Глава XV
Ну так взгляни на свой мир с “внешней” позиции! Почувствуй истинное место твоего пространства и твоего времени. Главный вопрос — о времени.
2. Нечего и пытаться из Не-времени сконструировать Время.
3. Проникнем в сложную структуру высшего, “внешнего” мгновения. В таком одном “внешнем” мгновении заключена целая “внутренняя” вечность, твоя вечность.
4. То, что воспринимается как мгновенное состояние объекта при внешнем взгляде, есть целая история этого объекта, реализуемая при “внутреннем” взгляде. Эта история включает все бесконечное прошлое, все бесконечное будущее и момент настоящего “внутреннего” существования.
5. Истинная, “внешняя” форма объекта оказывается слишком богатой для прямого восприятия “внутренним” сознанием. “Внутреннее” сознание усваивает мощность “внешнего” состояния методом временной развертки, и все еще не исчерпывает всего богатства бытия объекта.
6. Вспомним, что объект — не более, чем блик, наложенный на кипящее море гун и созерцаемый высоким сознанием. В поле зрения этого сознания множество бликов — целая мозаика. Хаос размывает, корежит каждый блик-объект в отдельности, но созерцающий разум фильтрует, интегрирует эту картину и поддерживает определенную преемственность сменяющихся реализаций. Эта преемственность может иметь несколько планов — глобальный и детальный. Для детальной преемственности достаточно дождаться, чтобы в окрестности некоторого объекта-блика образовалась мозаичная картина, допускающая осознание непрерывного перехода в состоянии объекта. При глобальной преемственности необходимо, чтобы эффект непрерывности реализовался в течение элементарного промежутка времени во всей созерцаемой области. Это условие гораздо более трудновыполнимое и достигается ценою увеличения доли экзотических, нестандартных переходов у отдельно взятых объектов. При “внутреннем” рассмотрении невозможно заметить непосредственно зазоров в процессе “существования” объектов, возникающих из-за “внешней” неодновременности детальных переходов. Эта наблюдаемая картина гладкого, непрерывного существования объектов мира коренится в упомянутом механизме развертки во времени. Даже при дискретной смене “внешних” кадров, “внутренний” наблюдатель будет иметь дело с предметами и обстоятельствами, приходящими из прошлого, кажущегося непрерывным одновременно для всех объектов наблюдаемого мира.
7. Важно то, что при “внешнем” взгляде открывается одновременная данность как прошлого, так и будущего. “Внутренний” взгляд прикован к бегущему мгновению и, как в лифте, не видит, что делается вверху и внизу, под ногами. Многие на основании такой ограниченности взгляда делают вывод о несуществовании прошлого и будущего, в противовес настоящему.
8. Может ли “внутреннее” сознание ощутить непосредственно свое прошлое или будущее? — Нет, ибо оно приковано к моменту настоящего. Но не происходит ли сейчас осознание моего прошлого моим прошлым сознанием? — Да, ибо “внутреннее” сознание такой же объект мира, как и любой другой, а значит дано со всем его прошлым и будущим и исправно исполняет свои функции по познанию его настоящего во всех тех областях времени, где имеет контакт с миром.
9. Посмотри, реет ветер над водной гладью. Пятна ряби подернули зеркальную поверхность. Как устойчивы контуры этих пятен! Сколь непрерывно существование самих пятен и этого ветра! То не ветер — а твое сознание. И не он летит, а само время. То не причудливые пятна ряби, а жизни твои — те времена, когда сознаниеветер играет с миром-водой. По каждому пятну бегут бесчисленные мелкие волны — сама рябь. Они-то и есть бегущие мгновения твоей жизни. Каждая волна — центр “внутреннего” осознания мира. Одни волны только начали свой бег, другие же достигли границы своего пятна и угасли. Здесь твое рождение, а здесь — смерть. И бегут, бегут волны по одной и той же дороге, вкушая одну и ту же судьбу, не зная друг о друге. Вот гибнет очередная, и не легче ей от того, что по ее следу бегут тысячи других и каждое мгновение где-то такая же волна, как и она, рождается на свет. А ветер реет и порхает от пятна к пятну, от жизни к жизни и оживотворяет их одновременно.
Глава XVI
Представь свою судьбу как мировую линию в пространстве-времени, протянувшуюся из бесконечного прошлого в бесконечное будущее. Она вьется по векам и странам. По ней бежит бесконечная цепочка огоньков — это центры твоего “внутреннего” самоосознания. Каждый огонек, следуя за мировой линий, то нырнет в пучину мира, то выскочит в неосязаемую для него область. Пока он в проявленном мире, он ощущает, что живет. Как только теряет контакт с миром — умирает.
2. Такие же мировые линии можно представить для любого объекта нашего мира, и они оказываются чердой сменяющихся состояний этих объектов. Главнейшим законом, определяющим конфигурацию любой из мировых линий, является закон причинности. Причинность многолика и является предметом изучения множества наук. Сформулировнные науками правила и законы природы есть более или менее адекватное изложение одного единственного закона причинноследственных связей последовательных состояний.
3. Вообрази на миг, что в мире не проявляется свободная мощь Абсолюта, ни в виде вторжения хаоса снизу, ни в виде осознанного волевого управления сверху. Теперь ничто не может поколебать незыблемое сцепление звеньев причинно-следственных
связей. Жизнь превращается в однажды заснятый кинофильм. Пробегающие по кадрам этого фильма лучики “внутреннего” осознания будут оживлять череду одних и тех же событий. Отождествляя себя с содержанием кадров, будут любить и ненавидеть, рождаться и умирать. Все это повторится миллиарды раз и в своей однообразной монотонности даст ощутимую картину торжествующего фатализма. Для “внешнего” сознания, которому доступны и прошлое и будущее, такой мир покажется неподвижным и будет интересен не более, чем замерзшая глыба льда.
4. К счастью, раджас не знает покоя нигде. Хаос вьется змейкой и облаком повсюду в нашем мире. И под его влиянием нечто происходит, но что?
Другая модель на шаг приблизит нас к пониманию: граммофонная пластинка. Теперь игла оживляет запись, теперь она — сознание. Но для звучания музыкальной записи уже не безразлично, скоько раз проигрывалась пластинка, ибо всякий раз, пробегая по дорожке, игла меняла ее форму. Уже следующая игла имеет дело с чуть-чуть другой реализацией ее мира. В этом примере итог известен — рано или поздно пластинка будет затерта, испорчена. Но важно то, что мировая линия иглы-сознания менялась. “Внешнее” сознание теперь, пожалуй, созерцало бы, как глыба льда обратилась в лужу под воздействием тепла.
6. Тот закон, на основании которого происходит перестройка мировой линии — есть закон кармы. Он гораздо более общ и мощен, чем закон причинности. Наши действия, любые, имеют две составляющие — причинную, фаталистическую, и свободную, кармическую. В фаталистическом мире индивид лишь пассивно претерпевает награды и удары судьбы и было бы несправедливо считать его морально ответственным за его поступки, так как все, даже самые его тайные намерения, есть результат причинного и неуклонного воздействия окружающего мира. В мире, где властвует закон кармы — все иначе. Да, звенья линии судьбы по-прежнему сцеплены силами закона причинности, но сама цепь уже подвижна и то, куда она тебя поведет, зависит от твоих поступков. Ты морально ответственен за свои действия, ибо они свободны, и награда справедлива.
Глава XVII
Закон кармы так велик, что обычное время не может его вместить. Даже обычная вечность. Требуется привлечь другие измерения времени для описания действия кармы, и время оказывается, по крайней мере, двумерным.
2. Рассмотрим опять мировую линию какого-нибудь объекта.
В пространстве-времени она выглядит некой кривой, и форма ее такова, что повсюду может быть описана законом причинности. Уже говорилось, что если на этой линии нигде не совершаются поступки, влекущие кармические последствия, форма линии будет сохранятся, будет застывшей. Но пусть где-то такой поступок совершен. Форма мировой линии на это мгновенно отреагирует изменится. И вновь она повсюду будет описываться законом причинности. При следующем кармическом поступке форма опять перестроится и т.д. Всякий раз объект будет иметь, вообще говоря, другую исорию на протяжении всей вечности. Дискретно совершаемым поступкам соответствует дискретный набор мировых линий. Упорядочить такое множесто линий и поступков возможно только лишь введя понятие второго времени, независимого от обычного и в совокупности с которым оно даст представление о двумерном времени.
3. Поскольку кармические поступки совершаются непрерывно в каждой из точек самоосознания, бегущих по мировой линии, то и деформация мировой линии непрерывна. Так как отдельные точки самоосознания действуют независимо и, как правило, неосознанно, мировая линия испытывает прежде всего флуктуации около некоторого среднего положения. Это действует случайная карма, порожденная случайными и не очень существенными поступками. Ситуация, напоминающая известную историю про лебедя, рака и щуку. Таким образом, при всей подвижности, судьба объекта или индивида обладает определенной устойчивостью, именно из-за обособленности отдельных точек самоосознания. Сильные изменения судьбы возможны при ярковыраженном кармическом поступке, но его-то как раз и трудно совершить, ибо внутреннее состояние людей находится в почти рабской зависимости от окружающего проявленного мира, и их действия прежде всего фаталистичны, затем, по незнанию, кармически хаотичны, и только после этого, в редчайших случаях, кармически осознанны и мощны.
4. В каждой реализации его истории объект существует по законам причинности и у него нет возможности непостредственно изнутри увидеть процесс перестройки его судьбы, и как раз из-за прикованности “внутреннего” сознания к текущему мгновению. Но есть опосредованный способ заметить ход кармического времени. Это — сопоставление памяти с окружающей действительностью. Дело в том, что каждая точка самоосознания участвует в двух движениях — в фаталистическом, вдоль мировой линии и в кармическом, переходя с одной реализации мировой линии на другую. Память фиксирует впечатления об этой сложной траектории, тогда как окружающий мир всегда согласован в себе только по законам причинности. Заметный зазор может накопиться при достаточно больших интервалах времени. Например, сведения об исторических событиях далекого прошлого ( в частности датировка ), передаваемые из поколения в поколение, могут разойтись с данными сегодняшних раскопок на месте этих событий.
Глава XVIII
Любое кармическое действие — есть проявление в этом мире произвольности Абсолюта. Поскольку оно меняет конфигурацию причинно-следственных связей — оно является чудом. Так как каждое действие содержит, в принципе, кармическую компоненту, то люди сами непрерывно творят чудо, но никак не могут этого заметить, ибо мгновенно оказываются в ситуации, причинно согласованной с происшедшим событием. При этом подстройка касается и предшествующих и последующих событию интервалов времени. Таким образом, ежедневные чудеса ненаблюдаемы.
2. Эта степень кармических поступков может осознаваться как чудо только теми наблюдателями, которые обладают сознанием, выходящим за пределы “внутреннего”. Но их рассказ о случившемся на языке понятном “внутреннему” сознанию, теряет доказательную силу.
3. Даже такое очевидное чудо, как весь существующий проявленный мир, вуалируется внутренним причинностным оформлением.
4. Высказывания: “Мир сотворен 7000 лет назад”. “Вселенная существует вечно”. “История человечества насчитывает 3 миллиона лет”. “Эволюция человеческого духа продолжается ( по индийским представлениям ) миллиарды лет” — эти высказывания не противоречат друг другу, а освещают различные стороны происхождения и функционирования мира. В самом деле, мир мог быть сотворен 7000 лет назад, но он был сотворен сразу существующим вечно и простирающимся в бесконечной Вселенной. Дата сотворения — это лишь метка на оси внутреннего времени, наследующая информацию об этом действии. Далее, этот мир начал эволюционировать и его мировая линия сейчас может и не содержать на всем своем протяжении никакого события, напоминающего о сотворении мира. Кармическая эволюция происходит не вдоль оси внутреннего времени, а по независимой оси. Сколько времени продолжается эволюция мира и человека ? Это может быть и один день, и сто миллиардов лет. Нет “внутреннего” критерия для ответа на этот вопрос.
5. Когда бы ни появился человек на Земле, он являет собою очень мощный источник кармы, и как бы проминает собою мировую линию Вселенной. В ходе причинностной подстройки к такому существенному событию в предшествующей истории генерировались многие и многие промежуточные формы, но сам качественный скачек все никак не может быть размыт.
6. При изучении истории различных явлений наука часто имеет дело не со следами происхождения этого явления, а с фронтом кармической отдачи, который распространяется от возникшего явления во внутреннее прошлое. Это обстоятельство еще более затрудняет поиски истинных причин явлений. Как часто реализуется ситуация, когда кажется, что важное явление выросло из настолько заурядных обстоятельств, ничем не отличимых от сотен и тысяч других, и, очевидно, не несущих никаких признаков этого явления, что научный метод просто теряет силу. Это встречается и в биологии, и в археологии и даже в политике. На самом деле, эволюционное новое — всегда кармический десант в тыл неведомому. Затем происходит причинностное расширение плацдарма и объединение с главными силами. А затем едет бригада корреспондентов и, ничего не зная о ходе боев, описывает следы противоборства. Наука питается именно такими отчетами, где временная инверсия еще не самая большая ложь.
Глава XIX
Друг мой! Теперь — об эволюции человеческого общества. И человек, и мир были при возникновении совсем не такими, какими можно их наблюдать сейчас. Они видоизменялись не только хаотически, но и направленно — эволюционировали. Но можно ли назвать эволюцией череду состояний объекта, сменяющихся по законам причинности? Нет, в таком движении не больше эволюции, чем в шаре, катящемся по инерции по гладкой поверхности, или в растении, чередующем формы семени, ростка, плода без вмешательства мутаций. Поэтому эволюционное движение направлено не вдоль “внутреннего” времени, а вдоль второго, кармического, времени. Эволюционирует при этом сразу вся мировая линия объекта, хотя, разумеется, на ней могут появляться и исчезать ведущие точки эволюции.
2. Данные о внешнем взгляде на эволюцию человечества могут разительно отличаться, в сторону многообразия форм,от комплекса “внутренних” данных, добытых путем раскопок. Причина в том, что данные сегодняшней археологии находятся в причинностной связи именно с сегодняшним эволюционным состоянием человечества и могут не отражать предыдущих кармических стадий его истории.
3. Священные книги и предания доносят до нас по цепочке живых носителей сведения о том, что в предыдущие эволюционные периоды человечество жило в обществах, объединяемых названиями Лемурия и Атлантида. Эти общества являются не историческими предшественниками современного человека, а эволюционными.Мировая линия современного человечества нигде уже не проходит через области Лемурии или Атлантиды. Все протяжение доступной изучению ичстории населяет человек нынешней стадии эволюции.
Со стороны прошлого он соседствует со вторичными, вспомогательными формами, генерируемыми законом кармы для заполнения причинностной бреши.
4. Поскольку точки самоосознания участвуют сразу в двух движениях — вдоль оси внутреннего времени и в эволюции, то события, относящиеся к ранним стадиям эволюции, как правило будут и исторически древними. Тем не менее, возможны и исключения.
5. Часто проявление эволюции видят в смене общественных формаций, данные о которых доставляют археология и история.
Такой взгляд часто верен из-за упомянутой корреляци эволюционного и исторического движения, но было бы ошибкой придавать этим данным слишком большое значение. В самом деле, при взгляде на научную историю человечества прежде всего поражает не пестрота и видоизменения форм, а как раз унылое однообразие социальных институтов и уложений, порождаемых людьми на всей оси “внутреннего” времени. Армия, полиция, шпионаж, коррупция, продажный или подневольный труд, продажная любовь, война, школа, университет, церковь, сутяжничество, ростовщичество и т.д. и т.п. Политическое устройство также имеет малый и унылый набор ипостасей: автократия, демократия, бюрократия, теократия, диктатура и т.д. И это от древней Месопотамии и Египта через всю историю.
6. Очевидно, эти формы общественного устройства лишь отражение эволюционной стадии человека. Где бы ни столпилось достаточно много людей, через некоторое время можно наблюдать, как они взгромоздят очередное социальное строение все того же типа. В процессе этой социальной деятельности люди в массе руководствуются “внутренним” сознанием, до обидного куцым, и ни одна их постройка не может устоять против причинного воздействия их же собственной природы.
7. Вся писанная история — это череда громождений и крушений. Каждая следующая постройка слегка отличается от предыдущей, например, расцветкой фасада, но и только.
Странную роль при этом играют люди, обладающие сознанием, хоть немного и хоть изредка выходящим за пределы “внутреннего” — деятели искусства, науки, философы, отдельные политики. Понимая несостоятельность всех предыдущих попыток создания гармоничного социального устройства, они свои смутные представления о светлых идеалах эволюции начинают вдруг связывать с новой попыткой. Это на стадии ломки старой постройки и проектирования новой. Новая социальная попытка — медовый месяц людей с искрой творчества. Далее, строительство завершается и оказывается ( и это замечают первыми все те же люди ), что взгроможден новый сарай и крыша уже течет. Тут происходит расслоение в среде бывших глашатаев новой стройки. Одни уходят в уединенный угол, другие продолжают уверять, что построен дворец, третьи начинают с ожесточением множить дыры в крыше и стенах. И никто из них не заботится, что людям-то нужно жить не в будущем, а сейчас, не под дождем, а под крышей, и не с иллюзией жития во дворце, а с сознанием реальной ситуации. Чем больше ожидания пестовались на предварительной стадии, тем глубже яма уныния и разочарования потом. Продолжающаяся ложь может настолько возбудить ненависть и ослепление людей, что они в ярости кинутся топтать постройку и в первую очередь пострадает культура и ее ностители.
Подобную цикличность нетрудно проследить на протяжении столетий. Такие рывки и срывы наносят огромный урон развитию и накоплению культуры, которая является зримым мерилом, средством и индикатором эволюции.
8. Идеальная общественная структура может реализоваться только как отражение продвинувшейся эволюции человечества. Пока нигде во “внутреннем” времени нет такой структуры, ни в прощлом, ни в будущем. Технологические чаяния двадцатого века обернутся разочарованием, ибо слишком эгоистичен человек, вооруженный технологией.
9. Вклад в эволюцию вносят люди сразу во всех временах. Медленно, но неуклонно лицо мира меняется, а прежде всего меняется сам человек. Люди двадцатого века действуют плечом к плечу с далекими предками и с далекими потомками, но не ведают этого. Жители ни одного из исторических периодов прошлого не играют роли навоза истории. Не может быть такой ситуации, чтобы во имя эволюционного будущего был забит и утерян в истории хоть один ребенок. Эволюция сама придет к этому ребенку, и он переступит порог новых времен прямо из своего исторического времени.
10. Наилучшая современная модель общества должна прежде всего обладать свойством стабильности, должна предоставлять приемлемый материальный уровень жизни без чрезмерного, изнурительного труда. Должен быть досуг, но не растлевающий. Не должно быть бездушной роскоши. А главное, должен быть свободный доступ для всех членов общества к любому из аспектов культурного наследия, включая сюда искусство, науку, религию, историю и т.д. Подобные структуры, хотя далеко не идеальные, на протяжении истории встречаются. Например, старый Китай, и еще ближе — Индия. Эти страны, заслужившие в свое время презрительный ярлык застойных цивилизаций, вносят, несомненно, гигантский вклад в поддержание хода эволюции человечества. И не случайно именно в этих странах всегда уделялось первостепенное внимание духовному облику людей.