В рамках изложения http://cmhuman.ru/mexkarmreg/ понятно, что истинный человек — это источник всех эманаций, центр их сосредоточения, к которому притягивается всякий раз точка сборки, но не может выполнить какое-то условие и претерпевает новое воплощение.
Что же должно быть сделано, чтобы весь процесс увенчался, наконец, успехом? Ведь разрешено каждому миновать печальную судьбу угашения самосознания. Но почти никто не в состоянии воспользоваться этим разрешением. Что же такое встречает самосознание человека вблизи центра своего вихря эманаций, перед чем не в силах выстоять?
Тольтеки называют эту область светящегося тела шаблоном. Они утверждают, что шаблон — это буквально та матрица, с которой мы получаемся в качестве оттиска. Такая интерпретация понятна, если вспомнить, что в рамках нашей модели каждое воплощение формируется вокруг некоего центра, единого для всех воплощений. Тогда действительно эта зона выполняет роль матрицы, хранящей опыт существа на протяжении множества его жизней.
Отношение дона Хуана к шаблону двоякое. С одной стороны он учит, что единственный вид эманаций в Великом, который следует созерцать, находясь в человеческом теле, это собственный шаблон. Воины приучаются созерцать его как можно чаще, но это возможно лишь после развития способности видеть.
В полном контрасте с равнодушным отношением со стороны дона Хуана находится реакция Карлоса, когда он, наконец, встречается со своим шаблоном. В / К.Кастанеда http://libland.ru/library/autor/kastaneda/ в седьмой книге имеются многие страницы, описания этих переживаний. Они как две капли вода похожи на те, что поведали мистики о своих откровениях и о встрече с божеством.
Дон Хуан потратил много слов, чтобы как-то отрезвить Карлоса, он отмечал, что шаблон бесполезен, что он всегда пассивен, что он не может быть Богом и т.д. и т.п. Далее попробуем дать объяснение такой позиции дона Хуана, а сейчас обратимся к тому, что говорил Гурджиев http://cmhuman.ru/sovest/
Встреча с шаблоном имеет яркий мистический оттенок потому, что он является сосредоточением духовного опыта индивида. Встретиться с ним значит встретиться со своей совестью.
Прежде, чем дать интерпретацию понятия шаблона в связи с проблемой избегания Орла, напомним, как об этом говорилось в книгах Кастанеды. Сначала об Орле не было никакой речи, а предельная цель обучения формулировалась как уход в другой мир, или уход в нагваль. Для этого нужно отыскать некое отверстие, через которое и можно совершить желаемый переход.
Сам дон Хуан признавался, что в юности, на первых стадиях ученичества, он так и считал, что нужно отыскать какую-то нору. Далее, после того как правило Орла было сообщено ученику, он понимает свою задачу в терминах преодоления опасности быть съеденным Орлом. Здесь вновь упоминается некий Проход, который должны отыскать воины.
Наконец, операция по преодолению Орла описывается так: «Нужно сдвинуть точку сборки в особою позицию, называемую полной свободой. Тогда все эманации , входящие в состав светящегося тела, вспыхивают одновременно, и Орел уже не властен над сознанием человека.»
Сам Карлос вспомнил, что видел момент перехода партии воинов дона Хуана за пределы достигаемости Орла. Его поразил грандиозный масштаб световoй вспышки, вся величественная картина возгорания эманаций.
Для оценки приведенного описания следует учесть, что видящие видят живое сознание как свет, повышенную степень сознания — внимание — как яркую точку сборки. Тогда понятно, что воспламенение эманаций соответствует их полному и одновременному осознанию. Для этого обычное сознание человека должно смениться какой-то новой формой. Новые видящие назвали его третьим вниманием.
Леонид Иванов