Рассмотренние в предыдущем разделе вопросов об организации памяти привело нас к убеждению, что помимо наблюдаемой нервной ткани в поддержании процессов сознания окружающего мира принимает участие еще какое-то образование, ускользающее от регистрации научными методами. Мы выяснили, что каждый рецептор является пограничным пунктом только для нервных окончаний, т.к. они не могут выйти за пределы физического тела. Но одновременно они являются дверями, через которые в окружающий мир устремляются миллионы щупалец, которые обеспечивают распознавание каждого предъявленного раздражителя посредством его сравнения с аналогами, имевшими место в прошлом опыте. Только при этих предположениях получается самосогласованная картина работы памяти.

Важно обратить внимание на то, что упомянутые щупальца ведут свой поиск на всем протяжении времени жизни субъекта. Для выделения из всего многообразия мира той информации, которая соответствует опыту субъекта, этим щупальцам достаточно скользить взад и вперед вдоль мировых линий своих рецепторов. В учении тольтеков /2/ описываются светящиеся волокна, которыми человек соединяется со всем в окружающем мире. Можно предположить, что выявленные нами щупальца и есть часть от всего множества волокон, упоминаемых доном Хуаном, когда он объяснял ученику картину, открывающуюся при овладении магической способностью видеть. Поэтому в дальнейшем мы будем называть щупальца волокнами. Дон Хуан подчеркивал, что эти волокна светятся и отличаются черезвычайной тонкостью, и поэтому они ускользают от взгляда обычного человека.

Если вспомнить то, что было сказано раньше о взаимоотношениях объектов, имеющих различные размерности, то станет ясно, что для обеспечения ненаблюдаемости в нашем трехмерном мире какого-либо объекта достаточно, чтобы он имел размерность меньше трех. Отсюда можно заключить, что волокна — это светящиеся одномерные образования — настоящие линии, недаром дон Хуан называл их линиями мира. Но последнее наименование мы не будем употреблять во избежании путаницы, т.к. уже использовалось понятие мировой линии объекта, под которой понимается овеществленная траектория объекта в пространстве-времени.

Итак, рассматриваемые нами волокна имеют размерность один по пространству и могут произвольно двигаться во времени, перенося свой контакт с линиями мира объектов в любой необходимый момент.

На примере ошибок восприятия мы убеждаемся, что нашему сознанию предъявляются именно те впечатления, которые испытываются рецептором при поисковых контактах. Как говорил дон Хенаро:»Мы всегда отстаем от мира на один прыжок, т.к. мы только и делаем, что вспоминаем, вспоминаем…» / 2 /. Собственные светящиеся волокна мы воспринимаем не как какие-то линии, а по результатам их деятельности. Всякий контакт волокон с линиями мира рождает в нашем coзнании фрагмент впечатления об объекте. В результате работы всей многомиллионной совокупности волокон мы имеем целостное восприятие мира.

В качестве постулата примем и обратное положение: какое бы переживание ни оказалось в пределах нашего сознания, оно там возникло благодаря контакту волокна с каким-то объектом во вселенной. Нет переживаний, за которыми не стояла бы реальность того или иного вида.

Так как характером нашего восприятия управляет внимание, то оно же задает конфигурацию контактов волокон с внешними объектами, поэтому естественно назвать все множество волокон теломвнимания. Важным открытием магов явилось то, что все волокна тела внимания собираются в одной точке, которую они называют точкой оборки.

Вот, наконец, и названо то образование, которое будет занимать центральное место во всем последующем изложении: тело внимания.

Было бы очень интересно провести сравнительный анализ этого понятия с йогическими терминами астрального тела и ментального тела человека, но это — отдельная проблема, которой мы здесь не будем заниматься.

Тело внимания устроено очень просто, если иметь в виду геометрическую сторону дела. Представьте себе, что из некоторой малой области пространства исходят во все стороны миллиарды светящихся одномерных волокон. Получается что-то похожее на огромную тополиную пушинку. Hо в отличие от пушинки, каждое волокно тела внимания может двигаться произвольно не только во времени, но и в пространстве. Если рассмотреть совокупную размерность объема, в котором могут присутствовать волокна тела внимания, то получится число не менее пяти, из них два измерения нужно отдать времени. Важно, что точка сборки имеет малые размеры не только в пространстве, но и во времени. Именно благодаря этому обстоятельству мы полагаем, что наш мир существует только в течение настоящего мгновения, а мы существуем долго. На самом деле соотношение как раз обратное: это объекты мира существуют долго, а наше сознание мгновенно относительно них, но поскольку мы-то сами и привязаны к этому мгновению, то не замечаем его ограниченности.

Тело внимания играет роль посредника между нашим сознанием и миром объектов. Если вообразить состояние, когда тело внимания воздерживается от каких бы то ни было контактов с внешним миром, то в сознании может оставаться только чувство я. Однако, реализация этого состояния весьма трудна, хотя оно и является исходным как для пути вниз, в пучину нашего мира, так и для пути к высшим достижениям.

Прежде, чем обратиться к вопросам преодоления нашей ограниченности, обсудим то, каким образом возникает в нашем сознании та картина мира, к которой мы привыкли.

Для наиболее полного понимания взаимоотношений человеческого сознания с миром, нужно наряду с эволюцией человека в обычном биологическом и социальном смысле рассмотреть и предэволюцию. Под последней подразумевается еще почти не исследованный процесс достижения сознанием статуса трехмерного существа. Как раз с предэволюционной точки зрения делается понятной роль восприятия объектов различных размерностей.

На каждой ступени лестницы размерностей существо может созерцать во внешнем мире формы с размерностью на единицу меньше, чем оно само, хотя за этими формами и стоят объекты вполне с ним соизмеримые. Взаимодействие с объектами высшей и низшей размерности невозможно во внешнем мире по причине взаимной «прозрачности». При очередном восхождении ранее приобретенные способности восприятия внешних объектов не исчезают. Они наследуются в виде возможности внутреннего чувства того или иного рода. Аналогом такого наследования может служить превращение рецепторов, реагирующих на соленость воды у простейших обитателей моря в рецепторы, ощущающие соленость крови, которые расположены в самом мозгу человека.

Именно благодаря наследованию органов чувств сознание человека не потеряло связя с теми уровнями мироздания, которые предшествуют атомно-молекулярной форме вещества. Если человек активизирует эти связи, то он убедится, что психическая энергия действительно превосходит ядерную.

Эволюция Самосознания является следствием и дополнением к непрестанному внедрению Сознания в глубины материи, о чем говорилось ранее. Освоение мира объектов может начаться с самых простых его представителей — с нульмерных. При дальнейшем росте Самосознания естественно, что уже освоенные объекты будут служить буквально точками отсчета.

Опыт одномерного существа по внешнему наблюдению нульмерных образов соседей, по последующему их поглощению и осознанию возникших в результате этого изменения во внутреннем состоянии поможет понять, как возникло прочное соотнесение одномерных объектов, как таковых, с их нульмерным сечением. Нульмерное сечение выступает как сжатая характеристика всего объекта, как его смысл. Контакт с истинно нульмерным объектом теперь будет вызывать ассоциацию с исследованным ранее и поглощенным одномерным объектом.

Отождествление нульмерных объектов со смыслом может вызвать недоумение, но его подкрепляет то соображение, что именно смысл обладает свойством, аналогичным геометрической точке, а именно, дальнейшей неразложимостью на составные части, окончательностью в этом отношении.

При реализации двумерного существа его связь с одномерным предшественником не исчезает, а входит составной частью в тело новой бесконечно более богатой надстройки, которая теперь есть существо. Это помогает ему не потерять контакт с нульмерными объектами, что случилось бы неминуемо, т.к. во внешнем мире двумерное существо может созерцать лишь одномерные образы. Старый опыт по упорядочению и осмыслению впечатлений ложится теперь в фундамент нового существа. Этот фундамент в очень малой степени подвержен пересмотру, т.к. пересмотр сопряжен с очень тонким манипулированием объектами, для чего двумерное тело слишком грубо. Вся система прежних связей объект-смысл становится оценочной матрицей поведения существа, как бы его программой.

Каковы же наши субъективные ощущения, когда мы вступаем в контакт с одномерными объектами? Прежде всего, как явствует из сказанного, этот контакт может переживаться только как внутреннее ощущение. Можно утверждать, что это переживание внутреннего звука, т.е. не звука, вызванного внешним раздражителем, а тем первичным опытом звучания, с которым сравнивается любой звуковой раздражитель в нашей жизни. Дополнительным доводом в пользу указанного соотнесения одномерных объектов из Множества Произвольных Состояний /МПС/ со звуком может служить очевидный факт, что для запоминания звучания и его воспроизведения достаточно одномерной дорожки в звукозаписывающем аппарате.

Наверное, наиболее просто указать место в нашем внутреннем мире для двумерных объектов из МПС. Очевидно, это зрительные образы, но так же как и для звука, здесь понимаются внутренние образы, что сродни воспоминаниям.

Трехмерные объекты МПС во внешних проявлениях совпадают о формой. Во внутреннем мире их следует соотнести с чувством тела и с осязанием. Но наиболее сильные ощущения в нашей внутренней жизни связаны с эмоциями. Если мы чувствуем, что всегда остаемся выше звука, выше зрительных образов, то эмоции буквально захватывают нас целиком и нередко руководят нашим целостным поведением. Зачастую нет более веского соображения для человека, чем «я хочу» или «мне не нравится». Все это свидетельствует о соизмеримости эмоций с самым фундаментом нашего существа. Поэтому можно предположить, что мы переживаем эмоции, когда наше тело вступает в контакт с объектами МПС, которые имеют размерность по пространству не ниже трех.

Уже неоднократно подчеркивалось, что взаимодействие между объектами различных размерностей возможно не иначе, как в результате симуляции дополнительной размерности тем объектом, у которого она ниже. Поскольку волокна тела внимания — это одномерные образования, то для осуществления их контакта с мировыми линиями объектов должны быть построены какие-то промежуточные структуры. Носителями этих структур в нашем теле являются рецепторы. Они играют роль резонаторов, которые возбуждаются от внешних воздействий и передают его волокнам тела внимания. Эти последние доставляют для сравнения переживания предыдущего опыта, включая опыт предэволюции. Для пояснения приведем пример. Известно, что мы ощущаем тепло какого-либо предмета при прикосновении к нему, но в природе нашего мира нет такого качества, как тепло. Есть хаотические движение молекул, которое воздействует на наши рецепторы. По неизвестной причине волокна тела внимания ставят в соответствие этому раздражителю субъективное переживание тепла. Аналогично, ухо как резонатор осуществляет соответствие микровибраций молекул с переживанием звука. Глаз как резонатор помогает поддержанию соответствия между электромагнитными колебаниями и субъективным переживанием окрашенного света.

На входе нашей нервной системы действуют только раздражители, соизмеримые с нашим телом, т.е. трехмерные. Интерпретация этих воздействий как разнообразных субъективных переживаний становится возможной благодаря коммутирующей функции волокон тела внимания. Они соединяют наличные раздражители с эталонными, но поскольку эталоны возникали на самых различных эволюционных ступенях развития, то система соотнесения пронизывает собой всю иерархию пространств.

Установленные соответствия между трехмерным раздражителем и его восприятием, вероятно, основывается на информационной соизмеримости того и другого. Помимо прочего, это еще и экономно.

Теперь становится понятным утверждение древних индийских философов, что помимо внешних органов чувств мы имеем и внутренние. Они говорили, о глазе глаза и об ухе уха, и называли эти скрытые органы индриями.

Одновременно проясняется неизбежность модельного раздражения рецептора. Ведь само воздействие трехмерного раздражителя не порождает в сознании нужного образа. Чтобы его получить, нужно обратиться к ощущениям скрытых органов чувств.

В результате восприятия объекта через резонаторы всех возможных видов и в результате соотнесения этих воздействий с эталонами возникает вертикальная конструкция, соединяющая элементы МПС различных размерностей. Эту конструкцию будем называть цепочкой осознания. Наиболее устойчивые цепочки осознания формируются в процессе воспитания. Поэтому их конфигурация у индивида является оттиском таковой у всего общества.

В зависимости от размерности объектов, входящих в цепочку осознания, возникают различные феномены культуры. Так цепочка

3 — 0

реализует ритуалы, когда определенным действиям сопоставляется определенный смысл. Цепочка

3 — 1 — 0

реализует речь. Ею оказываются связанными объекты нашего мира, их смысл и звуковое выражение смысла, вернее, его символическое выражение, ибо слова — не более, чем знак какого-то смысла. Цепочка

3 — 2 — 0

реализует письменность, когда о смысле заявляет двумерный символ.

При формировании целостных впечатлений об объектах мира элементы МПС оказываются объединенными волокнами тела внимания в связки или в пучки. Вся история объекта записана в таком пучке, поэтому можно сказать, что пучок и есть объект, взятый в целом на протяжение всего его существования.

В моменты ощущения рецептором объекта он как бы «прокусывает» мировые линии, осуществляя контакт с их содержимым, и посылает по нервам электрический импульс. Одновременно в окрестности этого контакта выстраивается цепочка осознания, соединяющая объекты уже разных размерностей, так что здесь запечатлевается и смысловая и эмоциональная оценка, сопутствующая факту осознания. Таким образом сознание человека получает возможность обращаться к памяти не только по видимым признакам объекта, но и по его оценке. Например, можно вспомнить мгновение, когда на душе было так же радостно, как и сейчас, или вспомнить звучание иностранного слова, которое имеет тот же смысл, что и слово родного языка.

Как уже говорилось, способ сопоставления трехмерных объектов и смыслов вырабатывается в процессе воспитания. Все общество генерирует в пространстве-времени в прожитые моменты разветвленную надстройку над миром обитания. Эта надстройка как бы представляет совокупную общественную картину мира, в которой записан весь опыт людей. Это — настоящие хроники акаши, если воспользоваться теософской терминологией. Тольтеки называли это образование тоналем времен. Важно подчеркнуть, что новорожденный человек нуждается в гиде-воспитателе для того, чтобы научиться строить свой тональ в соответствии с общественным.

Индивидуальный тоналъ человека, оформляется постепенно и представляет собой систему упорядочения моря восприятии. Для его организации необходимо выработать достаточное количество цепочек осознания самых разных объектов и ситуаций. Собственно тоналем можно назвать именно способность организации взаимных соответствий , что достигается через установление коммутации различных цепочек осознания между собой по горизонтали. Конкретное наполнение этих связей определяется культурной традицией.

Воспитание, как известно, строится на основе системы поощрений и наказаний. В этом методе учитывается один из самых эффективных механизмов организации поведения — условные рефлексы. Как они вырабатываются, хорошо известно. Если сознание отмечает, что после некоего раздражителя следует существенное для него событие, то при новом появлении этого раздражителя организм приготавливается встретить и то, что за ним последует. Условный рефлекс выглядит иногда как способность организма предвидеть развитие событий. Но на самом деле это не предвидение, а проявление памяти. После того, как раздражитель отождествлен, прочитывается и вся история событий, которые имели место в прошлом после появления раздражителя. Там подробно записано, какие реакции организма были наиболее успешными. Эти реакции и воспроизводятся в настоящий момент.

Здесь требуется важное уточнение. Если бы поиск аналогов производился по всей глубине истории существа, то это был бы очень медленный процесс. Наряду с успехами пришлось бы перебрать массу случаев поражений и нейтральных исходов. Для увеличения эффективности поведения достаточно наладить еще один слой горизонтальной коммутации, а именно, прямую связь каждого класса раздражителей с образцами самого успешного поведения. Эту систему уместно назвать референтной. Она является одним из компонентов тоналя и будет играть заметную роль в дальнейшем изложении.

Каким же образом происходит подбор кандидатов на представительство в референтной системе? Уже говорилось, что рецепторы генерируют импульсы тем чаще, чем быстрее меняется внешняя обстановка. За такими переменами обычно и скрываются существенные события. Т.к. каждый раздражитель воздействует на огромную массу рецепторов и любой из них ведет поиск в прошлом, то будет выбран не тот аналог, который дал максимум импульсов у какого-то рецептора, а тот, который реализовал максимум импульсов во всей совокупности рецепторов сразу. Поэтому понятно, почему для выработки условных рефлексов приходится применять метод многих повторений. Дело в том, что ни условный раздражитель, ни подкрепление не являются столь уж зничимыми для организма. Чтобы им набрать заметную массу импульсов, и приходится проигрывать ситуацию многократно. Тогда эта связка событий может занять место в референтной системе.

Интересно также отметить, что прогнозирование поведения на основе условных рефлексов организовано вероятностным образом / 25 /. Понять эту способность сознания можно, если допустить, что в зоне внимания при поиске аналогов оказываются не только те объекты и обстоятельства, которые дают максимум сгущения импульсов, но и вторые и третьи по величине. Иными словами, сознание может проводить ранжирование объектов по массе вызываемых ими импульсов. При взвешивании массы импульсов возникает впечатление степени вероятности данного происшествия. Благодаря такой организации поведения организм может достаточно гибко подстраиваться к изменениям внешней среды обитания, т.к. падение прежних ориентиров не вызовет полной потери способности действовать.

Как отмечается в / 25 /, нарушение вероятностного прогнозирования часто является одним из симптомов шизофрении. Это выражается в частности тем, что человек использует слова, не сообразуясь с вероятностью их употребления в обыденной речи, перегружая свой лексикон редкими и специальными синонимами. Создается впечатление,что он потерял способность ранжировать впечатления, а выбирает первое попавшееся из массы всего возможного в данной ситуации, т.е. в его референтной системе представлены аналоги без учета их значимости.

Подводя итоги этой главы, можно сказать, что даже если предположить, что во внешнем мире не существует никакой упорядоченности, а присутствуют лишь элементы Множества Произвольных Состояний в виде россыпи ориентированных вдоль оси времени мировых линий, то и тогда в нашем сознании вполне могла бы реализоваться стройная картина. Для ее возникновения достаточно осуществить нужную коммутацию линий мира посредством волокон тела внимания. При этом удаленность мировых линий от точки сборки не имеет никакого значения, т. к. волокна движутся вне времени и пространства, вернее, впечатление в сознании представлено непосредственно, независимо от расстояния. Способность создавать сети коммутаций присуща телу внимания изначально, а конкретный вид возникшего мира зввисит от соотношения устойчивых и неустойчивых процессов во внешней среде.

Подтверждением этому могут в какой-то степени служить известные опыты, когда людям надолго надевали сильно искажающие очки. Через пару недель искажение переставало сказываться на облике мира, который восстанавливался в сознании в прежнем виде. После снятия очков хаос вновь на время возникал, на темпы его исчезновения плодотворно влияла активная деятельность.

Теперь ясно, почему дон Хуан говорил, что тональ является создателем мира, не создав на самой деле ничего.

Процесс вариаций и отбора наиболее долгоживущих коммутаций постепенно приведет к появлению очень устойчивой картины мира. Его формирование может занять время жизни многих поколений. При применении отбора из поколения в поколение, будь то через воспитание или посредством механизмов наследственности, филигранность картины мира будет постепенно возрастать.

Очень важно понять, что представление о своем собственном теле является такой же принадлежностью картины внешнего мира, как горный пейзаж. Постепенно референтная система, или описание мира, как называют ее тольтеки, достигнет такой полноты, что будет давать убедительное впечатление того, что человек окружен замкнутым миром. В этой ситуации самое естественное дело — поверить собственным глазам и решить, что видимое и ощутимое тело — это последняя инстанция, самый фундаментальный носитель личности и сознания.

Ну а что же с телом внимания? Видящие утверждают, что его волокна у обычного человека образуют целостную замкнутую систему, которую они называют первым кольцом силы. Можно представить ее в виде сгущения волокон, причем настоящий центр тела внимания -точка сборки — находится в стороне от этого сгущения. Она располагается даже снаружи физического тела.

Итак, на нынешней стадии эволюции центр самоотождествления человека занял периферическую позицию относительно центра тела внимания. Это явилось результатом привязанности к объектам внешнего мира. Не удивительно, что от нас из-за ошибочного самоотождествления оказалась скрыта перспектива дальнейшего роста самосознания. Если мы и дальше будем отождествлять себя с трехмерным физическим телом, то мы никогда не вырвемся из ловушки трехмерного пространства. Тело внимания гораздо ближе к самой сути нашего Я, чем любой другой известный орган, поэтому духовная дисциплина и направлена на ослабление привязанности к физическому телу и на развитие самоотаждествления с более фундаментальной структурой.