Сближение самосознания и активной фазы творческой проекции — это то, что называется ростом личной силы. Развитие навыков сознательных снов, которые называются сновидениями, играет первостепенную роль. В книгах К.Кастанеды http://www.koob.ru/castaneda/ говорится: «… Воин на пути знания ищет силу, и одна из широких дорог к силе есть сновидение. Воин не считает их снами, он признает их реальностью.
… Воин на пути знания — незапятнанный охотник за силой. Он не пьян, не безумен, и у него нет ни времени, ни расположения, чтобы передергивать или лгать самому себе. Ставки слишком высоки для этого.
… Сновидения — реальность для воина потому, что он в них может действовать сознательно, выбирать или отказываться от поступков. Воин может выбирать среди различных моментов, ведущих к силе, может манипулировать с ними и использовать их, тогда как в обычных снах, он не может действовать сознательно.
… Сновидения, пожалуй, более реальны, чем то, что мы делаем днем. В сновидениях ты имеешь силу, ты можешь изменять вещи, ты можешь находить бесчисленные скрытые факты, ты можешь контролировать все, что хочешь…»
Первый шаг на пути овладения сознательным сном по дону Хуану — это понять однажды во сне, что ты спишь, и совершить там какое-нибудь заранее запланированное простое действие, например, посмотреть на свои руки. Тот, кто попробует выполнить это незамысловатое задание, скорее всего увидит, что ему для этого явно чего-то не хватает. При всей привлекательности задания, полоса бессознательности, как правило, наглухо преграждает путь. Требуется провести настоящую осаду этой крепости, чтобы пал хотя бы первый ее бастион.
В увлекательном изложении К.Кастанеды подробности техники освоения сновидений несколько завуалированы, поэтому необходима самостоятельная методическая разработка психофизической стороны проблемы. Автор счастлив выразить глубочайшую благодарность Т.С., чей талант помог сократить до минимума количество усилий, необходимых для осуществления названного намерения.
Уже говорилось о различных традициях укрепления и расширения сознания. Практически каждая культура имеет для этой цели свою технику.
Концентрация и релаксация внимания приводит к развитию новых резонаторов во втором кольце силы.
Во время ночной переработки дневного опыта рано или поздно будет воспроизведен факт функционирования этих новых резонаторов. Не удивительно, что в результате сознательность во сне повышается.
В рамках многих традиций этой стороне не уделяется основного внимания, так как многообразие новых ярких впечатлений в сновидении может надолго отвлечь ученика от работы над основной проблемой в данной традиции.
Действительно, если ставить целью достижение окончательного слияния своего сознания с Абсолютом, какое бы название ни использовалось для его наименования, то сновидческая практика выглядит отвлечением. Одновременно она подвергает изощренной проверке моральные качества ученика.
Наши задачи, с другой стороны, прямо сопряжены с овладением активной фазой творческой проекции, причем для многих людей. В современной ситуации нет времени ожидать, когда массы людей созреют достаточно, чтобы осуществить прорыв непосредственно к вершинам Абсолюта. Этот прорыв гарантировал бы чистоту исполнения поставленной задачи, но повторяем, ситуация такова, что проблему нужно решить за 20 — 30 лет, иначе человечество захлебнется в собственных отходах, а еще хуже, в собственной крови.
Итак, многие традиции достигают сновидений как побочный и нежелательный продукт. Любая из упомянутых в главе 10 дисциплин, в принципе, приводит к успеху. Важным моментом здесь является правильный учет характера деятельности сознания во сне.
Уже говорилось, что ночью происходит подстройка наших эталонов сравнения к условиям изменяющейся реальности. Поэтому для выхода к сновидениям приходится все более и более оттачивать технику концентрации и релаксации внимания.
Подчеркивается, что ученик должен каждый день выходить за свои привычные границы. Формальное выполнение психофизических техник быстро перестает сказываться на эффективности сознания во сне.
Обойти эту трудность можно тремя связанными между собой путями:
— во-первых, наращивая количественную сторону садханы, отдавая упражнениям все больше времени;
— во-вторых, внося в практику элементы творчества. Ф.Меррелл-Вольф вообще отмечал, что в его случае техника начинала приносить плоды, если только он переиначивал ее в соответствии со своими собственными представлениями о сущности садханы;
— в-третьих, следует найти способ сознательного формирования содержания референтной системы. Это была бы настоящая победа, так как тогда можно было бы встречать во сне именно те сюжеты, которые нужны, а не какие-то их прототипы.
Поначалу, однако, в распоряжении ученика только первый способ преодоления трудностей искусства сновидений. Понятно, что время занятий садханой невозможно увеличивать беспредельно, просто из-за ограниченности суток. Выходом является принятие такого стиля жизни, который в наилучшей степени соответствует задачам садханы.
Например, во многих традициях предписываются непрестанные скитания. Понятно, что в этом случае почти вся новая информация входит в состав референтной системы, а не отсеивается как типичная. Быстрая смена эталонов помогает осознать способ их формирования.
Тольтеки придерживаются стиля жизни, называемого жизнью воина на пути знания. В третьей книге К.Кастанеды http://www.koob.ru/castaneda/ приведены подробнейшие сведения о характере такой жизни. В целом она производит впечатление гораздо более здоровой, целеустремленной, интересной, чем наша обычная суета. При всем при том, что протекает она в рамках того же самого мира, что и наша обычная жизнь.
Качество поступков систематически оказывается на очень высоком уровне, если измерять его с точки зрения морали, что, однако, совершенно не уместно, так как движущим мотивом воина является не социальный успех, а обретение личной силы. В результате, он способен достичь такой непривязанности к основным ценностям мирской жизни, что это выглядит как героизм, но его цели выходят за рамки обыденного мира.
Леонид Иванов