Глава XX

Наставники учат, что главное движение эволюции связано с преодолением узких рамок “внутреннего” сознания. Потенциально, каждому человеческому существу доступно такое расширение сознания. При этом оно обнаруживает, что является членом обширного вневременного и внепространственного братства. Только с таких позиций, с новой эволюционной точки зрения люди могут увидеть пути к успешному сотрудничеству. Импульсы к реализации такого сотрудничества, обязательно включающего высокие уровни духовного сознания людей, преломляются в призме “внутреннего” сознания и выливаются в бесконечные попытки создания ассоциаций, уже не имеющих истинного духовного содержания. Люди льнут и льнут друг к другу, но часто на груди своей пестуют железного зверя. Гармоничная, всевременная, всепространственная связь людей редуцируется в однобокую, сиюминутную, но зато недчеловеческую и механическую структуру, вскоре начинающую подавлять своих членов.

2. Как лучше представить себе тип деятельности, способствующей эволюции? Вот течет река. День за днем бегут волны мимо берега. Год за годом. Огибает вода излучину, шумит на порогах, широко разливается на равнине. Эта очередность событий — “внутренняя” биография частиц воды, но не реки. История реки — это изменения ее русла. Всю работу по перестройке проделывают все те же частицы воды. Так что они не только несутся вниз по течению, но и меняют линию берега, и этим участвуют в эволюции.
Вот по реке плывет плот и на нем разумные пассажиры. Если вдруг обнаружилось, что река вместо океана впадает в болото или высыхает в песках, неужели имеет смысл затевать борьбу за главенство на плоту, или яростно решать вопрос, в какую краску выкрасить мачту, а то и вовсе начать разрушать плот. Разумнее увидеть, что река уже многое сделала сама, чтобы изменить русло и устремиться к океану, и можно ей помочь, и ускорить ее эволюцию. Для этого следует поработать на берегу. Спокойно делай свое дело. Пусть мимо проплывают, проносятся другие плоты — они выбрали свою судьбу, а ты, творчески завершив этот этап своей жизни, найдешь новый путь для воды и она вынесет тебя на простор.

3. “Внутреннему” сознанию присущи многие химеры. Одна из них — боязнь глобальной мировой катастрофы. Так сказать, боязнь индивидуальной смерти планетарного масштаба. Такие опасения — благодатная почва для политического и суеверного манипулирования умами. Дополнением к этому страху является обычное роптание на судьбу, приносящую чрезмерно жестокие испытания. Более уравновешенная оценка событий возможна лишь при внешнем взгляде. Да, глобальные катастрофы возможны. Они не раз предсказывались пророками и происходили на Земле. Но такая катастрофа не может коснуться мира на всем протяжении его истории. Она разыгрывается в какой-то определенный момент.
“Внешнему” взгляду видно, как река истории вкатила свои воды в огнедышащую пустыню и там иссякла. Но вся река выше по течению цела! Вдоль ее русла прилагаются усилия к выправлению катастрофы. Ибо катастрофы приносят не окончание эволюции, но долгий застой, фиксацию мучительных для людей состояний. И вот, постепенно, мало-по-малу река начинает обтекать страшную пустыню и устремляется дальше. Люди, проплывающие теперь мимо огненных берегов, клянут судьбу, но не ведают, что еще вчера они сгорали в огне все до единого, а сегодня, пусть в ожогах, но живы. Замысел эволюции человечества слишком серьезен, чтобы его судьба зависела от безответственных поступков слепых, в сущности, людей. Но степень мучительности отдельных этапов полностью зависит от людей, и они несут моральную ответственность друг перед другом и перед собой.

Глава XXI

Друг мой! Ты далеко не новичок в этом мире. Сознание твое претерпело уже долгую эволюцию. Темный хаос не раз уже раскалывал твое внутреннее единство. Осколками твоими усеяна широкая полоса вдоль дороги истории. Как будто вдребезги разбилась драгоценная чаша. У каждого осколка свой блеск, своя часть общего узора. Каждый из них, руководствуясь его “внутренним” сознанием, считает себя изолированной сущностью. Даже сталкиваясь со своим собратом, проходит мимо, а то и затевает борьбу. Вначале кажется, что весь мир вступил в заговор и только и мечтает силой неведения развести подальше братьев.

2. Но эволюция все обтачивает и обтачивает фрагменты. Грани все четче, рисунок все тоньше… Так может быть разбилась глиняная чаша, а создается нечто неизмеримо более прекрасное? И главное — вдруг осознать, что самая разобщенность — иллюзия, порожденная “внутренним” временем и сознанием. Но подойти к такому раскрытию сознания трудно.

3. Еще раз взгляни на внутреннюю историю. От прошлого в будущее. Вот они образы, в которых воплощается единая твоя сущность. При взгляде изнутри можно сказать, что ты претерпеваешь перевоплощения, но при внешнем взгляде видно, как ты коснулся проявленного мира во многих местах и прилип к нему под влиянием кармы. Даже если у некоторых проявлений и возникает желание освободиться, их метания только могут слегка перестроить конфигурацию точек касания, а то и увеличить их число. При внешнем взгляде очевидно, что воплощения твои не образуют простой цепочки, а разбросаны причудливо, и в истории могут быть даже современниками.

4. Ясно, что достижение персонального освобождения от уз кармы и мира каким-либо из воплощений не решает проблемы даже для него, ибо кармически связанные с ним его же воплощения рано или поздно разрушат его изолированную свободу. Устойчивым может быть только освобождение всего множества твоих воплощений. Карма — не только цепи, но и инструмент, правильно действуя которым можно подготовить все необходимое для достижения этой цели.

5. Следует понять, чтио пребывание твое в этом узком проявленном мире, где ты влачишь часто жалкое существование — не случайность. Не выработалась еще та сила, которая помогла бы тебе воспарить над миром и ринуться навстречу достойной судьбе. Но многое и многое уже сделано. Есть все необходимые составные части для целого. Учитель сказал:”Господи, много вокруг источника, но никого нет в источнике.” Нужно только собрать, синтезировать это целое. “Жатва обильна, работников же мало. Просите же Господина, чтобы он послал работников на жатву.” И тогда, тогда возникнет то качественно новое, чего нет ни у кого из фрагментов. Это будет свободная мощь и ничем не ограниченная способность творческого взаимодействия с Мирами. “Небеса, как и земля, свернуться перед вами” — сказал Учитель. Но он же добавил: “Да был бы средь вас знающий человек. Когда плод созрел, он пришел поспешно — его серп в руке его, — и он убрал его.”

6. Основное препятствие — фрагментарность. Она обладает свойством самоподдержания. Откуда осколок может получить вдруг представление об общем плане и красоте целого? У него ведь только частично представлены отдельные аспекты единства. Попросту — мало сил и способностей. Как он может начать работу по синтезу целого, если он даже себя, частичного, не знает? Но кто-то должен начать! Учитель сказал: “Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как одно.” Пусть ведет тебя вперед вера в возможность развития сознания до высочайших степеней.
Многие твои фрагменты что-то умеют лучше тебя, знают больше о чем-то, и развиты совсем в других отношениях, чем ты. Они могут быть настолько иными, что ты испытываешь к ним неприязнь. Чутко анализируй свои антипатии, многие из них — твои ограничения, и ты должен превратить их в раскрытые врата дружбы.

7. Осознай и то, что ты сам уже совсем не прост. Недаром говорят, что в одном человеке часто живут несколько. Это уже происходит синтез. Накапливай себя, множь стороны и грани, ибо Учитель сказал: “Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете царствие. Ибо вы оттуда и снова туда возвратитесь.”

8. Сразу работать с людьми над синтезом трудно. Накапливай первичную мощь, заимствуя ее от окружающей природы. Вот стебелек склонился над книгой, что ты читаешь, это — брат твой. Вот облако купается в лучах заката — и это брат твой. Особенно важно для накопления мощи творческое отношение к труду, что ты совершаешь. Ты через труд проникаешь в очень глубокие кладовые сил Вселенной.

9. Танец и музыка, книга и скульптура несут тебе как посланцы друзей новый источник сил.
Посмотри вокруг и загляни в себя, ты убедишься, что работа синтеза уже начата. Ты не первый — и это легко, ибо есть рука друга, протянутая с помощью. Но ты все же первый, так как свою задачу ты должен решить сам.

10. Сколько людей бредут по полю жизни, судорожно сжав в руках свое достояние. Кто побрякушку, кто идею. Хоть что-то свое, что не хочется отдать этому злому миру! Все равно как маленькая обезьянка, которую поймали, когда она ухватила в дупле полную горсть сахара и не могла вытащить руку назад. Эта судорога и есть проявление кармы. Если бы не она, все давно были бы уже свободны.

11. Загляни в глаза встречным. Вот утомленный мужчина дремлет в трамвае — это ты. Вот яростно скандалит пьяная женщина — это ты. Вот играет мальчик — это ты. Любой прохожий может оказаться твоим собратом, с которым тебе предстоит объединиться, может оказаться тобою.
Плохо живут люди! Толстой броней загородили они сердца.
Так может они за всю жизнь не встретили доброты, под действием которой вдруг отпустила бы судорога. Так будь ты такой встречей. Пойми, не способствуя духовному росту людей, ты сам не сдвинешься ни на шаг, они как якорь тебя не пустят.

12. Все самое дорогое для тебя в тебе самом — от твоего “внешнего” сознания, от твоего единого Я. Но мишура мира через внутреннее сознание нагромоздила настоящие гекатомбы в тебе. Каждый из твоих обликов как из тюремной камеры в оконце взирает на мир и не хочет оторваться от зрелища, пройти по подземелью и присоединиться к истинноживущим. Да, эти подземелья населены демонами, но ты их сам породил, тебе их и отвергнуть. Иди не оборачиваясь, тогда они бессильны.
Отмети мишуру этого мира, ибо Учитель сказал: “Кто познал мир, тот нашел труп и мир не достоин его.”

14. Мир мечется вокруг тебя, перестань метаться вместе с ним. Случайная, хаотическая карма делает тебя похожим на бесформенный клочек тумана в глазах твоего высшего Я. Прояви самодисциплину, просветли свою жизнь и ты станешь как кристалл, ты сможешь быть опорой. Дай окрепнуть себе, ибо только не проваливаясь без конца по грудь в болото мира ты сможешь взмахнуть светлыми крылами.

15. Но самое прекрасное, когда из кристалла ты станешь цветком, растущим все выше и выше, синтезирующим в себе весь мир и творящим себя нового. Учитель сказал: “Когда вы сделаете двоих одним и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, — тогда вы войдете в царствие.”

16. Ты, твой окрепший дух не будете нуждаться более в подпорке этого мира, как мастер, творящий Прекрасную Картину не нуждается в воспроизведении всей материальной микроструктуры образа. Кармические цепи, приковывающие тебя к миру, падут.

17. Обретя синтез, утвердившись во внешнем сознании, взирая на пространство и время с внешней позиции, ты еще раз, последний, осмотришь себя нового, все ли, выращенное во внутреннем проявленном мире, нужно тебе. Ты стряхнешь с себя приставший сор и удалишь занозы. Ты, прежний, “внутренний”, будешь весьма малым и каждый фрагмент будет испытан единством. Учитель сказал: “Все открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.” И действительно, что из твоих жизней и даже мыслей может быть скрытым от тебя?! Учитель сказал: “Не собирают винограда с терновника и не пожинают смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода. Добрый человек выносит доброе из своих сокровищ. Злой человек выносит плохое из своего дурного сокровища, которое в его сердце.” И еще: “Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил сеть свою в море. Он вытащил ее из моря полную малых рыб. Среди них этот мудрый рыбак нашел большую и хорошую рыбу. Он выбросил малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу.”

18. Это будет настоящий Армагеддон — твоя последняя битва с самим собою. “Ибо в день жатвы плевелы появятся, их вырвут и их сожгут.” Каждый в свое время пройдет свой Армагеддон, и многие уже прошли, ибо “царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его.” Такова следующая ступень эволюции. Весь мир продвигается вперед, когда ты всходишь на нее.

Глава XXII

Улыбнувшись, Учитель сказал: “Все может оказаться проще. Ты вырастил еще одно, и даже стройное, дерево в лесу знания, из под его тени ты теперь и пойдешь к солнцу. Твой интеллект достаточно рассуждал о плавании, находясь на берегу, теперь он может успокоиться и помолчать, а ты — плыви.”

 

Часть III. Эпилог

Глава XXIII

Коан: “Суть Цзу-Мина”

Цзуй-ень думая, что он уже достиг чего-то в дзен, совсем молодым монахом оставил монастырь Цзу-мина и отправился странствовать по Китаю. Когда он через много лет вернулся посетить монастырь, его старый учитель спросил: “Скажи мне, в чем суть буддизма?” Цзуй-ень ответил: “Если облако не висит над горой, свет луны бороздит волны озера.”
Цзу-мин гневно взглянул на своего бывшего ученика: “Ты постарел. Твои волосы поседели, твои зубы поредели, а у тебя все еще такое представление о дзен. Как можешь ты избежать рождения и смерти?”
Слезы оросили лицо Цзуй-еня и он низко склонил голову. Через несколько минут он спросил: “Скажи мне пожалуйста, в чем суть буддизма?”
“Если облако не висит над горой, — ответил учитель, — свет луны бороздит волны озера.”
Прежде, чем учитель кончил говорить, Цзуй-ень стал просветленным.

Глава XXIV

О! Сколь прекрасным и ослепительным было сияние освобожденного Неро! Какая мощь извергалась в избытке и освещала его дорогу. И как уверенно и непреклонно он за считанные мгновения преодолел рамки моего мира! И вновь я один здесь! Но это одиночество уже совсем иное …

2. Не много осталось и для меня в этом мире привязанностей, но рано еще уходить …

3. Ах, как душно. Ах, как тоскливо по прежнему у этих Джан-Эйров. Боже! Вспомни о них, воскреси это кладбище духа! Сколько здесь томится веками уже прекрасных, но обманутых душ…

4. Ответ — только рокот и гул — зловещая боевая песня Джан-Эйров. Но что это?! В однотонном звучании как будто наметились какие-то переходы. Что-то заколыхалось в застывшей мелодии и исчезло. Вновь прокатилась волна напряженного звука и ушла …

5. Я понял, это Неро начал работу с Джан-Эйрами. Он видит теперь выход для них. Для меня эти едва уловимые модуляции звука — дружеский привет и улыбка. До свидания, Арфеона! Благо тебе, Друг мой!

6. Медовым сиянием встречает меня Солнце. Нежные и трепетные его потоки — как руки друга, протянутые навстречу. Все светится радостной уверенностью. Во всем я чувствую знаки одобрения и поддержки. Благо тебе, Друг мой!

7. Я вернусь к вам, просторы Миров, но сейчас — к Земле! Я должен быть там. Работая с Неро я видел, какой угрожающий крен в бездуховность начал проявляться в жизни людей. Я понял, почему именно к двадцатому веку стремились мои друзья. Здесь происходит настоящее столпотворение темных сил, особенно в средине века.
Идеал оболваненного Джан-Эйра — эта мечта и надежда темных, начал постепенно укореняться. И мало света, как мало света!

8. Какая массовая атака на силы духа! Усеченное образование, отравление роскошью и, одновременно, изнеможение сил в недостойной нищете. Подтасовка, оболгание практически всех ценностных понятий. Бесконечные попытки разрыва культурных традиций народов. Снобистское, элитарное разобщение различных культурных слоев. Массовое спаивание. Ложь и миражи радио, газет, телевидения. Самолишение прав и безответственность… Для недовольных в запасе всегда намордник, угрозы, безработица, лагерь, тюрьма. В экстренных случаях война, война, война.
Делается все, чтобы люди забыли о своем космическом и даже о планетарном братстве.9. В слепоте и безумии темные не ведают, что и для них болото бездуховной стабилизации и социальной машинизации означает крах. Пока еще нигде во времени не реализовался этот ужас, но движение происходит неуклонно. В самых решающих местах нет достаточных сил для противостояния. Конечно, эволюция развяжет любые узлы, но сколько столетий продлится застой и не загниет ли древо земной жизни? Поэтому я иду …

10. Мой фронт проляжет по странам и десятилетиям. В сотнях образов я буду вести работу противостояния темным. Это будет борьба через работу. Не о ненависти речь, оставим ее темным, но о созидании. Нужно укрепить бастионы Света в опасных местах.

11. Сколько еще времени люди Земли могут полагаться на добрых нянек! Опасность велика и если судить о ней по “внутренним” меркам, сроки упущены. Но выйдете на простор! Расширяйте сознание. Обоснуйтесь в Вечности. Не бойтесь интеграции сознания во времени. Две тысячи лет назад Учитель сказал:
“Когда вы видите ваши подобия, вы радуетесь. Но когда вы видите ваши образы, которые произошли до вас, — они не умирают и не являются — сколь великое вы перенесете?”
Но все это время вы мужали! Вам могут открыться неожиданно многие гнусности, захороненные в вашем времени, но не опускайте рук. Света будет больше и вы очистите себя. Вы приобретете истинное достоинство Сына Человеческого. Уже это одно улучшит судьбу планеты. Но вы станете работать на благо Света. И это будет — Победа!

12. Вместе мы посмеемся над бессилием темных со всею их технологической, научной и полицейской мощью. Что их оперативная связь, транспорт, орудия убийства, границы против самим Духом синхронизованных и осознанных действий ваших сознаний, рассыпанных по всей Земле и по всем временам. Сами тюремные стены станут прозрачнее воздуха.

ОМ !

Леонид Иванов, 1999