Гностики говорят человеку, что его первейшая задача – обеспечить в себе рождение и рост Другого. Развитие коснется главным образом второго кольца силы. Всё, что люди делают в первом кольце, объявляется либо полной ерундой (Дон Хуан), либо следствием падшего состояния, которое нужно преодолеть. Когда человек достигнет могущества, он должен понять, что оно принадлежит не ему.

Природники предлагают человеку так отполировать его восприятие и сознание, что ему станут доступны все тайны мира и могущество впридачу. Его усилившееся сознание и воля обеспечат ему неизменное материальное процветание и, при желании, власть.

Природники никогда не станут убеждать своих клиентов, что духовный Путь совершает не земной человек, а микрокосмос, в котором этот человек воплотился в данный момент. Они всячески холят и лелелят эго человека, хотя по видимости требуют от него самообуздания и самоотверженности. Но это такое самообуздание, которым должно заниматься само эго, отчего оно становится только сильнее. А самоотверженность понимается как безоглядная преданность тому коллективу и делу, к которому причастен человек. Такой объявляется святым и его ставят в пример и торжественно награждают, чем еще больше раздувают его эго.

Просветление — это вопрос не столько внушения, как исправления структуры микрокосмоса. Этим гностические традиции отличаются от природных. Природники повторяют: «Поймите!», «Вникните!» и т.п. А их слушатели какими были, такими и остаются. Максимум, на что хватает природников, это навязать обществу хоть какую-то нравственность. И в этом их большая польза.

Когда в начале и в средине 20-го века поднялись волны против навязанных обществом стереотипов поведения, это быстро привело к двум мировым войнам. Оказалось, что человек в нашем мире без навязанных стереотипов становится не сверхчеловеком, а просто зверем. А уж коричневым или красным, жертвам всё равно.
Это полезно помнить сейчас.

Гностики говорят, что Путь совершает микрокосмос, так как именно его структура поражена падением. Земной человек – только необходимый инструмент, с помощью которого можно достичь исцеления. Розенкрейцеры учили о трех Я человека, а Дон Хуан о трех вниманиях. Активизация каждого следующего внимания сопровождается активизацией нового Я. Поэтому так страшно бывает некоторым, когда их второе внимание готово к активности. Страх тормозит этот процессс и наносит вред структуре. Однако, когда второе Я начинает работать, первое Я не замечает разницы, и думает, что во сне было сознательным именно оно. Этот эффект как раз и подтверждает, что носителем чувства Я является не физический человек, а микрокосмос. Он же никуда не девается от того, что в нем активизируются по очереди разные Я.

Самообуздание для гностиков – это такая деятельность человека, когда он отдает приоритет росту второго внимания в себе (например, занимается таким «неинтересным» делом, как пересмотр; насколько интересней лазить по другим мирам, хотя это не укрепляет страды, а только свидетельствует о том, что Дубль у человека уже появился, но пока слабо развит).

Самоотверженность – это отвержение своего эго в момент перехода из второго внимания в третье. Если первое и второе внимание вполне совместимы, второе даже заимствует основные черты человека, то третье внимание включается только в результате полной остановки второго. Потому и говорят о «мистической смерти». То, что это состояние обратимо, другой разговор.

Природники знают из Священных текстов, что существует такое понятие, как «мистическая смерть». Известный страх перехода от первого внимания ко второму дает им возможность объявить именно этот переход мистической смертью. А коли так, то радостный человек, преодолевший этот рубеж, заключает, что теперь он уже обрел бессмертие и впереди осталось только прямое познание Бога.

Гностики говорят, что переход от первого внимания ко второму, хотя и драматичен, не является мистической смертью. Человек, совершивший его, сделал хороший шаг по дороге бессмертия, но не решающий. Почему? А потому, что он по-прежнему обречен на перевоплощения, а значит, все его завоевания могут быть обращены вспять. А о третьем внимании природники стараются не вспоминать.

Леонид Иванов