В новое время предпринимаются попытки так синтезировать традиции Запада и Востока, чтобы освободить людей от недостатков, присущих каждой из них, и показать достоинства той и другой. В этом направлении работали Рамакришна, Вивекананда, Шри Ауробиндо, Е.Блаватская, Н.К.Рерих, Е.К.Рерих, Ф.Меррелл-Вольф и многие другие.

Ключевой идеей, улавливающей истинное положение дел и снимающей видимость расхождений между указанными традициями, является Эволюция. Происходит как эволюция духа, так и эволюция мира. Нет одного без другого.

Но для описания эволюции недостаточно только исторического времени. Нужно ввести по крайней мере еще одно измерение времени. Мир вечен в историческом смысле на каждой эволюционной стадии.

В индуизме и буддизме утверждается, что человеческий дух, как и дух любого существа, только временно гостит на Земле в данном теле. Он вновь и вновь воплощается, и качество следующего воплощения прямо связано с совокупностью деяний, которые дух совершает через свое тело.

Если деятельность тела в данном воплощении подвержена закону причинности, то связью, осуществляющей, воздаяние за действия в предыдущих воплощениях, руководит закон кармы. Подавляющее большинство жителей Дальнего Востока твердо уверены, что они еще множество раз будут проживать на земле.

Для человека, воспитанного в западных традициях, такая перспектива, выглядит весьма, радужной, но для восточного человека это — проклятие. Потому основная духовная концепция Востока — добиться прекращения собственных воплощений — звучит не очень вдохновляюще на Западе.

Нетрудно усмотреть, что идея перевоплощения, снимающая гнет ужаса окончательного уничтожения, была мистифицирована на Востоке в целях социального управления, в результате, вместо могучего порыва к вершинам духа там распространилась ужасающая пассивность.

На Зaпаде же укоренились традиции, провозглашающие единственность жизни. Основоположники этих традиций руководствовались желанием так переформулировать духовную проблематику, чтобы пресечь тягу к пассивному восприятию жизни. Люди, действительно, продемонстрировали вспышку энергии, длящуюся столетия. Но в духовной сфере это привело к установлению глубоко эгоистического образа человеческой личности.

При совершении кармических поступков облик мира меняется сразу на протяжении всей вечности. Отсюда следует, что не правы люди на Востоке, если думают, что в пассивном ожидании они чего-нибудь дождутся. На самом деле все так и останется для них, сколько бы тысяч воплощений ни провели они в заторможенном состоянии, не приложив усилий для изменения мира, который не способствует их росту.

Но не правы и энергичные эгоисты Запада. Подгребая все под себя, вытаптывая все вокруг, они напрасно надеются, что их не коснутся последствия столь односторонних действий. Они нарушают закон справедливого равновесия и поэтому обязательно испытают на себе его обратный удар.

Эволюционный подход, признающий множественность воплощений, к активному человеку обращен другой стороной: пусть эгоист остается эгоистом, но распространяет свой эгоизм на многие свои воплощения. Тогда перед ним забрезжит отсвет правильной цели для усилий.

Как сказал дон Хуан: «Я узнал, что бесчисленные пути каждого пересекаются в собственной жизни — все равны. Угнетатель и угнетаемый встречаются в конце, и единственная вещь, которая преобладает, это то, что жизнь была в целом слишком короткой для обоих…»

На Востоке утверждают аналогичное: закон кармы обязательно поставит угнетателя в позицию угнетенного. Ошибку делают два человека, когда по очереди истязают друг друга на протяжении многих жизней. Кто-то должен первым остановиться. Самодовольство угнетателя мешает ему это сделать. Отсюда и идет проповедь непротивления злу насилием.

До тех пор, пока человек сам не вспомнил свои другие воплощения, идея о перевоплощении для него не более, чем утешительная сказочка. Он умрет также, как умирает любой атеист, хотя сразу после кончины физического тела случается очень важный момент. В агни-йоге говорится, что в результате смерти человеческое существо последовательно теряет свои тела, вначале физическое, затем асральное и т.д., пока не достигнет неразрушимого тела блаженства.

При каждом переходе сознание испытывает шоковое состояние, поэтому свидетелем пребывания на вершинах духа может быть только сознание весьма развитого человека. При последовательном спуске через ту же череду тел во время следующего воплощения, происходит забывание всего, наподобие того, как днем забываются сны.

Для обеспечения непрерывного сознания, связывающего последовательные жизни, необходимо приложить сознательные усилия, совокупность которых и называется садханой.

Еще при жизни нужно стремиться освоить те уровни сознания, которые проходятся в посмертном состоянии Тогда будет включена непрерывная связь памяти, факт достижения надлежащего духовного уровня называется Просветлением.

Достижение Окончательного Просветления, когда меняется вся основа существа — акт единый для всего множества воплощений данного человека.

Отсюда следует весьма неутешительный вывод, а именно, если вы ощущаете сейчас, что вы не просветлены, то без специальных усилий вы не достигнете этого и в течение всей вечности, ибо если в будущем вам уже удалось достигнуть просветления, то вы были бы уже просветлены и сейчас.

Все дело в том, что Просветление — это действие, происходящее вне исторического времени. Поэтому нечего откладывать на завтра то, что следует сделать сегодня. Завтра ваши мысли могут оказаться занятыми совсем другими заботами, или вы будете воспитаны совсем не в подходящем духе.

Эволюционная концепция в очень сильной степени повышает ответственность каждого воплощения перед остальными, что выводит из пассивного ожидания. Здесь же лежит и объяснение того, почему так неуместны обвинения в адрес занимающихся йогой в их эгоизме.

Достижение Просветления, приносит разрешение всех проблем жизни, всех несчастий для тысяч воплощений, то есть, для тысяч людей, живущих в разные времена, а может быть и одновременно с вами.

Чьи действия можно сравнить с этими по количеству благо, принесенного другим? Но если человек не научился приносить пользу кому-то уже сейчас, то мало шансов, что он на верном пути, даже если думает, что занимается садханой.

Леонид Иванов