После того, как воин на пути знания сформировал второе кольцо силы, он научается использовать оба кольца одновременно. Для познания мира это не меньший шаг вперед, чем овладение стереоскопическим зрением с помощью двух глаз по сравнению с разглядыванием плоских фотографий. Восприятие мира сразу через два канала информации сильно обогащает его картину. Рождается новое чувство, которое дон Хуан называл видением, в отличии от простого смотрения. Как отметил К.Кастанеда, видение с таким же успехом можно было бы назвать слышанием, так как переживание ситуации имеет голосовое сопровождение. Голос дает исчерпывающую характеристику происходящему, так что у воина не остается никаких сомнений в том, какие действия были бы правильными в данной ситуации.

По каналу визуализации становится доступным вид светящегося тела людей и других существ. Через видение светящегося тела были раскрыты фундаментальные свойства человека. Было открыто, что человек находится в контакте со всеми вещами в окружающем мире посредством светящихся волокон. Была обнаружена точка сборки этих волокон. Было обнаружено, что все объекты построены из вечно существующих эманаций Орла — этого мифологического создателя вселенной у тольтеков. Оказалось, что существует целая вселенная таких эманаций. Те объекты Множества Произвольных Состояний, которые ранее мы называли линиями мира, древние видящие называли эманациями Орла. Новые видящие установили ограниченность этой точки зрения. Некоторые из аспектов их Знания будут прокомментированы ниже.

В отношении интерпретации видения светящегося тела традиция тольтеков разделилась на два этапа. Древние видящие просто констатировали, что человек обладает этим телом, установили, каковы его свойства и как это все можно использовать в целях магии. Они интерпретировали все открытые ими миры как объективную реальность. В той мере, как эти миры будут исследоваться в рамках программы супранавтики, мы будем оставаться на позиции древних видящих. Но для того, чтобы понять механизм внепространственного перехода и уяснить соотношение учения тольтеков с основными положениями йоги, следует ближе познакомиться с точкой зрения новых видящих.

Главнейшее их открытие заключается в том, что вид мира, вся ситуация, в которую погружен данный человек, всецело определяется положением точки сборки в пределах светящегося тела. Основная идея древних видящих, что мир порождается набором эманаций-линий мира, которые захвачены волокнами тела внимания, остается в силе и у новых видящих. Но они подчеркивают, что все эти эманации заключены в пределах светящегося тела человека. В то время, как древний видящий был уверен, что отправился в какой-то другой мир, новый видящий констатирует, что все путешествия исчисляются несколькими сантиметрами перемещения точки сборки на фоне более или менее неподвижных эманаций, заключенных в светящемся теле. Получается, что в светящемся коконе содержится вся информация, необходимая телу внимания для воссоздания картины мира, который нас окружает. Видящие видят точку сборки как яркий огонек, расположенный на задней поверхности светящегося тела, снаружи физического тела, выше уровня плеч. Если вспомнить, что говорилось раньше о силе творческой проекции, то становится ясно, что этот огонек как бы освещает попавшие в его окрестности эманации — линии мира, и в результате свет сознания рассеивается вокруг, проектируя во весь остальной объем картины, несущие информацию об освещенной области. Дон Хуан прямо утверждал, что мы видим вокруг себя не какой-то внешний мир, а результат отражения на внутренних стенках пузыря восприятия того, что внутри, а внутри находимся мы сами.

До сих пор упоминая силу сознавания, или силу творческой проекции, мы делали упор на ее активности. Под этим понималась способность волокна тела внимания вступать в контакт с любыми линиями мира и менять при необходимости место контакта. Теперь основное внимание будет уделяться проектирующей способности силы сознавания. Оказывается, что вся работа по подбору нужных линий мира осуществляется вблизи точки сборки, а она является источником, проектирующим результат выбора в пространство светящегося тела. Нужно понимать , что слова «свет сознания», «освещает» и подобные — только способ выразить тот факт, что в результате проекции происходит чисто линейное увеличение размеров той информации, которая попадает в микроскопическую окрестность точки сборки, до размеров всего светящегося тела. В процессе проекции активную роль играют все те же волокна тела внимания. Они заполняют собой весь объем светящегося тела, создавая упругую пространственную конструкцию, которая может переносить возбуждение, идущее от точки сборки, к любым эманациям. Напомним, что эманации — линии мира, растянутые вдоль времени, а волокна тела внимания вдоль пространства. В результате, возникает каркас, на фоне которого и строится облик воспринимаемого сознанием мира.

Это открытие новых видящих представляет собой следующий шаг в процессе диалектического отрицания, который начался с введения внешней модели человеческой психики. В самом деле, обычный человек не сомневается, что все его чувства и вся его память о мире находятся внутри его тела, точнее, внутри его мозга. Маги и древние видящие развили концепцию того, что все механизмы психики находятся снаружи. Анализ проблемы передачи информации, как было показано в одном из предыдущих разделов, подтверждает эту точку зрения. Эта концепция позволяет содержательно развить представление о двух кольцах силы, о множестве доступных человеку миров, о возможности иного, чем физический труд, способа переустройства среды обитания. Теперь же получается, что весь физический мир, и физическое тело человека, суть не более, чем игра отблесков сознания, рассеянного в толще светящегося тела. Так что человеческая психика, заодно со всем миром оказалась все же внутри тела, пусть и более обширного, чем знакомое нам физическое. Более того, оказывается, что психическим усилием воли мы можем преобразить свой мир.

Следует четко осознать, что в этой ситуации мы находимся в полушаге от позиции субъективного идеализма, причем в самой крайней его форме солипсизма. Однако помимо учений, утверждающих, что конечной реальностью является некое я, имеются учения, подтверждающие существование реальной Вселенной, превосходящей любое я. Такого взгляда придерживается Ф.Меррелл-Вольф, об этом же говорят наблюдения многих видящих.

Посредством видения новые видящие установили, что кроме эманаций, заключенных внутри светящегося тела, существуют эманации в Великом, существует целая вселенная этих эманаций. Они очень интересно описывают процесс осознания существом эманаций в Великом, то есть внешних по отношению к его кокону. Внутренние эманации все время находятся в состоянии вибрационного движения, однако, когда к светящемуся телу снаружи приближается посторонняя эманация, то соответствующее ей по строению эманации внутри останавливает свои колебания и как бы образуют с внешней единое целое. Если точка сборки в этот момент находится в контакте с этой успокоенной эманацией, то происходит осознание эманации в Великом. Как видим, схема совпадает с той, что предлагает Прибрам, когда описывает уточненную модель рефлекторной дуги /10/. Главное здесь то, что восприятие внешних раздражителей происходит не непосредственно, а только через резонаторы, через промежуточные агенты, принадлежащие самому телу. Вот и получается, что обычный физиологический подход к деятельности психики находится в каком-то соответствии с истиной, хотя и применяет свои схемы не к тому телу, к какому следует, к физическому вместо светящегося. Этим объясняется, что в рамках традиционной психофизиологии все же удается найти ответы на многие вопросы, возникающие в ходе практической деятельности.

Но, как учит философия, никогда нельзя отождествлять исходное положение с тем, которое получено в результате двойного отрицания. Последнее может только по видимости быть похожим на первое, но по существу находиться на ином качественном уровне. По этой причине из-за похожести истинных механизмов познания на их усеченное представление в психофизиологии, остается неосознанным гигантский познавательный и деятельный потенциал людей. Гурджиев, говорил, что для большинства людей, даже для образованных и мыслящих, главное препятствие на пути приобретения истинного самосознания состоит в том, что они считают, что уже обладают самосознанием. Человек оказывается не заинтересован, если ему говорят, что путем большой и трудной работы он приобретет нечто, что, как он уверен, он уже имеет. Он решит, что имеет дело либо с сумасшедшими, либо с жуликом.

Схожесть познавательной концепции обычного человека и истинного соотношения его тела с внешним миром, по настоящему внешним, миром эманаций в Великом, позволяет большинству духовных традиций обойти стадию промежуточного отрицания, миновать магические проявления, и сразу вывести ученика на уровень нового сверхсознания. Однако, барьер оказывается слишком высоким, и очень многие люди, которые с успехом могли бы работать в программе супранавтики, то есть в деле открытия и освоения ныне скрытых от человека миров, которые ему доступны, эти люди пребывают в отрыве от всякой духовной’ традиции. Представляется, что поэтапное преодоление парадоксальности двойного отрицания, сопряженного с ростом самосознания, когда, последовательные отрицания проходят одно за другим, а не единым скачком поможет самостоятельному продвижению многих. Противоядием от нежелательного застревания на промежуточных стадиях в наше время послужит накаленность социальной обстановки, о чем говорилось во вступительных частях. Осознание высокого предназначения супранавтики, которая призвана, выполнить жизненно важный для человечества социальный заказ, должно оказывать большое очищающее воздействие на всех, вовлеченных в эту программу.

Следует подчеркнуть, что работа в рамках супранавтики ни в коем случае не ограничивает роста духовного уровня участников. Как будет показано ниже, концепция новых видящих хорошо согласуется с самыми возвышенными представлениями, развитыми в какой бы то ни было традиции. Выигрышной стороной их учения является большая ясность и отрешенность от исторических наслоений, широко представленных в других традициях.

Первое, на чем хотелось бы остановиться, это гигантская плотность информации, которая содержится в пределах светящегося тела. Для воссоздания всей гаммы субъективных ощущений, порождающих впечатление об окружающем мире, достаточно, чтобы точка сборки осветила своим светом крошечный объем, занятый внутренними эманациями. Сдвиг точки сборки на небольшую величину переживается человеком как перенесение в совершенно другой мир. Поскольку информация считывается с эманаций, то именно эманации и оказываются упакованными с плотностью, недоступной пониманию науки. Выше, тем не менее уже говорилось о концепции физического вакуума, плотность вещества и энергии у которого на десятки порядков превосходит ядерную /22/. Никакие трехмерные объекты не могут быть так плотно упакованы. Дж.Уилер полагает, что физический вакуум представляет собой «топологическую пену», в которой представлены самые различные возмущения метрики пространства. Мы же предположили, что в состав физического вакуума входят объекты самых разных размерностей. При этом частица какой-либо размерности движется в пределах пространства той же размерности, а затем все пространство может испытывать эволюционные деформации, для учета которых было введено многомерное время. Те эманации, которые наполняют светящееся тело, в основном ориентированы вдоль оси нашего времени. Дон Хуан говорил, что эманации насчитывают ноль, одно и два измерения. В этом случае их можно упаковать как угодно плотно, так как они не занимают никакого трехмерного объема.

При воспроизведении информации, находящейся на эманациях, наше первое кольцо силы движется вдоль оси времени, захватывая определенный пучок эманаций. Тут-то и разыгрывается вся драма нашего бытия. Вся толща нашего же светящегося тела служит экраном, на котором мы и смотрим этот захватывающий фильм. Ситуация очень похожа на ту что описал Д. де-Спиллер /I8/. Там, в теле планеты, составленной из высокопроводящих веществ, развилась электромагнитная жизнь. Существа воспринимали тело планеты как свободное пространство и передвигались внутри планеты вдоль поверхности. Нашу пустоту они интерпретировали как абсолютно твердый материал, поскольку она для них была недоступной из-за малой проводимости.

Так вот, получается, что мы сами, как жители той планеты, движемся внутри сверхплотного вещества нашего истинного тела. Эта сверхплотная субстанция является одновременно и экраном и носителем информации. В отличие от обычных фильмов, это кино таково, что мы можем выбирать продолжение по своему вкусу. Степень свободы при выборе определяется степенью сознательности. Как правило, мы выбираем грустные, однообразные фильмы, в которых заняты исполнением нудных обязанностей. Прекрасную характеристику этой ситуации можно найти в /ЗЗ/. Обратите внимание на то, что путешествие в другой мир становится аналогичным переходу в другой зал, а вернее, даже включению соседнего проектора, в который заряжен другой фильм.

Если у кого-то раньше уже закрадывалось подозрение, что все эффекты супранавтики — это иллюзия , то сейчас можно точно сказать, что он прав. Все миры, которые открыли древние видящие, иллюзоры. Но они иллюзорны ни на йоту больше, чем иллюзорен и наш обычный мир! Все духовные традиции как раз и направлены на преодоление этой иллюзорности, но, поскольку подавляющая часть человечества пребывает в иллюзиях, то задача супранавтики состоит в том, чтобы сделать эту иллюзию более управляемой и более приятной, вернее, более подходящей для роста самосознания всех. Если нормальный сон полезен для организма, то от навязчивых кошмаров следует лечить. Сама процедура освоения скрытых миров обладает сильным излечивающим эффектом.

Обсудим теперь происхождение огромного информационного избытка эманаций в коконе, по сравнению с тем объемом, который достаточен для oбecпечения восприятия окружающего нас мира.По описанию видящих, вся жизнь человека со всеми его мытарствами и приключениями соответствует дрейфу точки сборки в очень небольшом сегменте на поверхности светящегося тела. В глубину своего светящегося тела направить точку сборки умеют только те, кто уже вполне сознательно овладел управлением вторым кольцом силы. Для обычного человека только во сне доступны слабые отблески информации, содержащейся во внутренних областях. Кроме того, основной объем светящегося тела заполнен эманациями, при контакте с которыми точка сборки воспроизводит совершенно непривычные для человека миры, что-то небывалое, с трудом воспринимаемое, что получило наименование Неведомого. Откуда все это? Опять и опять мы натыкаемся на факт необъяснимой щедрости мироздания. Но ведь не могло же такое сложнейшее образование, как светящееся тело, возникнуть на пустом месте. Каким образом было достигнуто такое насыщение информацией?

Здесь уместно напомнить, что по отзывам многих выдающихся людей, в том числе В.И.Вернадского, одной из самых содержательных философий является учение о множественности воплощений, которое испытывает дух каждого существа на пути его роста. Вообще мы не намерены углубляться в вопросы, связанные с такими фундаментальными явлениями, как жизнь и смерть, в их взаимосвязи. Однако, в рамках настоящей главы, где cneциально обсуждается соответствие традиции тольтеков другим древним учениям, уместно коснуться и этих непременных тем философии, заслуживающей этого названия.

В учении дона Хуана смерть занимает весьма высокое и почетное место. Она выполняет роль неумолимого свидетеля, знание о близости которого подстегивает ученике. Смерть-советчик — это, действительно, незаменимый компаньон на пути. Аналогичную роль в других учениях выполняет Луна. Так, Гурджиев описал точку зрения суфиев, что именно Луна питается духовностью, вырабатываемой жителями Земли. Она, выступает вампиром, стоящим на пути души, совершающий свой посмертный путь. То же говорят тольтеки об Орле, который дает сознание существам как бы в рост, а после смерти поедает его, но для тех, кто достиг достаточного духовного уровня, он оставляет шанс миновать эту опасность и уйти в свободный полет.

Подобные устрашающие концепции присутствуют почти во всех религиозных системах, за исключением тех, которые генетически связаны с индуизмом. В индуизме и буддизме, напротив, уверенно утверждается, что человеческий дух, как и дух любого существа, только временно гостит на Земле в данном теле. Он вновь и вновь воплощается, и качество следующего воплощения прямо связано с совокупностью деяний, которые дух совершает через свое тело. Если деятельность тела в данном воплощении подвержена закону причинности, то связью, осуществляющей, воздаяние за действия в предыдущих воплощениях, руководит закон кармы. Подавляющее большинство жителей Дальнего Востока твердо уверены, что они еще множество раз будут проживать на земле. Для человека, воспитанного в западных традициях, такая перспектива, выглядит весьма, радужной, но для восточного человека это — проклятие. Потому основная духовная концепция Востока — добиться прекращения собственных воплощений — звучит не очень вдохновляюще на Западе.

Нетрудно усмотреть, что идея перевоплощения, снимающая гнет ужаса окончательного уничтожения, была мистифицирована на Востоке в целях социального управления, в результате, вместо могучего порыва к вершинам духа там распространилась ужасающая пассивность. На Зaпаде же укоренились традиции, провозглашающие единственность жизни. Основоположники этих традиций руководствовались желанием так переформулировать духовную проблематику, чтобы пресечь тягу к пассивному восприятию жизни. Люди, действительно, продемонстрировали вспышку энергии, длящуюся столетия. Но в духовной сфере это привело к установлению глубоко эгоистического образа человеческой личности.

В новое время предпринимаются попытки так синтезировать традиции Запада и Востока, чтобы освободить людей от недостатков, присущих каждой из них, и показать достоинства той и другой. В этом направлении работали Рамакришна, Вивекананда, Шри Ауробиндо, Е.Блаватская, Н.К.Рерих, Е.К.Рерих, Ф.Меррелл-Вольф и многие другие. Ключевой идеей, улавливающей истинное положение дел и снимающей видимость расхождений между указанными традициями, является Эволюция. Происходит как эволюция духа, так и эволюция мира. Нет одного без другого. Но для описания эволюции недостаточно только исторического времени. Нужно ввести по крайней мере еще одно измерение времени. Мир вечен в историческом смысле на каждой эволюционной стадии.

При совершении кармических поступков облик мира меняется сразу на протяжении всей вечности. Отсюда следует, что не правы люди на Востоке, если думают, что в пассивном ожидании они чего-нибудь дождутся. На самом деле все так и останется для них, сколько бы тысяч воплощений ни провели они в заторможенном состоянии, не приложив усилий для изменения мира, который не способствует их росту.

Но не правы и энергичные эгоисты Запада. Подгребая все под себя, вытаптывая все вокруг, они напрасно надеются, что их не коснутся последствия столь односторонних действий. Они нарушают закон справедливого равновесия и поэтому обязательно испытают на себе его обратный удар. Эволюционный подход, признающий множественность воплощений, к активному человеку обращен другой стороной: пусть эгоист остается эгоистом, но распространяет свой эгоизм на многие свои воплощения. Тогда перед ним забрезжит отсвет правильной цели для усилий. Как сказал дон Хуан: «Я узнал, что бесчисленные пути каждого пересекаются в собственной жизни — все равны. Угнетатель и угнетаемый встречаются в конце, и единственная вещь, которая преобладает, это то, что жизнь была в целом слишком короткой для обоих…» На Востоке утверждают аналогичное: закон кармы обязательно поставит угнетателя в позицию угнетенного. Ошибку делают два человека, когда по очереди истязают друг друга на протяжении многих жизней. Кто-то должен первым остановиться. Самодовольство угнетателя мешает ему это сделать. Отсюда и идет проповедь непротивления злу насилием.

До тех пор, пока человек сам не вспомнил свои другие воплощения, идея о перевоплощении для него не более, чем утешительная сказочка. Он умрет также, как умирает любой атеист, хотя сразу после кончины физического тела случается очень важный момент /5,36/. В агни-йоге говорится, что в результате смерти человеческое существо последовательно теряет свои тела, вначале физическое, затем асральное и т.д., пока не достигнет неразрушимого тела блаженства. При каждом переходе сознание испытывает шоковое состояние, поэтому свидетелем пребывания на вершинах духа может быть только сознание весьма развитого человека. При последовательном спуске через ту же череду тел во время следующего воплощения, происходит забывание всего, наподобие того, как днем забываются сны.

Для обеспечения непрерывного сознания, связывающего последовательные жизни, необходимо приложить сознательные усилия, совокупность которых и называется садханой. Еще при жизни нужно стремиться освоить те уровни сознания, которые проходятся в посмертном состоянии Тогда будет включена непрерывная связь памяти, факт достижения надлежащего духовного уровня называется Просветлением. Достижение Окончательного Просветления, когда меняется вся основа существа, акт единый для всего множества воплощений данного человека. Отсюда следует весьма неутешительный вывод, а именно, если вы ощущаете сейчас, что вы не просветлены, то без специальных усилий вы не достигнете этого и в течение всей вечности, ибо если в будущем вам уже удалось достигнуть просветления, то вы были бы уже просветлены и сейчас. Все дело в том, что Просветление — это действие, происходящее вне исторического времени. Поэтому нечего откладывать на завтра то, что следует сделать сегодня. Завтра ваши мысли могут оказаться занятыми совсем другими заботами, или вы будете воспитаны совсем не в подходящем духе.

Эволюционная концепция в очень сильной степени повышает ответственность каждого воплощения перед остальными, что выводит из пассивного ожидания. Здесь же лежит и объяснение того, почему так неуместны обвинения в адрес занимающихся йогой в их эгоизме. Достижение Просветления, приносит разрешение всех проблем жизни, всех несчастий для тысяч воплощений, то есть, для тысяч людей, живущих в разные времена, а может быть и одновременно с вами. Чьи действия можно сравнить с этими по количеству добра, принесенного другим? Но если человек не научился приносить добро кому-то уже сейчас, то мало шансов, что он на верном пути, даже если думает, что занимается садханой.

Представления о множественности воплощений помогают понять и обнаруженную избыточность эманаций светящегося тела. Каждое воплощение, при рождении захватывает из Великого определенную порцию эманаций. Чжуан-Цзы /27/ сказал: «Мы не можем за один раз в одной охапке принести много дров, но огонь горит вечно.» Поскольку эманации тоже вечны, то их пучок тянется в беспредельное будущее, хотя и не используется на всех участках во время данной жизни. Из совокупного вклада этих воплощений и получается столь богатый набор эманаций. Можно представить, как череда светящихся тел стягивает весь этот набор в единый пучок на участках одного из воплощений.

Важно учесть, что хотя объем светящегося тела велик, он все же не беспределен, а это свидетельствует о конечности числа воплощений, вносящих свои вклады в его формирование. Далее важно, что точка сборки действует всегда, в любом воплощении, на поверхности, в полной аналогии с электрическим зарядом. Кроме того, как утверждает агни-йога, человеческое существо имеет некое неизменное ядро, единое для всех воплощений, вокруг которого группируются все варианты воплощений.

Упомянутые свойства, удается хорошо учесть в модели светящегося тела, представляемого в виде вихря эманаций, исходящих из единого центра, наподобие спиральных ветвей галактики. То светящееся тело, о котором говорит дон Хуан, это мгновенный срез во времени полной картины. Оно в пространстве выглядит коконом, а во времени занимает определенный интервал, от рождения человеке до его смерти. Тольтеки описывают лишь стадии зарождения, роста и распада светящегося тела, не касаясь его судьбы дальше. Как уже отмечалось, самосознание, носителем которого является точка сборки, угасает при прогрессивном распаде тел человек. Таким образом, мифологическая картина поедания Орлом сознания умерших людей получает поддержку со стороны йоги. Но йога на этом не останавливается, а рассматривает циклический процесс последовательных воплощений.

Распыление эманаций, входящих в состав светящегося тела, наступающее в результате смерти, это впечатление, возникающее только при взгляде изнутри исторического времени. С точки зрения эволюционного времени, когда весь набор воплощений предстает данным одновременно, картина выглядит иначе. Спиральный вихрь эманаций как бы освещен из центра множеством расходящихся лучей. Каждый луч — это светящееся тело человека, взятое на протяжении всей его жизни. В пределах освещенной лучом части вихря движется точка сборки. В каждом новом воплощении она находится снаружи, но работает уже не с теми эманациями, что в предыдущем воплощении. Из-за вихревой структуры происходит смена пучка эманаций, находящихся на внешнем краю и по которым скользит первое кольцо силы. При подходе к краю луча точка сборки стремится достичь центра вихря, вернее, ей предоставляется шанс это сделать, но она никак не может этого сделать. Это соответствует тому моменту, когда, при наступлении смерти кокон лопается, объем светящегося тела уменьшается, оно теряет контакт с эманациями, съеживается. Точка сборки какое-то время остается в этом уменьшенном коконе, притягивается коконом к центру, но потом самоконтроль слабеет и она как мотылек устремляется вновь к своему источнику, чтобы исчезнуть из вида даже для видящих. О дальнейшей его судьбе можно только гадать. Тольтеки полагают, что самосознание гибнет. Йоги, что оно воплощается вновь. В нашей модели это соответствовало бы тому, что точка сборки пересаживается в пределы следующего светового луча в том же вихре эманаций.

В буддизме имеется очень близкая модель, объясняющая соотношение мира и человека. Там считают, что сознание человека строит свой мир из вечных дхарм. При смерти дхармы распыляются, а потом вновь группируются для формирования нового воплощения. Учет сведений, пришедших от тольтеков, позволяет сформулировать модель спирального вихря эманаций-дхарм, единого для всех воплощений индивида. Тогда, при взгляде со стороны вечности становится понятным, что скрывается за словами о распылении и новой группировке дхарм-эманаций. Так описывается факт пересечения спиралями вечных эманаций границ светящихся радиальных лучей, которые задают области, где возможно существование воплощенного сознания. Можно было бы порассуждать о том, сколько таких лучей насчитывает вихрь эманаций, сколько точек сборок может в них существовать, не совершает ли циклические обходов вихря единственная точка сборки и т.д. Все эти вопросы касаются деталей, о которых невозможно судить с уверенностью при нашем уровне сознания. Будда, как известно, хранил молчание, когда ему задавали вопросы о посмертной судьбе человека.

Главное, на что нужно обратить внимание в вихревой модели светящегося тела человека — это то, что сознание человека всегда дома, что бы он ни думал о своей затерянности в мире. Человек волен сам формировать свою среду обитания из тех эманаций, которыми он располагает. На самом деле он всегда так и поступает, но делает это как-то спросонья. В самом деле, когда он проектирует мир, пользуясь одним пучком эманаций как носителями информации, со всем остальным светящимся телом он обходится, как с экраном. Но проекция не есть процесс, не затрагивающий тонкого строения эманаций, участвующих в воссоздании окружающего мира. Поддаваясь своим влечениям, человек выбирает определенные ситуации, навязывает эманациям вполне определенные изменения, то есть программирует их. В следующем воплощении в качестве источника информации для проекции будет использоваться тот пучок, который сейчас входит в состав экрана, а значит сейчас программируется. Это и есть механизм кармической регуляции череды существований.

В целом, мир эманаций выступает идеальной колыбелью для воспитания растущего самосознания. Здесь все автоматически подстраивается к любой инициативе взрослеющего духа. Он сам программирует свои приключения. Здесь он учится на ошибках, а мир, в котором он живет, с одной стороны несет отпечаток его прошлого, но, с другой стороны, способен к отражению информации, приходящей извне. Осознание новой информации находится всегда в точном соответствии о достигнутой стадией развития, что обеспечивается косвенным характером восприятия информации извне только через сонастройку с ней своих собственных эманаций, то есть внешняя информация активно фильтруется. Интересно, что особо защищенной оказывается не жизнь каждого воплощения, которая весьма хрупка, а процесс познания, или рост самосознания,

Если на всю череду воплощений и смертей взглянуть из исторического времени, то представится картина, как раз за разом из центра вихря эманаций выбрасывается луч света, который сопровождает центр самосознания — точку сборки. В конце жизни световой кокон уменьшается, притягивая точку сборки к центру, но она слабеет и уплывает куда-то, чтобы все повторилось в следующий раз, но с учетом всего предыдущего опыта. В Евангелии от Фомы имеется притча: «Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил сеть свою в море. Он вытащил ее из моря полную малых рыб, среди которых этот мудрый рыбак нашел большую и хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу.» Повторяющиеся воплощения центра самосознания — это приключения той самой малой рыбы, которую мудрый рыбак выбросил за борт, чтобы она еще подросла. Самое важное здесь то, что человек сопоставляется не с тем, кого ловят, а с тем, кто ловит. В рамках нашего изложения понятно, что истинный человек — это источник всех эманаций, центр их сосредоточения, к которому притягивается всякий раз точка сборки, но не может выполнить какое-то условие и претерпевает новое воплощение после устрашающей встречи с Орлом. Что же должно быть сделано, чтобы весь процесс увенчался, наконец, успехом? Ведь Орел разрешает каждому миновать печальную судьбу угашения самосознания. Но почти никто не в состоянии воспользоваться этим разрешением. Что же такое встречает самосознание человека вблизи центра своего вихря эманаций, перед чем не в силах выстоять?

Тольтеки называют эту область светящегося тела шаблоном. Они утверждают, что шаблон — это буквально та матрица, с которой мы получаемся в качестве оттиска. Такая интерпретация понятна, если вспомнить, что в рамках нашей модели каждое воплощение формируется вокруг некоего центра, единого для всех воплощений. Тогда действительно эта зона выполняет роль матрицы, хранящей опыт существа на протяжении множества его жизней. Отношение дона Хуана к шаблону двоякое. С одной стороны он учит, что единственный вид эманаций в Великом, который следует созерцать, находясь в человеческом теле, это собственный шаблон. Воины приучаются созерцать его как можно чаще, но это возможно лишь после развития способности видеть.

В полном контрасте с равнодушным отношением со стороны дона Хуана находится реакция Карлоса, когда он, наконец, встречается со своим шаблоном. В /2/ в седьмой книге имеются многие страницы, описания этих переживаний. Они как две капли вода похожи на те, что поведали мистики о своих откровениях и о встрече с божеством. Дон Хуан потратил много слов, чтобы как-то отрезвить Карлоса, он отмечал, что шаблон бесполезен, что он всегда пассивен, что он не может быть Богом и т.д. и т.п. Далее мы попробуем дать объяснение такой позиции дона Хуана, а сейчас обратимся к тому, что говорил Гурджиев.

Не случайно, что, говоря о мистических переживаниях, Г.Гурджиев использовал понятие совести, ибо импульс религиозности имеет самое прямое отношение к совести. В /24/ сказано: «Совесть -состояние внезапного чувствования всего своего опыта, со всеми его противоречиями и недостойными увертками. Возникает ощущение собственного ничтожества и страха перед истиной. Обычно человек не может жить в этом состоянии, он стремится либо уничтожить противоречия, либо уничтожить совесть. Как правило, выбирают второй путь и люди практикуют частичную форму сознания, которое называют бодрственным.

… Но современный человек живет во сне, во сне рождается и во сне умирает. Обычная мораль состоит из буферов, из щитов, которые ограждают человека от встречи с совестью.

… Но если человек не боится моментов включения совести, сотрудничает с ними и старается приблизить их, то начинают появляться и усиливаться моменты очень тонкой радости, предвкушения будущего ясного сознания».

Высшее достижение для растущего сознания человека на земле — это блаженство. Очень удачное описание различия между блаженством и счастьем вложил в уста потомков атлантов М.Анчаров /35/ : «… Пока у человека нет чего-нибудь, для него счастье получить, но получив, он сыт и желает другого… Желания людей неисчислимы и никто не может их напитать, и счастье проходит… Но есть одно желание, которое не ждет пищи, а само себя питает. Оно редкое, потому что люди о нем забыли. Но когда оно приходит, оно убивает жадность и дает щедрость. И когда будут пройдены все пути неразумения, и выхода не останется, придем мы, Приски, и напомним о нем. Мы называем его Блаженством.»

Гурджиев о блаженстве писал: «Весь вопрос в том, чтобы быть способным его получить и быть способным его сохранить. Всякий, кто может сделать это, не нуждается в тем, чтобы чему-нибудь еще учиться. Но всякий, кто думает, что такой, какой он есть, может пользоваться блаженством, весьма ошибается. Даже получив блаженство до того, как готов к нему, человек упустит его и обретет страдание…»

Встреча с шаблоном имеет яркий мистический оттенок потому, что он является средоточением духовного опыта индивида. Встретиться с ним значит встретиться со своей совестью.

Прежде, чем дать интерпретацию понятия шаблона в связи с проблемой избегания Орла, напомним, как об этом говорилось в книгах Кастанеды. Сначала об Орле не было никакой речи, а предельная цель обучения формулировалась как уход в другой мир, или уход в нагваль. Для этого нужно отыскать некое отверстие, через которое и можно совершить желаемый переход. Сам дон Хуан признавался, что в юности, на первых стадиях ученичества, он так и считал, что нужно отыскать какую-то нору. Далее, после того как правило Орла было сообщено ученику, он понимает свою задачу в терминах преодоления опасности быть съеденным Орлом. Здесь вновь упоминается некий Проход, который должны отыскать воины. Наконец, операция по преодолению Орла описывается так: «Нужно сдвинуть точку сборки в особою позицию, называемую полной свободой. Тогда все эманации , входящие в состав светящегося тела, вспыхивают одновременно, и Орел уже не властен над сознанием человека.» Сам Карлос вспомнил, что видел момент перехода партии воинов дона Хуана за пределы достигаемости Орла. Его поразил грандиозный масштаб световoй вспышки, вся величественная картина возгорания эманаций.

Для оценки приведенного описания следует учесть, что видящие видят живое сознание как свет, повышенную степень сознания — внимание — как яркую точку сборки. Тогда понятно, что воспламенение эманаций соответствует их полному и одновременному осознанию. Для этого обычное сознание человека должно смениться какой-то новой формой. Новые видящие назвали его третьим вниманием.

Для того, чтобы связать все перечисленные факты единой системой понятий, напомним, что ранее уже говорилось о стадиях предэволюции сознания, а именно, о прохождении самосознания через этапы одно- и двумерного существа. Там отмечалось, что подъем на очередную ступень возможен только потому, что сознание осваивает уже имеющиеся материальные структуры все большей размерности. Сами эти структуры возникают спонтанно во Множестве Произвольных Состояний, и единственное, что можно о них сказать, что они имеют иерархическую вихревую упорядоченность. С этой точки зрения наше тело внимания с точкой сборки представляет собой вихрь одномерных волокон. Светящееся тело- это мгновенное сечение вихря эманаций, которые могут иметь размерности, большие, чем единица. Как было сказано раньше, впечатление о вещественном наполнении форм создают одномерные и двумерные образования из МПС, когда мы наблюдаем результат их многократной эволюции. Тогда получается картина размазанного облака с центральным сгущением, что является прототипом частицы вещества. При переходе от проекции двумерных эманаций к впечатлениям о трехмерных объектах роль тела внимания не является чисто пассивной. Оно может генерировать добавочные вибрации, порождающие размазывание, аналогичное эволюционному. Эта функция сходна с ролью нистагма в зрении. Известно, что если бы глаза не вибрировали, то мы не могли бы видеть неподвижные предметы.

Сами мы отождествляем себя с трехмерным телом, данным в какое-то мгновение времени, так что мы уже имеем зачаток четырехмерного сознания. Можно сказать, что мы существа типа 3+0.Следующим полушагом эволюции служит развитие второго кольца силы, которое создает уже некоторую протяженную базу для восприятия во времени. Этим и порождается способность видения, когда оба кольца силы сфокусированы на одном и том же объекте, но с небольшим разнесением во времени.

Наше сознание оперирует эманациями светящегося тела, которые имеют размерности ноль, один и два по пространству. Мы так строим свое восприятие, что получаем впечатление трехмерного вещественного мира. Вся эта работа сознания нужна, чтобы сделать возможным привлечение из Великого Пространства пары истинно трехмерных образований — формы и эмоции. Форма исполняет роль резонатора для настройки эмоций. Можно сказать, что мы скрепляем картину мира своими эмоциями. Через форму мы привлекаем снаружи такие компоненты, которых раньше наше светящееся тело не имело. За нами во времени тянется шлейф, из привлеченных эманаций, типа 3+1.

Таким образом, мы в процессе нашей жизни наращиваем «толщину»своего светящегося тела. Если учесть концепцию множественности воплощений, то эта работа по совершенствованию первоначального светящегося тела производится во многих интервалах времени. После того, как создана достаточная база в виде участков светящегося тела, достроенных до размерности 3 по пространству, (не исключено, что это достигнуто уже животными ) можно переходить к следующему эволюционному этапу — к превращению себя в полное четырехмерное существо. Для этого нужно реализовать наши эмоции не как мгновенные переживания, а как растянутые во времени резонаторы-4. Тогда возникает новая стадия познания мира, это стадия существа 4+0, так как теперь уже вся наша вечность для него будет мгновением в каком-то новом измерении времени. Завоевание нового пространственного измерения оплачивается отказом от бытия в историческом времени предыдущей ступени.

Вся проблема в том, как нам реализовать свое тождество с этим новым существом. Так вот, все, что говорилось раньше о вихре эманаций, о его центре, о нашей периферической позиции во время обычного существования и о процедуре преодоления Орла, все вместе это и описывает процесс следующего эволюционного перехода, который рано или поздно совершает каждое человеческое существо. Начинаем мы с того, что отождествляем себя с периферическим сгущением волокон тела внимания. Это явно неуравновешенная позиция первого внимания. Вырабатывая второе кольцо силы, мы обретаем как бы две точки опоры для нашего сознания. В результате мы приучаемся отождествлять себя уже с центром тела внимания, а каждое из колец служит средством передвижения точки сборки. Это — стадия второго внимания. Среди всех возможных положений в пределах светящегося тела есть одно, центр спирального вихря, которое дает самосознанию возможность контакта сразу со всеми эманациями светящегося тела. Когда точка сборки сможет занять это положение, мы осознаем весь вихрь эманаций как свое собственное тело. Тогда-то и происходит возгорание внутреннего огня. Тогда-то и достигается третье внимание.

Превращение сознания можно уподобить тому, как если бы некий лейкоцит путешествовал внутри нашего спящего тела, наблюдая его ткани в качестве своей среды обитания. Но однажды он попадает в самый центр нервной регуляции нашего организма и его сознание отдельной клетки скачком превращается в сознание всего организма. Понятно, что он вправе отныне считать себя новым существом, если вдобавок еще и тело проснулось от такого преображения. Все то, что было раньше внешним миром для лейкоцита, стало для этого нового существа средством для полноценной жизни и познания новой реальности, стало его телом.

Как же это макет быть, чтобы наш внешний, мир стал на новой ступени набором органов чувств? Но если внимательно проанализировать наше обычное познавательное поведение, то многое станет ясно. В самом деле, мы тратим много усилий для того, чтобы доставить своему телу богатый поток эмоциональных переживаний, например, путешествуем. Созерцая горный пик, мы испытываем восторг. Но следует учесть, что впечатление о горном пике порождено контактом нашего тела внимания с эманациями нашего же собственного светящегося тела. Это, конечно, не отменяет того факта, что за пределами нашего кокона есть нечто, что настраивает в нас впечатление обо всем путешествии, включая вид горы в том числе. Но, повторяем, это все уже есть внутри нашего тела. То новое, что возникает впервые, это эмоция восторга, которую мы притягиваем посредством построенных нами резонаторов Вот и получается, что совокупность внутренних эманаций, образовавших для нас впечатление горы, является средством подключения к новым эманациям в Великом. Совершая свой жизненный путь мы только тем и занимаемся, что зондируем своими резонаторами глубины окружающего нас Великого. Но эта работа совершается ненароком, нам все кажется, что главное не в этом, а в том, чтобы достичь каких-то ощутимых целей, заиметь нечто, хотя любой предмет, данный нам, — не более, чем комбинация наших же эманаций.

Пока не произошло Преображение сознания, построенные нами резонаторы типа 3+1, статичны во времени, уж если мы нечто и испытали, то оно так и остается неизменным во веки веков. Наше прошлое может быть изменено только в ходе эволюции, для чего требуется совершение целенаправленных кармических действий, но это уже предполагает определенную духовную зрелость. Но после Преображения все приходит в движение. Независимо от того, на какие эмоции были настроены резонаторы 3+1 в момент их создания, они становятся органами чувств нового существа, типа4+0, которыми оно свободно управляет, так как наконец-то проснулось. Это аналогично тому, как если бы кого-то научили читать, пользуясь только унылыми текстами инструкций. Овладев навыком, этот человек волен читать любую литературу.

Получается, что мы выполняем свой долг перед эволюцией, наращивая размерность светящегося тела, в любом случае, и когда нам хорошо, и когда плохо, когда мы радуемся и когда печалимся, и даже когда мы несчастны. Важен поток эмоций, безразлично каких. Точно так же оказывается, что все объекты нашего окружения, и привлекательные и отвратительные, построены из одного и того же материала, из элементов нашего собственного тела. Поэтому смешно выглядит погоня за одними и избегание других. В дзене говорят, что просветленный человек не видит разницы между священным Гангом и сточной ка навой.

Одновременно выясняется, что мы с упорством делаем ту работу, которую выполняют и животные, ведь они обладают определенной эмоциональной жизнью. Возникновение интеллекта у людей ознаменовало приход мучительного ужаса перед лицом смерти. Но этот же разум — только сигнал того, что у человека высвободились ресурсы для совершения перехода на новую эволюционную ступень. Глупо так долго топтаться на промежуточной площадке! Целью познании должна стать не погоня за разнообразными объектами, а познание их подоплеки, познание мира эманаций как таковых.

Развитие непривязанности к предметам и эмоциям не должно приводить к культивированию общения с грязными предметами и болезненными эмоциями. Такой аскетизм — демонстрация привязанности, только шиворот-навыворот. Особенно недопустимо причинять болезненные переживания другим на том основании, что с какой-то высшей точки зрения все равно, что переживает существо. Уж если вы непривязаны, то не избегайте труда, а делайте что-то полезное, ведь вам все равно, трудится или не делать ничего! Если вы непривязаны, то доставляйте хорошие переживания, вам же все равно!

Что можно сказать о мире, который раскрывается для преображенного существа, поднимающегося на следующую эволюционную ступень? Ничего! В силу самого перехода к оперированию резонаторами следующей размерности это будет .мир, не сводимый к чему-либо привычному для нас. Там будет все, что мы знаем, но это не будет ведущей особенностью мира. Главным будет новое неведомое чувство, и мы не имеем никакого представления о его характере. По этой причине даже просветленные не могут нам прямо объяснить цель всей работы, а только предлагают намеки и аналогии с нашим повседневным опытом. Как мы могли бы объяснить лейкоциту, привыкшему к реагированию на химические раздражения, что чувство запаха сохраняется и у нового существа, но ведущим будет не оно, а. впечатления о внешнем виде каких-то неведомых ему предметов. Что может знать лейкоцит о потрясающей красоте грозы, или о любом другом явлении нашего мира? Просветленные люди только убеждают нас, что новое существование будет Несказанно Прекрасным, что никакие усилия по его достижению не покажутся чрезмерными.

Можно, тем не менее, охарактеризовать некоторые этапы приближения к этому новому состоянию. Это важно, так как на пути имеются многочисленные ловушки, в которые человек склонен проваливаться.

Дон Хуан сразу же сформулировал для Кастанеды идею четырех врагов на пути человека к знанию. Первый — страх. Выше уже говорилось, что наша жизнь является непреднамеренной садханой, в результате люди развивают второе кольцо силы, не догадываясь о его существовании. Зачастую это приводит к психическим заболеваниям. Даже при преднамеренной садхане человек может испугаться возникших эффектов. Вообще, у нас самое любимое занятие — пугаться. Когда второе кольцо уже есть, но управление им слабое, нас ожидают самые экстравагантные встречи. На каждом шагу подстерегают олли /2/, или ужасные джинны/15/. Однако, в каждом источнике подчеркивается, что у этих существ нет другой силы вредить нам, кроме той, что мы сами даем им своим испугом/4/. Они на самом деле лучшие учителя в деле овладения своими эмоциями. Древние видящие, например, научились, общаясь с олли, целенаправленно и дозировано выделять такую эмоцию как ужас! Спокойное, безэмоциональное отношение мгновенно парализует все эти существа.

Следующей ловушкой является ясность мысли. Примером может служить настоящая работа. Можно все понять на словах, и ничего не достичь на деле! Выходом из этой ловушки может быть только работа всеми своими чувствами, а не только интеллектом. Как бы ни был изощрен интеллект, он совершает только нанизывание нульмерных бусинок смысла на одномерную нить линии мира. Ни визуальный образ мира, ни эмоциональное переживание, ни тем более опыт оперирования двумя кольцами силы, не говоря уж о сознании преображенного существа, ничто из этого не может быть исчерпано интеллектуальными построениями, сколько бы вариантов не предлагалось. Нужно жить и расти всем своим существом, а не только рациональной мыслью. Сюда же примыкает опасность остановки на пути, когда человек полагает, что всего достиг, хотя прошел малый его участок.

Следующий враг — могущество. Человек может пожелать страстно вмешиваться в дела других людей. Поскольку он овладел активной фазой творческой проекции, он может незаметно влиять на поведение и состояние другого. Ну как тут не начать наводить справедливость! Однако, если знать истинную перспективу духовного развития, то легко понять, что в манипулировании другими людьми не больше смысла, чем в наказании своего домашнего телевизора за то, что он показал плохой фильм. Не забываете, что хотя за любым воспринимаемым нами образом и имеется нечто реальное, но непосредственно манипулировать мы можем только с эманациями нашего собственного тела. Недаром на Востоке говорят, что любой черный маг формирует для себя ужасную карму. Это понятно, так как он проявляет чрезмерную привязанность к некоторым эманациям своего тела и начинает сильно искажать их естественный рисунок. Его деятельность распространяется в будущее внутри его же вихря эманаций, и только бог знает, на какие узлы он налетит в дальнейшем. Другое дело, что он навязывает кому-то запрещенные команды, приводящие к несчастью человека, не знающего, как защититься от его атаки. Последнему также полезно знать, что он уязвим лишь в той мере, в какой сам соглашается на это. Если вы верите в силу сглаза, то сгладить вас- плевое дело. Но если вы безразличны к нему, то ничто не сможет вас уязвить. Однако, разыгрывать неуязвимость, когда в глубине души знаешь, что враждебная деятельность возможна — это самообман. Гораздо лучше использовать свою активную фазу творческой проекции, чтобы изолировать себя от посторонних вмешательств. В этом заключена еще одна полезная сторона садханы. Не забывайте, что эффективным щитом во все времена был сосредоточенный творческий труд.

Если человек не испытывает чрезмерной привязанности к своим периферическим областям, перестал вмешиваться со страстью в дела других людей, то он может устремиться к своему центру. Ловушки подстерегают нас и здесь. Первая — это когда при встрече со своей совестью мы будем раздавлены чувством собственного ничтожества и грязи. Мы можем решить, что недостойны, и отступить навсегда на периферию, вместо того, чтобы заняться самоочищением. Так нас вернет на исходную позицию наша привязанность к собственной грязи. Нужно знать, что в центр может войти только наше тело внимания. Все захваченные им эманации должны остаться на своем законном месте в составе светящегося тела Так что придется отбросить не только свою грязь, но и свои добродетели, чтобы обрести новое самоотождествление. Тело же внимания всегда чисто само по себе. Главный бесценный груз, который мы должны донести до центра — это наша способность к самосознанию, и ничего больше. Мы зря боимся, что бросая, можем что-то потерять. В нашем вихре эманаций все окажется на своем месте и без ненужных судорог по удержанию.

На следующей стадии приходят высочайшие переживания, которые мистики называют божественной близостью. Человек встречает свой шаблон, как скептически отмечает дон Хуан. Представьте себе, где еще вам может быть так уютно и удобно, как не в объятиях своей собственной матрицы! Ведь вы ее оттиск, каковы бы вы ни были. Понятно то чувство полноты и завершенности, которое охватывает человека. Им овладевает огромное желание остаться в этом состоянии навеки.

Дон Хуан называл четвертого врага — чувством усталости, нежеланием что-либо предпринимать. ФМеррелл-Вольф /3,4/ предостерегает, что при настройке сознания на отсутствие объектов, может реализоваться частичное состояние нирваны. Эта первая, малая нирвана, и есть ловушка, так как в ее объятиях человек склонен забыть о себе. Он испытывает блаженство и у него нет побудительных причин для выхода из него. В этом случае сознание человека со временем пополняет мировой фонд безлично сознания /З/. Но это очень похоже на то, что Орлу достанется особенно вкусный дессерт. Единственное, что в силах вывести отсюда, это чувство жалости к человеческим существам, остающимся вне нирваны. Если человек и не выйдет из этой нирваны, он все же достиг награды за все свои предыдущие мытарства, но он не достиг настоящего Предназначения /З/. Оно выше, и путь к нему лежит через отказ от блаженства нирваны. Воспитание способности отказа от блаженства — ключевая проблема, так как в том состоянии у человека не будет судей, и он полностью сознает свою неуязвимость. Единственное — это привитие способности трудиться, не ожидая награды, что есть основная установка карма-йоги.

Чтобы у человека были силы идти дальше, он должен вернуться к людям, хотя бы на короткое время. В этом заключается реализация идеала Боддисатвы, который сформулирован в северном Буддизме. Ф.Меррелл-Вольф уточнил, что Боддистава действительно жертвует своим блаженством, откладывая его, в чем проявляется акт величайшего самопожертвования. Однако, по законам Высшей Справедливости, он обретает новые возможности.

Дальнейший путь в духовном росте сопряжен с преодолением чувства различия между человеком и его шаблоном. Об этом имеется прекрасная суфийская притча. Человек долго скитался по бесприютной пустыне и, наконец, в самом ее центре нашел домик. Когда, он постучался, его спросили оттуда: «Кто пришел?» Он ответил»: Я!» и услышал: «Я здесь только один и такой большой, что ни для кого другого места нет. Уходи.» Человек еще скитался долгое время по пустыне, затем вновь вышел к тому же домику. Постучался. «Кто пришел?» — спросили его. «Ты!» — ответил человек. «Входи,» — сказали ему, и дверь открылась.

Так в притче описывается необходимость изменения отождествления человеческого самосознания. Если не овладеть способностью знания путем тождества /З/, то так и можно навеки остаться у входа в свой дом. Знание путем тождества поначалу производит ошеломляющее впечатление. Но практика сновидений приучает наше самосознание принимать любые облики, не впадая в обморок. Тогда есть надежда, что вблизи финиша человек не убоится принять богоравный облик.

Теперь родится новое чувство: «Я и есть эта Вселенная'», «Я поддерживаю весь. мир!»/3/. Человек пришел к космическому сознанию. Он осознал одновременно все свое светящееся тело, весь свой вихрь эманаций. Эти внутренние эманации несут на себе отпечаток всех миров, всех впечатлений, пережитых существом за все времена его существования. Но если раньше сознание наблюдало объекты внешнего мира не думая, что это только оттиски на собственных эманациях, то теперь все былые миры осознаются изнутри, раскрывается внутренний мир каждого объекта, каждого встреченного существа. Сознание человека теперь пронизывает собой все объекты Вселенной, кроме того, человек убеждается , что сама форма объектов определяется той творческой работой, которую ранее совершало его сознание, даже не догадываясь об этом. На этой стадии для сознания открыты все нюансы всего мира форм. Нет ничего, что не могло бы быть познано человеком!

Но и космическое сознание еще не предельная реализация. Здесь еще не произошел переход к новым познавательным механизмам, все еще есть ограничение известными каналами познания, но уже обращенными внутрь своего нового тела. Завершается эволюционный переход обращением сознания наружу, к просторам нового мира. Поскольку при этом происходит перерастание всех привычных механизмов ощущения, мысли, эмоции, то это возможно посредством включения нового способа трансцендентального постижения.

По отзывам Познавших /3,11/, на этом новом уровне познания и в новом трансцендентальном мире обитает Сообщество Освобожденных Душ. Это великая сфера подлинного творчества. Здесь обитает Иерархия истинного проявления Жизни, которая простирается в своем величии от меньших уровней, соизмеримых с нашими, до таких, которое превосходят всякое понимание земных людей. Выше есть много миров и много возможностей, и Освобождение — ключ к этим мирам. Поэтому Оно не конец, а только начало подлинной жизни.

В современной фантастической литературе встречаются разработки о возможном характере проявлений жизни и деятельности существ, поднявшихся на следующую эволюционную ступень. В меморандуме Бромберга из /9/ предложена модель существа, достигшего синтеза Разума — Монокосма:

» Синтез Разумов неизбежен. Он дарует неисчислимое количество новых граней восприятия мира, а это ведет к неимоверному увеличению, c****, а главное, качеству доступной к поглощению информации, что, в свою очередь, приводит к уменьшению страданий до минимума и к увеличению радости до максимума. Понятие «дом» расширяется до масштабов Вселенной. Возраст индивида становится сравнимым с возрастом космических объектов — при полном отсутствии психической усталости. Индивид Монокосма не нуждается в творцах. Он сам себе и творец, и потребитель культуры.»

В /14/фигурируют персонажи, названные Мастером и Фермером. По мощи познания и действия они весьма напоминают существа, достигшие высшего сознания. Интересно, что их антропоморфная внешность объясняется тем, что они в наблюдаемом состоянии как бы спускаются с еще больших высот. Хотя из самых общих соображений ясно, что принципом Преображенных существ может быть лишь «Созидай, не разрушая!», со стороны людей заметна явная настороженность, если не враждебность, по отношению к ним и их деятельности.

В источниках, описывающих Преображение, отмечается, что человек, Познавший свои Истоки, может принять видимость воплощения, но особо ценным бывает состояние, когда он временно откладывает личное Освобождение, чтобы помочь другим людям. Тогда он с большой эффективностью может выполнять роль Учителя. Это чрезвычайно тяжелая роль, поэтому таких людей, к сожалению, очень мало.

В традиции тольтеков присутствие Учителя обеспечивается правилом Орла, на основании которого ведется все обучение. Краеугольным камнем его является обязанность предыдущего круга воинов подготовить свою смену. Для надлежащей закалки духа воинов практикуется тяжелая и по видимости бессмысленная работа. Это служит хоть какой-то гарантией, то человек будет способен вернуться на землю для продолжения жизни здесь, когда к этому не будет ни малейшего разумного повода, кроме тягостного долга. Пользуясь символизмом двух колец, можно такую промежуточную позицию человека описать как присутствие здесь его первого кольца силы, когда его второе кольцо находится в прочном контакте с центром своего вихря эманаций, либо же этот контакт достигается с гарантией, по желанию воина, ставшего человеком знания.

Следует остановиться еще на одном аспекте переживаний человека, совершающего Переход. Поскольку общепринятой является внутренняя модель психики, когда считается, что все наши мыслительные, эмоциональные процессы и память заключены в нашем физическом теле, обычна интерпретация этих переживаний, как внутренних. Даже в /З/ говорится, что Освобождение заключается в том, что человек становится гражданином безграничного Внутреннего Мира. В йогической практике рекомендуется погружать свое внимание в чакры, в результате, происходит выход психики в какие-то новые состояния и миры. Сосредоточение на чакрах, обращение внимания внутрь своего тела, это правильная тактика, т.к. чакры — это депо неиспользуемых волокон тела внимания. Их мобилизация приводит к возникновению нового потока информации, которую мы обычно трактуем как внутреннюю. На самом же деле, волокна тела внимания исходят из точки сборки, пронизывают наше физическое тело и выходят за его пределы, где и контактируют с внешними для физического мира эманациями. Принятие модели двух колец силы снимает парадоксальность положения, когда духовный опыт выглядит, с одной стороны, сугубо внутренним феноменом, но, с другой стороны, имеет явную объективную значимость.

В завершение этого раздела, отметим, что программа супранавтики удачно совмещает в себе два аспекта, необходимые при эволюционном переходе сознания человека на высшую ступень. Во-первых, она дает представление о том, что психологи называют зоной ближайшего развития. При этом от участника еще не требуется решительного пересмотра основ своей личности. Во-вторых, эта программа открывает наименее болезненный способ действий для тех, кто уже достиг первой стадии перехода, и должен вернуться, чтобы приготовиться к следующему броску. По всем отзывам, пребывание для таких людей в рамках нашего привычного мира очень неприятно. Так, Ф.Меррелл-Вольф пишет, что по сравнению с состоянием нирваны самые утонченные наслаждения земли не более, чем мука. По этой причине почти невозможно встретить подобных наставников в нашей толчее, они предпочитают ожидать учеников в отдалении. Значит, ученик должен самостоятельно сделать первые шаги, чтобы иметь шанс обрести непосредственного Руководителя.