построенный из них резонатор может переключаться на линии мира другого объекта, тогда как в обычном состоянии он следит только за своим телом.

В случае переключения на другой объект, человек переживает ошеломляющие впечатление превращения в эту вещь. Он ощущает, что сегменты его тела, руки, ноги, грудь один за другим захватываются этим предметом. Возникает очень насыщенное эмоциональное переживание предмета как бы изнутри. Это настоящее знание путем тождества, о котором говорится в некоторых источниках по восточной философии.

Именно такое состояние сознания в «Путях в иные измерения» Ф.Меррелл-Вольфа http://ariom.ru/litera/2002-html/merell-volf/merell-volf-01.htm называется медитацией, или дхьяной, в отличие от созерцания объекта на фоне релаксированного сознания, что часто неправильно называется медитацией. Созерцание является путем к медитации, но не ею самой.

У неподготовленного человека медитация вызывает ужас переживания распада собственного тела. Кроме того, предмет медитации оказывается случайным и далеко не самым подходящим. Если это изделие, особенно промышленное, то оно несет на себе яркий отпечаток насильственности и страдания. Панический выход из состояния медитации вызывает весьма длительные болезненные ощущения во всем теле.

Однако, знание путем тождества является могучим резервом познания мира. С древнейших времен его очень высоко ценили на Востоке, и специально воспитывали.

Чжуан-Цзы /см. книгу «Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая», http://books.academic.ru/book.nsf/63260783/Атеисты%2C+материалисты%2C+диалектики+древнего+Китая/ описывает мясника, который очень быстро разделывал любую тушу, а его нож оставался острым долгие годы. Он объяснял это тем, что умел становиться единым с тушей, видел ее изнутри и всегда мог найти подходящий путь для ножа.

В  «Чань-буддизме и культуре психической деятельности в средневековом Китае» Н.В.Абаева http://fanread.ru/book/6447635/?page=1 описывается пример древнего полководца, который умел становиться единым со всей ситуацией боя, поэтому никогда ничего им не было упущено, ни одна хитрость противника не могла укрыться от него.

В современном мире очень велик перевес концентрации над релаксацией. Этим, по-видимому, и объясняется широкое распространение психических заболеваний. Природа многих из них совершенно не ясна, но стоит только познакомиться с характерными признаками, например, шизофрении, чтобы стало ясно, что она вызвана спонтанным формированием резонаторов — компонентов второго кольца силы.

Так, в «Иллюзиях и галлюцинациях» М.И.Рыбальского http://padaread.com/?book=15623&pg=1 приведен богатейший фактический материал по явлениям иллюзий и галлюцинаций. При полной неясности механизма их возникновения, удается провести какую-то классификацию.

Выясняется, что у шизофреников часто бывают видения ярких картин, пейзажей, не относящихся к окружающей действительности. Появляются какие-то персонажи, действующие как бы в реальном пространстве, слышна музыка, пение, даже на иностранных языках, могут присутствовать какие-нибудь животные, и, наконец, можно увидеть самого себя, занятого какой-нибудь деятельностью.

Самым распространенным и мучительным выступает Голос, который комментирует все поступки или навязчиво приказывает выполнить какие-либо действия. В лечебнице оказываются те, у которых эти явления находятся в противоречии с требованиями морали, так как они вынуждены вести жестокую борьбу внутри себя с кажущимся внешним враждебным влиянием.

Все перечисленные феномены сопровождаются эмоциональными переживаниями тягостного характера. Через некоторое время шизофреник теряет способность адекватно реагировать на обстоятельства окружающей действительности, становится вялым, безэмоциональным  даже в отношении к собственным насущным потребностям.

Представляется, что перечисленные симптомы объясняются нарушением баланса энергии между активной и пассивной фазами творческой проекции.

В самом деле, когда мы воспринимаем окружающий мир, то воссоздаем цепочки осознания, которые включают целый набор резонаторов, от смыслового до эмоционального включительно. На их построение требуются волокна тела внимания, они как бы приклеиваются к объекту в момент осознания. Получается, что через восприятие мы теряем какую-то часть своей психической энергии.

Самым энергоемким, конечно, является эмоциональный резонатор. При передозировке концентрации формируется элемент второго кольца силы, он является как бы пробоиной в теле внимания, так как через него происходит утечка волокон. Характер переживаний через дополнительный резонатор определяется общей целевой установкой человека. Это либо то, что он желает иметь, либо то, чего он избегает.

Поскольку обыкновенный человек не имеет специальной этической подготовки, его желания полностью определяются мирскими потребностями со всем душистым букетом эгоистических устремлений, то начинают сбываться и его желания, и его страхи. Так как человек, как и врач, не догадывается о наличии паразитарной утечки, то сверхкомплектный резонатор изматывает ресурсы первого кольца силы, начинает разрушать его.

Получается, что современный уклад, с одной стороны, стимулирует духовное развитие, приводит даже к непреднамеренному формированию элементов второго кольца силы, но, с другой стороны, отсутствие духовного руководства оборачивается ростом психических заболеваний. В результате, человечество теряет из своих рядов очень многих, зачастую весьма одаренных созидателей, и приобретает множество пациентов.

Как правильно организовать садхану, чтобы избежать негативных проявлений?

Одно условие уже называлось — баланс концентрации и релаксации внимания.

Далее, выполнение древнейшего установления йоги — непричинение вреда ничему живому.

Это тест, по которому человек может легко определить, предпринимать ли ему какие-либо действия.

Запас энергии и рациональные умозаключения могут толкать его к действию, однако, если он видит, что кому-то будет нанесен ущерб, то лучше ему воздержаться, в противном случае он нанесет ущерб садхане.

Следующее важнейшее требование — ясное представление о цели садханы.

Если она сопряжена с эгоистическими устремлениями, вроде обогащения, власти, сластолюбия, то человек обретает это, но в такой форме, что очень и очень пожалеет о дне, когда ввязался в это дело.

Устремление должно быть чистым — познание мира, помощь людям без насилия над ними, познание себя — вот импульсы, искреннее следование которым приводит к успеху.

Леонид Иванов