Важнейший эффект, который достигается в результате духовной практики, садханы, независимо от того, в какой традиции она проводится, это формирование способности самосознания в тех областях, которые обычно представляются скрытыми за темным занавесом подсознания. Эта работа должна сопровождаться целенаправленными усилиями по развитию и укреплению всех аспектов первого внимания, включая и состояние физического тела.

Тольтеки обычно называют скрытые от нас стороны мира нагвалем, в отличии от упорядоченного мира тоналя. Они утверждают, что для успешной встречи с нагвалем тональ человека должен быть сильным, иначе его просто сметет с лица земли.

Сразу следует отсечь психоделическую практику наркоманов, которые вначале гонятся за яркими переживаниями, достигают их за счет растраты ресурсов тела, попадают в психологическую, а затем и в физиологическую зависимость от наркотиков. По мере исчерпания физических и духовных сил уровень контактов их с Неведомым все более понижается, приобретая все более тягостный, мучительный характер. Все заканчивается психиатрической больницей.

Строительным материалом и источником энергии для создания нового кольца силы, дублирующего функции нашего первичного Я, служит внутренний диалог.

Чтобы понять, как это возможно, напомним высказывание Гурджиева https://vk.com/albums-53466208?z=photo-53466208_414276141%2Fphotos-53466208 о необходимости впечатлений для жизнедеятельности нашего организма. Он отмечал, что если без пищи мы сможем прожить десятки дней, без воздуха несколько минут, то без переживания впечатлений — лишь несколько мгновений.

Впечатления служат пищей для нашего тела внимания. С этой точки зрения внутренний диалог выглядит как непрестанное движение волокон тела внимания в поисках питания. Обычно мы удовлетворяемся самой примитивной пищей такого рода, а именно, контактами волокон с линиями мира, соответствующими нашему прошлому. Каждый контакт порождает в сознании отрывочное высказывание, иногда оно озвучено, иногда визуализировано. Это происходит, когда помимо резонаторов-0 для осмысления в хаотическом поиске участвуют резонаторы-1 и -2.

Причина всепроникающей активности интеллекта в форме внутреннего диалога коренится в его эффективности на всех предыдущих стадиях истории человеческого общества. Даже если успех достигался не средствами интеллекта, он умел убедить, что именно он привел к победе.

Ранее уже отмечалось, что в процессе психической деятельности человеческое внимание выстраивает цепочки сознания. Под этим понимается создание совокупности резонаторов, реагирующих на внешние признаки объекта, на эмоциональную окраску ситуации, и, наконец, на соотнесенность ситуации с прошлым опытом.

Поскольку разметка ситуации нульмерными метками смысла оказывается более экономной, чем создание полноценных резонаторов для всестороннего непосредственного переживания объекта, то человек склонен ограничиваться мысленным называнием объекта, а не его полноценным восприятием.

Не исключено, что эта экономичность и послужила толчком для перехода от управления поведением через инстинкты к управлению через интеллект. Но вместо вспомогательной роли интеллект вскоре стал играть главенствующую.

Во многих книгах по йоге отмечается, что первый шаг к духовному совершенствованию заключается в том, чтобы порвать пелену внутреннего диалога. Нужно распознать его ущербность в тех случаях, когда он подсовывает нашему сознанию вместо переживания истинной жизни ее мутную замену в виде мешанины отрывочных полуфраз и полуслов, заполняющую наше сознание постоянно, чем бы мы ни занимались.

Мы часто ведем себя подобно посетителю художественной выставки, который бросает только беглый взгляд на картину, зато минуту тратит на прочтение названия и несколько минут на запись информации в блокнот, а потом — бегом к следующей картине. А чего стоят наши бесконечные обсуждения нюансов производственной жизни и личных интриг будь то в театре, на реке, перед лицом прибоя, на перевале…

Итак, первый шаг — это осознать, что у нас в голове действительно поселилась пьяная взбесившаяся обезьяна, которую к тому же покусали пчелы. Именно такое сравнение употребляют индийские книги, когда характеризуют состояние нашего внутреннего диалога. С чем еще сравнятся его неупорядоченные бесконечные скачки?

Садхана начинается с того, чтобы научиться действовать, не возбуждая попутного диалога. Просто удивительно, сколько есть на свете вещей, которые на самом деле не нуждаются ни в каком словесном сопровождении! Интеллект только вводит нас в заблуждение, когда создает впечатление, что без его санкции ничего нельзя предпринять.

Оказывается, можно ходить, бегать, мыть посуду, чистить картошку, вышивать, рисовать, слушать музыку, быть с любимым и т.д. и т.п. по тысяче разных позиций. Кроме повышения уровня восприятия такая практика дает важнейший опыт остановки внутреннего диалога. А освобожденную энергию взбесившейся обезьяны нужно направить на развитие творческого потенциала.

Если из вышесказанного создалось впечатление, что достаточно простого решения, чтобы отключить надоевший внутренний диалог, то это ложное мнение. Человеку еще только предстоит познать всю меру рабской зависимости от этой функции сознания. Решения достаточно для начала борьбы со своим тюремщиком. Недаром дон Хуан говорил Карлосу, что единственная по-настоящему важная вещь, которой только и может обучить ученика учитель на пути человека знания — это выключать внутренний диалог. Остальное к ученику придет само.

В каждой традиции работа построена по своему, если иметь в виду соотношение деструктивного аспекта, связанного о прекращением диалога, и конструктивного, когда высвобождающуюся энергию используют для совершенствования познавательных структур. В любом случае обучение занимает ряд лет, различаются только тактика обучения и учет индивидуальных особенностей ученика.

Далее мы будем в основном говорить о конструктивной стороне садханы, специально останавливаясь на тех чертах, которые представляются полезными. Здесь нет нужды подробно останавливаться на частных методиках остановки внутреннего диалога, т.к. эта тема является основным предметом рассмотрения во многих книгах по йоге, а главное, для овладения этими методиками нужно не столько читать о них, сколько выполнять тренировочные упражнения:

— К.Кастанеда, Книги  http://www.koob.ru/castaneda/

— Ф.Меррелл-Вольф, Пути в иные измерения http://ariom.ru/litera/2002-html/merell-volf/merell-volf-01.htm

— Ф.Меррелл-Вольф, Афоризмы Внеобъектного Сознания http://advaitaworld.com/blog/merrell-wolff/701.html

— Анагарика Говинда, Основы тибетского мистицизма http://www.sunhome.ru/books/b.osnovy_tibetskogo_misticizma

— Н.В.Абаев, Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае http://fanread.ru/book/6447635/?page=1

— Ю.Емельянов, Активное социально-психологическое обучение http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?blang=ru&id=117735&lang=Ru&page=Book

— Д.Стафен, Прошлые жизни — будущая любовь http://detectivebooks.ru/book/12400722/?page=1

— П.Д.Успенский, В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения http://royallib.com/read/uspenskiy_petr/v_poiskah_chudesnogo.html#0

— Н.Дзен, Ю.Пахомов, Психотехнические игры в спорте http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/110499/Pahomov%2C_Czen_-_Psihotrening__igry_i_uprazhneniya.pdf

— K.Динeйкa, Движение, дыхание и психофизическая тренировка http://www.razym.ru/medzdorsport/zdorov/165317-dineyka-k-dvizhenie-dyhanie-psihofizicheskaya-trenirovka.html

—  Шри Раджнеш, Тантра  http://fanread.ru/book/11842243/?page=1,  Пуна http://rumagic.com/ru_zar/religion_self/radjnish/8/j7.html

Аспект сознания, ответственный за непредсказуемый поиск, за внепричинностное поведение, называется у тольтеков намерением, в отличие от воли, которая реализует связное восприятие. На примере обычного внутреннего диалога мы знакомимся с этими двумя фундаментальными концепциями учения о пути человека знания.

На начальной стадии обучения мы имеем дело со слабой волей, т.к. построения внутреннего диалога очень кратковременны, и с ненаправленным намерением, т.к. при всей его силе, оно не приводит к сколь-нибудь новым построениям, хотя и содержит потенциально способность истинного творчества.

Стратегия садханы заключается в том, чтобы закалить волю, тогда она сможет обуздать намерение, в результате, человек получает выход к источникам активной фазы своей творческой проекции. Как известно, всякое закаливание состоит в тем, чтобы подвергать себя дозированным нагрузкам, угнетая некоторые функции организма. Тогда при возврате к нормальным условиям происходит усиление угнетенной функции. В этом лежит секрет эффекта голодания, физических упражнений, xолодотерапии и пр.

Садхана начинается с угнетения внутреннего диалога на словесном уровне, т.к. это, поначалу, единственный уровень, доступный нашему сознательному влиянию, остальное пока что вне сферы достижения для ученика.

При первых же попытках человек убеждается, что сохранить внутреннее молчание не так-то просто. Он непосредственно ощущает, насколько велика сила спонтанного движения тела внимания. Проходит всего несколько секунд и оказывается, что мысли в голове роятся по-прежнему. Не ясно даже, в какой момент они там возникли.

Так же трудно сохранять какую-либо мысль в центре внимания. Результат тот же, что и при попытке остановки диалога, — через небольшое время мы заняты обдумыванием совсем других тем. Так выглядит первое типичное занятие релаксацией и концентрацией мысли. Довольно жалкое зрелище!

Учителя садханы тратят много усилий, чтобы продемонстрировать бессмысленность и ничтожество нашего обращения со внутренним диалогом. Например, обращают внимание на то, что после прогулки мы спокойно сидим и не дрыгаем ногами, так почему же мы дрыгаем своими мыслями, даже тогда, когда не о чем думать?

Леонид Иванов