В предыдущих разделах были проанализированы ближайшие структурные «окрестности» нашего привычного мира. За исходную позицию мы принимали физическое тело человека. Оказалось, что оно, как объект трехмерный, соседствует со структурами одного и двух измерений снизу и четырехмерной сверху. Это полностью соответствует иерархической вихревой модели Множества Произвольных Состояний, которое мы предположили в качестве основы всех процессов, протекающих в Мироздании.

Пользуясь языком тольтеков, можно сказать, что существует мир эманаций в Великом. В него погружено огромное множество светящихся тел живых существ. Оказалось, что Земля имеет собственный световой кокон, в котором заключены коконы всех существ, ее населяющих.

Как мы видели, всякое светящееся тело является мгновенным сечением некоторого спирального вихря эманаций. Поэтому получается, что в Великом сосуществуют именно множество вихрей. В пределах каждого вихря имеется точка сборки с множеством исходящих из нее волокон тела внимания. Их совокупность представляет собой вихрь одновременных эманаций. Так что выявлены две ступени вихревой структуры. Проследить какую-то упорядоченность далее вверх и вниз пока не удается. Наш мир порождается взаимодействием указанных образований.

Фундаментальным свойством, присущим сходным эманациям, является их взаимная чувствительность. Каждое светящееся тело содержит огромный набор различных эманаций. Они находятся в сонастройке с внешними аналогичными им эманациями в Великом. Сила настройки увеличивается при сближении. Явление сонастройки распространяется и на те эманации, которые принадлежат различным существам. Осознание эманаций возможно только в результате контакта с ними волокон тела внимания, образующих одно из колец силы. Получается, что хотя светящееся тело отражает в себе, или чувствует, состояние внешней среды в огромном количестве аспектов, осознается эта среда только после фильтрации, которую осуществляет тело внимания.

Здесь уместно напомнить, что в древней индийской философии мироздание уподоблялось множеству сияющих бриллиантов, в каждом из которых отражаются все остальные. Эта модель ценна тем, что позволяет понять важнейший принцип: любое изменение внутреннего состояния одного из светящихся тел сразу же отражается во всех других. То есть, в принципе, каждое живое существо могло бы осознать все происходящее в Мироздании, если событие затрагивает типы эманаций, присущие данному существу, и если оно способно прочитать информацию посредством своей точки сборки.

Таким образом, сонастройка имеет принудительный характер. Она действует также автоматично, как автоматично поведение наших отражений в любом количестве зеркал. Если человек поднял руку, то десятки его отражений тоже поднимут руку. Мы знаем, что это явление обеспечивается законами распространения электромагнитного поля, которое переносит информацию совершенно «непредвзято».

Аналогичное происходит и с внутренними эманациями всех существ. Но агентом, который осуществляет сонастройку, выступает уже не электромагнитное поле, а нечто, пока неизвестное. Тольтеки называют его намерением и приписываю эту функцию Орлу. Они говорят о непреложности команд Орла. По этой причине он и является тираном, по сравнению с которым все другие деспоты просто ничтожны. Наряду с этим, дон Хуан говорил о могучем ветре, который несет на себе все живое. Пока человек ограничивается рамками привычного мира, он не осознает на себе этого давления, поскольку движется вместе со всем своим окружением.

Итак, основной реальностью является мир эманаций, который, однако, ускользает от нашего непосредственного восприятия. Одна из причин их ненаблюдаемости в том, что те из них, которые входят в состав нашего светящегося тела, имеют размерность меньшую трех. Вторая причина та, что наше сознание ориентировано на восприятие результата проекции той информации, которая считывается точкой сборки с эманаций, а не на восприятии самих эманаций. Когда мы смотрим фильм, мы не видим экрана. Но на самом деле причина еще глубже. Чтобы она стала яснее, несколько слов нужно сказать о характере записи информации на эманациях. Правда, проблема эта совсем почти не исследовалась, так что сказанное будет только намеком на возможное положение дел.

Когда наше первое кольцо силы скользит вдоль пучка эманаций, мы как бы освещаем мгновенный во времени срез этого пучка. Рассеянный на этом срезе свет сознания порождает впечатление видимого мира. Этот мир при взгляде изнутри представляется безграничным пространством, заполненным телами. Но следует ясно отдавать себе отчет, что это — только дочернее пространство, оно лишь передает намек на истинное Великое Пространство. Видящий легко убеждается, что это дочернее пространство замкнуто и весьма мало по размерам. Но для внутреннего наблюдателя оно бесконечно.

Это положение кажется парадоксальным только на первый взгляд. В психологии давно известен феномен, когда человек галлюцинирует, проектируя образы на внешнее пространство. При этом наблюдается полное согласование поведения галлюцинаций с пространственно-временными свойствами внешнего мира /26/. Если так проявляется деятельность второго кольца силы в болезненных ситуациях, то нет оснований отрицать аналогичною эффективность первого кольца силы в нормальном режиме работы.

Так как экран, наше светящееся тело, не соизмерим с отражающимся в нем Великим, то отражение обязательно будет частичным и искаженным. Поэтому процесс осознания обязательно включает в себя активную коррекцию. Тут-то и рождается впечатление безграничности и внешней протяженности отражаемого мира. Скорректированная картина дает лучшее представление о взаимном расположении прототипов отражения. Активная корректирующая функция сознания выявилась в известных опытах, когда на испытуемых на некоторое время надевали сильные искажающие очки. Если в первое время человек лишался всякой работоспособности, то через две-три недели визуальные впечатления от внешнего мира обретали прежнюю форму. Для достижения этого необходима активная деятельность испытуемого. При пассивном ожидании эффект не наступал, человек так и оставался практически слепым.

Итак, активный характер проекции способствует ненаблюдаемости экрана. Опыт функционирования второго кольца силы раскрывает еще одну важную особенность организации осознания.

Во время сна наше сознание демонстрирует изумительную способность по комбинированию впечатлений. При этом даже если какой-то предмет присутствует в данном сюжете»незаконно», он присутствует там «целиком». Например, снится двор, в котором прошло детство, все выглядит так, как было тогда, но вдруг какие-то солдаты выкатывают пушку и начинается стрельба. Этого никогда не было в действительности. Но днем легко вспоминается, что по соседству располагалась учебная артиллерийская часть. Таким образом, даже если предмет находится в отдаленной ассоциативной связи с сюжетом, он проявляется целиком, а не как туманный намек. Тот же эффект целостности наблюдается и при галлюцинациях.

Другое свойство удается заметить при сознательных сновидениях. Пусть вы находитесь в ситуации, которую осознаете вполне четко. Затем вы на некоторое время закрываете глаза (не здесь, а там!). После того, как вы их опять откроете, иногда можете оказаться совсем в другом месте, но иногда остаетесь на старом, причем оно выглядит затуманенным или размытым, независимо от расстояния до предметов. В последнем случае можно сказать, что второе кольцо силы начало распадаться, и в пределах старой ситуации остался малый его сегмент. То есть затуманенная картина воспроизводится на базе уменьшенного числа эманаций.

Оба указанных свойства, целостность образа и его размывание при уменьшении числа носителей информации, присущи голографическому способу фиксации оптической информации. Нa этом основании можно высказать предположение, что эманации несут на себе не аналоговую запись в виде крошечных картинок, а что-то похожее на голограммы. Но это нечто гораздо более богатое, чем известная оптическая голография, так как передает всю гамму восприятии, и тактильную, и звуковую, и визуальную, и все это живет и движется во времени.

Если вдуматься, то голографический характер записи на эманациях кажется как раз естественным. В самом деле, двумерная в пространстве эманация представляет собой суммарную картину, накопленную благодаря блужданиям частицы в пределах ее собственного пространства. Эта картина неминуемо будет представлять собой нечто облакообразное, со сложной внутренней структурой, которая зависит от индивидуальной истории блуждающей частицы. Когда волокна тела внимания входят в контакт с такой эманацией, получается эффект, близкий просвечиванию позитива лучом света. По волокнам тела внимания бегут волны возбуждения. Результат их интерференции субъективно может восприниматься как зрительный образ трехмерного объекта.

Как известно, голограммы при ближайшем рассмотрении выглядят подобно фотографиям мыльной пены. Видимость объекта возникает при ее облучении подходящим лучом света. Вспомним, что Дж.Уилер /22/ сравнивал физический вакуум с «топологической пеной», т.е. приписывал ему состояние, весьма похожее на голограмму.

Взаимная голографичность различных планов организации в Множестве Произвольных Состояний делает их относительно независимыми. Они как бы говорят на слишком разных языках, чтобы прямо повлиять друг на друга. Исчезновение доли носителей не приводит к возникновению дыры в картине мира, а равномерно понижает качество картины. с сохранением ее целостности.

Для получения четкого изображения объектов нужна голограмма большего размера. При поддержании стабильной и точной в мелких деталях картины мира в сознании человека, большую роль играет коллективный вклад многих людей через активизацию необходимых ресурсов. Это получается благодаря тому, что внутренние эманации различных людей входят в сонастройку. Каждый человек осознает собственную ситуацию, то есть контролирует некий пучок эманаций. Но этим он поддерживает настройку всех остальных людей. Верно и обратное, человек опирается на комплекс эманаций, которые настроены не только им самим, но и всеми его окружением.

Теперь понятно, почему люди могут так сильно страдать от одиночества, ведь при этом исчезает дополнительная настройка, и картина мира начинает терять в сознании определенность. Внешний и внутренний диалог посвящены в значительной степени взаимной корреляции мировоззрений, чтобы облегчить неявную настройку эманаций. Поэтому же так сильна наша тяга к разглашению подробностей личной истории и к поиску одобрения в глазах собеседника. Все эти черты поведения — обратная сторона страха исчезновения стройной картины мира, включающей и собственное бытие человека.

С этой точки зрения понятно высказывание Э.Сведенборга /36/ о том, что телесные существа не обладают самостоятельным бытием, а существуют благодаря миру духов, причем каждое тело существует благодаря не одному какому-то духу, а всем вместе взятым. Такая трактовка очень близка голографической модели, но если обычно считают, что голографическим образом организована наша память о мире, то высказывание Э.Сведенборга показывает, что именно мир вещей является голографическим отображением мира духов.

Ценное свойство голографической записи заключается в большой плотности информации, известно, что на один кадр голограммы можно сфотографировать десяти страниц текста, лишь бы условия фиксации каждой страницы немного отличались от других. Далее, информация о каком-нибудь объекте занимает площадь всей голограммы. Значит, если мы выбираем такую голограмму, на которой присутствуют два желаемых объекта, то какое бы расстояний не разделяло их в пространстве, на голограмме их образы располагаются в одном и том же месте. Голограмма оказывается удобным перекрестком для прокладывания пути к любому из двух объектов.

Представляется, что последнее свойство лежит в основе одного из фундаментальных механизмов нашего мышления, а именно, в организации потока ассоциаций. В состоянии обычного внутреннего диалога наше второе кольцо силы формирует лишь крошечные сегменты, через которые мы осознаем мимолетные картины различных ситуаций. Например: оранжевый апельсин, оранжевый абажур в детстве, соседка по квартире в детстве, ее муж-шофер, попавший в аварию, вчерашняя авария, которую видел из окна в автобусе, давнишняя авария, которую тоже видел из окна автобуса, изменения в расписании электричек (это потому, что авария была около вокзала) и т.д. Характерной чертой ассоциативного перехода является сохранение некоторого признака при изменении всей припоминаемой ситуации. Получается так, как будто бы происходит сначала сужение набора голограмм, задающих данную ситуацию, вплоть до единственной, отвечающей избранному признаку. На базе этой голограммы происходит формирование нового пучка голограмм, дающего представление о новой ситуации. Затем в качестве опорной может быть выбрана любая другая в зависимости от сознательного или бессознательного запроса на поиск информации.

В психологии давно известно, что способ формирования ассоциативных цепочек очень хорошо отражает психическое состояние человека. При правильном анализе по набору ассоциаций можно весьма точно выявить круг озабоченности человека, не расспрашивая его прямо о проблемах. Значит, существует некая система, которая осуществляет и поддерживает в психике взаимную ассоциативную коммутацию всех встреченных в течение жизни впечатлений. Эта система у тольтеков подучила название тоналя. Тональ начинает формироваться от момента рождения существа.

Выше уже говорилось об одной из важнейших функций тоналя, как описания мира. Оно выковывалось поколениями существ, в этом кроется секрет его эффективности. Но поэтому же коллективное описание мира или тональ времен, выступает как почти непреодолимое ограничение для попавшего в его пределы сознания.

Для понимания того, как формируется тональ времен, можно воспользоваться прекрасным примером механизма наследственности, когда «обучение» возможно даже в предположении отсутствия наследования приобретенных признаков. В этом случае работает механизм естественного отбора. Всякая неудачная попытка существования наказывается чаще всего смертью носителя негодной мутации и отсутствием у него потомства.

Если анатомическая структура организма представляется заданной и уже почти не подверженной изменениям, то поведение — это еще не определившийся до конца слой в организации светящегося тела. Мы, в принципе, можем направить свою точку оборки по самым неожиданным маршрутам вдоль любых пучков эманаций. Тогда, наше сознание получит сразу полный набор ощущений,визуальных, тактильных, эмоциональных и т.д. Но если маршрут выбран неверно, то попытка может окончиться даже смертью. Отступления от принятых правил отбора моделей поведения карается множеством чувств, от чувства вины до смертельного ужаса.

О силе привязанности к «правилам игры» говорит и поведение людей в состоянии гипноза /25/. Например, женщине внушили, что она гуляет по поляне и собирает цветы. Так она и делает, но при этом не натыкается на мебель в кабинете гипнотизера. При опросе выясняется, что мебели она не видела. Или человеку внушили, что он видит только те карточки с записью арифметических действий, результаты которых не оканчиваются на 6. Последние он не видит, но для этого нужно произвести вычисления, а для них нужно увидеть условие, но человек ведет себя так, как будто действительно не видит этих карточек. Во всех таких случаях ясно, это человек знает о ситуации, но правила игры навязывают поведение «искреннего» незнания. Можно только гадать, какого огромного Знания лишаем мы себя своей привязанностью к воспитанным в нас способам восприятия.

Центральной и непременной чертой в описании мира каждого человека является его физическое тело. Тот факт, что впечатление о нем возникает в результате проектирования точкой сборки информации, записанной на эманациях, ни в какой мере не отменяет известных биологических закономерностей. Нынешняя конфигурация человеческого тела сложилась постепенно, в результате отбраковки неадекватных среде попыток реализации тел.

Когда мы говорим о считывании записей с эманаций, не нужно думать, что ее туда кто-то занес. Эманации — естественные образования, имеющие внутреннюю историю. Наша точка сборки воспринимает эту историю как данную мгновенно и интерпретирует как некую запись, проектируя ее в объем светящегося тела. Уже говорилось, что проекция — это не пассивный процесс, в его ходе не только воссоздается форма объекта, но и его вещественное наполнение.

Итак, точка сборки прочитывает любую эманацию так, как если бы та была голограммой. Понятно, что далеко не каждая эманация дает впечатление, соответствующее окружающей среде. Но методом проб и ошибок, то есть методом отбора, были выявлены комплексы эманаций, на основе которых воспроизводится картина мира удовлетворительного для выживания качества. Так был получен простейший тональ времен, или согласованное списание мира у множества существ.

Дальнейшее совершенствование стало возможным благодаря изменению записей на самих эманациях. В модели естественного отбора это достигается благодаря мутациям, то есть случайным ненаправленным изменениям информации. Но к настоящему времени накопилось достаточно сведений, свидетельствующих, что мутации не могут полностью объяснить биологическую эволюцию. Возникла необходимость в допущении возможности влияния поведения на наследственность, либо наследование приобретенных признаков, либо даже целенаправленных изменений наследственности. Не исключено, что участие эманаций светящегося тела в воссоздании картины мира влияет на характер переносимой ими информации, то есть кармическая причинность может быть распространена и на биологическое программирование.

Придание того иди иного статуса физическому телу человека как раз и служит разграничительной чертой, отделяющей различные традиции. Если предположить, что тело внимании проектирует и овеществляет в толще светящегося тела физическое тело только самого человека и что аналогичную функцию выполняют светящиеся тела всех других существ, то мы получим позицию древних видящих. Они полагали, что физическое тело каждого существа окружено прозрачным, светящимся и проницаемым ореолом. То же самое относится и к Земле. В результате получается обычная картина мира, обогащенная только признанием наличия светящегося тела. Физические тела реагируют друг с другом обычным образом, а манипуляции со светящимся телом влияют на его психическое состояние… И если бы не практика сновидений, то было бы невозможно догадаться о том, что за пределами этого замкнутого мира еще что-то есть.

Точка зрения обычного человека такова, что существует лишь физическое тело. Остальные магические феномены гипотетичны и играют роль несущественных добавок. Тем самым его мир оказывается безнадежно замкнутым.

Новые видящие утверждают, что в толще светящегося тела воспроизводится не только физическое тело человека, но и весь окружающий его мир. Светящиеся тела в значительной степени непроницаемы друг для друга. Человек имеет дело только с образами внешних объектов, а не с самими прототипами. Последние могут очень сильно отличаться по существу от того впечатления, которое они производят на человека через взаимною настройку эманаций.

Очень важно то, что полноценное осознание эманаций возможно только взаимно. Под этим понимается, что другие существа получают впечатление обо мне в той мере, в какой моя точка сборки контролирует эманации моего светящегося тела. Аналогией здесь может служить резонанс, наблюдаемый между различными музыкальными инструментами. Удар по клавише рояля вызывает звучание гитарной струны, если она находится в состоянии сонастройки. Можно сказать, что эти два инструмента ощущают присутствие друг друга. Так и со светящимся телом. Для взаимного обнаружения мало самого присутствия эманаций, нужно еще дополнительное возбуждение которое осуществляется точкой сборки.

В овладении управлением своей силой проекции кроется потенциальная неуязвимость каждого существа, но реально мы настолько сильно привязана к коллективному описанию мира, или к тоналю времен, что скорее соглашаемся погибнуть, чем отступить от него на шаг.

До сих пор мы говорили о сознании человека, как о пассивном зрителе. На самом деле оно не таково. Активность сознания проявляется через выбор поведения из нескольких возможных вариантов, в конечном итоге, через выбор той связки эманаций, о которой точка сборки находится в контакте. Если бы человек имел только одно кольцо силы, то он был бы обречен рабски следовать предначертанной эманациями судьбе. Единообразие индивидуальных картин мира обеспечивается той самой силой настройки, о которой говорилось в начале этого раздела. Ее можно сравнить, с действием ветра, когда он выравнивает и выглаживает снежное поле. Коллективная настройка еще может противостоять напору этого ветра, он даже способствует ей. Но если какой-то индивид целенаправленно вырабатывает свой взгляд на мир, это сопровождается изменениями в настройке его эманаций. Тут уже должно произойти одно из двух, либо новое построение будет уничтожено даже в мысли, либо оно должно быть принято всеми. Что касается действий, осуществляемых в рамках первого кольца силы, то автоматически срабатывает вторая ветвь альтернативы. Если я перевернул книгу, лежащую на столе, то это событие, вернее изменение в состоянии эманаций, произойдет у всех на свете. Большую роль посредника здесь играет тональ Земли, ведь все, что мы совершаем на физическом плане, отражается в нем. Другие существа узнают о последствиях наших действий не от нас, а через посредство Земли.

Если действие предпринято во втором кольце силы, которое у обычного человека представлено в зачаточной форме воображения и внутреннего диалога, то сила настройки сметает это построение. Дело в том, что все думают по разному, поэтому индивидуальная мысль всегда является «торчащей» из общего фона. Если нет воли, то такая мысль обречена. Но воля присуща человеческим существам. Посмотрим, к каким последствиям приводит взаимодействие индивидуальной воли и коллективной настройки.

Если человек в состоянии достаточно долго удерживает устойчивый мысленный образ, то он начинает ощущать давление настройки уже в своем первом кольце силы, прежде всего в физическом теле. Понять это поможет наглядный образ. Представьте, что ваша лодка стоит на якоре, что дует сильный ветер, и вы пытаетесь поставить парус. Если мачта слабая, то она ломается. Если же она достаточно крепка, то нагрузка будет передана на якорною цепь. Удержание мысленного образа вносит дисбаланс в коллективную настройку. Он тем сильнее, чем менее соответствует мысленный образ окружающей действительности. Наше тело реагирует на дисбаланс изменением тонуса. Представляется, что именно в этом кроется механизм успешного применения лозы или рамок при поиске предметов или при диагностике болезней. Как утверждают практики /45/, рамка не является локатором, реагирующим на какое-то поле, а просто стрелкой-указателем, делающей заметными микроизменения в состоянии тела. Чувствительным элементом является тело оператора. Оно чутко реагирует на степень соответствия образа и реальности.

Следующей ступенью проявления воли является самовнушение. Оно ориентировано на создание образа желательного состояния своего тела или манеры поведения. Сила настройки стремится выровнять образ с реальностью. Но если воля сильная, образ во втором кольце силы — в воображении — устойчив, то выравнивание происходит за счет изменений в первом кольце силы.

Когда образ желаемого прикладывается не к себе, а к кому-то постороннему, то действие силы настройки проявляется как гипноз. В руководствах по гипнозу /42/ утверждается, что им могут овладеть почти все люди, но при этом под техникой гипноза подразумевают лишь внешние ритуальные действия, направленные на подавление воли пациента. Но решающим в гипнозе выступает не это, а уровень воли самого гипнотизера.

На Востоке это осознано очень давно. Там даже в таких сферах деятельности, как боевой поединок, стараются опираться не столько на прямое физическое воздействие на противника, сколько на свою волю, которая навязывает противнику проигрышную для него тактику. И здесь действует безличная настройка, когда воплощение в первом кольце силы получает образ, построенный тем воином, чья воля оказалась преобладающей. Настоящие мастера боевых искусств не нуждаются ни в каких доспехах. Борьба с ними обречена на поражение еще в стадии замысла.

Интересным примером цепной реакции распространения чьей-то более сильной установки на множество людей, является поведение толпы. В случае опасности контроль индивидуальной воли сильно ослаблен, и его поведение начинает определяться внешней настройкой. Как правило, преобладающий по силе сигнал подают те люди, в ком на поверхность вышли органические, животные модели поведения. Соответствующая настройка как пожар распространяется по толпе и возникает паника.

Л.Гумилев /46/ в качестве движущей силы этногенеза и культуры предложил пассионарность. В его описании она проявляется, как огромный запас энергии, ищущей претворения в деятельности через людей. Одновременно она сплачивает множество людей в единый поток. Крупные исторические деяния всегда происходили при наличии сверхэнергичных лидеров, захваченных какой-то идеей, и при наличии достаточного количества энергичных индивидов, заражающихся этой идеей. В терминах нашей работы можно сказать, что пассионарность является следствием усиления второго кольца силы при сохранении сугубой привязанности к ценностям первого кольца. Результатом бывает, как правило, могучее разрушительное движение на первых порах, и созидательная активность впоследствии.

Мы рассмотрели последовательность проявления воли, или силы второго кольца, когда его наличие не вполне сознается. Для объяснения перечисленных феноменов привлекаются разнообразные соображения, не выходящее за рамки привычного мира, построенного первым кольцом.

Тольтеки целенаправленно разделили все множество проявлений тела внимания на два класса. Поэтому можно проследить этапы становления именно второго кольца силы, безотносительно к первому. Прохождение этих этапов подводит непосредственно к реализации программы супранавтики. Описанные выше примеры взаимодействия воли с первым кольцом силы показывают, что она проявляется уже в рамках обычного мира, что достижения супранавтики, в этом смысле, не висят в воздухе, а продолжают последовательность известных феноменов.

Обучение внепространственному движению начинается со сновидений. Они сами по себе являются путешествиями, но обычный человек очень слабо подготовлен к роли сознательного исследователя. Перенесение в сон способности к самосознанию открывает путь к совершенствованию управления вторым кольцом силы. Основное направление — это сближение планов сновидческого и бодрственного сознании, вопреки притягательной силе встречающихся экзотических эпизодов. Постепенно вырабатывается умение собирать второе кольцо в непосредственной близости от первого и в пространстве, и во времени. Как уже говорилось, важно научиться поддерживать в активном состоянии сразу оба кольца.

Это, с одной стороны, дает возможность видеть, с другой стороны, открывает перспективу для преодоления пространства не традиционным образом. Первые попытки в этом деле Карлос осуществил, прыгая в пропасть и возвращаясь назад на вершину скалы под руководством дона Хенаро. Второе кольцо силы Карлоса было сфокусировано на дна пропасти, ему предписывалось разрешить себе «скользнуть» вдоль линии мира в глубину. Восприятие мира на дне пропасти было еще неполноценным. Главным достижением Карлоса оказалось открытие им того факта, что он был одновременно в двух местах, на скале и в пропасти. Здесь представлена основная техника, благодаря которой возможна супранавтика, а именно, целенаправленное перенесение самосознания с одного кольца на другое и обратно.

Следующую стадию этого искусства продемонстрировал дон Хенаро, когда совершал свои фантастические километровые прыжки. Здесь дело не ограничивалось перенесением самосознания с кольца на кольцо, но кольца замыкались и размыкались в соответствии с намерением дона Хенаро. Как отмечалось ранее, размыкание одного из колец силы равносильно тому, что человек проснулся там, где имеется замкнутое кольцо. Ученик к этой технике может приблизиться только после того, как в совершенстве уравняет планы бодрственного сознания и сновидческого. Более того, на сновидческом конце он должен встретить что-то очень притягательное, чтобы решиться на размыкание первого кольца. Если человек овладел навыком попеременного замыкания и размыкания колец, то для него в нашем мире уже нет недоступных областей. Как говорил дон Хуан, маг легко может побывать на Луне, только не следует просить его, чтобы он принес оттуда мешок камней.

Важной стадией обучения является посещение черного мира. Из всего множества доступных миров наставники выбирают его из-за сугубой непривлекательности, даже мучительности. Этим гарантируется, что ученик, самостоятельно попав в его пределы, не захочет там остаться, а всем своим существом постарается вернуться обратно. Для возвращения заблаговременно подготавливается особое место силы для ученика, которое он досконально знает и любит.

Ученичество в разных традициях заканчивается испытанием. Несмотря на разнообразие, их роднит гарантированная смертельная опасность для неподготовленного человека. В тантре — это укус ядовитой змеи в язык. Если ученик только поверхностно воспринял учение, не развил в себе повышенного сознания, то он обречен. Не менее сурово испытание и у тольтеков. Ученики должны совершить самостоятельный прыжок в пропасть, безо всякой страховки со стороны наставников.

Если они овладели управлением вторым кольцом силы, то оно за время падения успеет собраться в пределах черного мира и ученик просыпается там. А здесь он просто исчезает. Затем ученик настраивается на свое место силы, и еще раз просыпается, уже здесь. В результате, в нашем мире оказывается преодоленным расстояние в сотни миль.

Все перечисленные этапы освоения внепространственного движения сформулированы на языке древних видящих. Они трактовали наш видимый мир как непосредственную реальность, а вслед за этим, все открытые ими миры обрели такой же статус. Путешествия из одного мира в другой становятся возможными благодаря развитию способности сознательного управления волокнами тела внимания. Древние видящие полагали, что волокна, в принципе, могут войти в контакт с любыми линиями мира в любые времена и на любых расстояниях. Когда достаточно богатая группа волокон замыкает кольцо восприятия в пределах какого-то мира, мы субъективно ощущаем эту информацию, как данную непосредственно в нашем сознании. Фактор удаленности в пространстве или во времени не играет никакой роли. Аналогичное впечатление получается при передаче излучения по световому кабелю. Источник света видится не в глубине кабеля, а сияющим на самой его выходной поверхности, длина кабеля полностью скрадывается. Так же происходит и при восприятии через второе кольцо силы. В /34/ наставник учит Джонатана Ливингстона: «Чтобы летать с быстротой мысли, или говоря иначе, летать, куда хочешь, нужно прежде всего понять, что ты уже прилетел..» Это весьма напоминает то, что говорится в /8/, что после настройки второго кольца силы нужно только позволить, чтобы сознание «скользнуло» в открывшуюся картину. Таким образом, при переносе самоотождествления с одного кольца на другое, расстояние не играет никакой роли.

Новые видящие обнаружили, что все доступные для точки сборки эманации находятся в пределах светящегося тела самого человека.На первый взгляд, это открытие обесценивает в значительной степени путешествия в другие миры, превращает их в иллюзорный, субъективный процесс. Но дело в том, что внутренние эманации служат материалом, на котором строится отражение внешнего мира. Мы в обычной жизни принимаем отражение за оригинал. Отсюда и возникает привязанность к данному варианту, как к единственному.

Новые видящие утверждают, что мир обитания строится на паритетных началах. Одинаково важную роль играют и эманации в Великом и сознание самих существ. Внешние эманации настраивают весь объем внутренних, а точка сборки через первое кольцо силы фильтрует только малую часть всей информации. Ее достаточно для образования полной и замкнутой среды обитания.

Развитие второго кольца силы дает возможность ввести в сознание информацию о тех областях светящегося тела, которые никогда не захватывались первым кольцом. В этом случае можно сказать, что путешествие происходит не в физическом пространстве, а в информационном. Аналогией может служить радиоприемник. Он принимает сигналы станции одного города, а небольшой сдвиг настройки дает переключение на станцию другого города. Путешествие в пространстве частот сказывается гораздо эффективнее путешествия в физическом пространстве. В отличие от радиоволн, эманации дают нам весь набор впечатлений о мире. Поэтому переключение внимания на другой пучок эманаций будет переживаться как полноценное перенесение в другой мир. Так как это перенесение неизмеримо мерами длины, то приходится говорить о путешествии в параллельный мир. Таким образом, в Великом существует настолько много эманаций, что мы можем трактовать их как взаимоналожение миров. Светящееся тело — это фильтр, позволяющий разделить эту информацию на отдельные потоки. Важно и то, что в информационной модели уже не требуется, чтобы волокна внимания тела преодолевали огромные расстояния. Поэтому значительно смягчаются требования к скоростям их движения.

Для того, чтобы пояснить механизм, лежащий в основе супранавтики, опираясь на представления новых видящих, обратимся еще раз к примеру отражения во множестве зеркал. Как уже говорилось, все отражения рабски следуют оригиналу. Это обеспечивается могучей силой настройки, или намерением. Каждый человек — это отражение в некоем зеркале, которое называется светящимся телом. В отличие от обычных отражений, человек обладает волей, то есть может частично не подчиняться командам Орла. Что мы подумаем, если увидим, что одно из отражений не подняло руку, когда все остальные сделали это? Очевидно, что зеркало кривое. Это тот способ, которым намерение ищет компромисса, когда возникает дисбаланс индивидуальной воли и коллективной настройки. Искажение формы зеркала — это деформация первого кольца силы. По этой схеме строится, например, стратегия самоисцеления.

Но какой компромисс может изобрести намерение, если зеркало откажется от привязанности к первому кольцу силы и отразит вдруг невиданный пейзаж? Здесь не поможет никакая частная деформация в первом кольце. Вся мощь намерения ринется на это зеркало и перенесет его в тот мир, который в нем отразился. Только так возможно устранить дисбаланс настроек. Тольтеки говорят, что если у воина сильная воля, то его команды становятся командами Орла!

Если же силу намерения сравнивать с ветром, то удержание устойчивого образа во втором кольце силы равносильно выставлению паруса. Путешествие становится возможным, если выбрать якорь, то есть если отказаться от сугубой привязанности к первому кольцу силы, и к миру, который им строится.

Новые видящие овладели способом плавного движения точки сборки. а не только скачкообразного перехода, как в случае сновидения. Этот способ основан на искусстве сталкера. При этом активную функцию выполняют сразу оба кольца силы. Можно сказать, что второе кольцо силы играет роль паруса, а первое — рулевого весла.

Теперь можно сформулировать основные принципы супранавтики:

Наблюдаемый нами мир, как и множество других миров, возникает при проекции информации, записанной на сверхплотной матрице светящегося тела. Различие в линейных масштабах носителя информации о мире и самим миром достигает многих порядков величины. Система мира имеет параллель в организации вкладов в сознание от различных носителей информации.

Движению в нашем пространстве не обязательно соответствует перемещение в пределах информационной матрицы. Непространственный характер перехода от одного объекта к другому особенно очевиден при голографическом способе фиксации информации.

Пространственно-временная полнота и причинная изолированность всякого мира определяется замкнутостью и ограниченностью системы коммутации носителей информации.

Та основа человеческого самосознания, которую мы назвали точкой сборки, в принципе, способна совершать переходы в пределах всей информационной матрицы, присущей человеку.

Обычный способ перехода, это когда внимание ориентируется на привычные детали нашего мира. Поэтому движение такого сорта всегда будет непрерывным и «внутренним» относительно наблюдаемого пространства. Если человек овладеет способом перемещения точки сборки с ориентацией на саму матрицу, а для этого нужно видеть, то становится возможным внепространственный переход. При этом разрыв присущ как движению, так и телесному существованию человека.

В каждом новом месте пребывания тело человека формируется заново, независимо от того, какой при этом образец используется, свой собственный или местный. Все, что может быть передано, или перенесено, при внепространственном переходе — это информация, но не вещество, хотя сборка на новом месте может включать и некоторые предметы, если предварительно освоена их информационная структура.

Важнейшим обстоятельством является то, что существует великое множество различных тоналей, отличных от человеческого. Их череда начинается с тоналей животных и растений, обитающих на Земле рядом о человеком, и продолжается далеко за пределы привычного для нас мира. Светящееся тело человека оказывается достаточно богатым, чтобы промоделировать в себе, хотя бы частично, тонали других существ. Если кто-то в состоянии переключить свое тело внимания с тоналя человека на тональ животного, то для него даже на Земле откроются новые неисчерпаемые возможности для исследования мира и восхищения им. Дело только за тем, чтобы разрешить себе эту операцию. Психологически, она, конечно, очень трудна, почти запретна. Но зато раскрываются возможности познания животного мира, которые далеко превосходят возможности современной науки, так как это будет познание изнутри. Навыку переключения на восприятие мира с точки зрения животного помогает постепенное знакомство с новым тоналем через сновидения.

Переключение восприятия мира с одного тоналя на другой является одной из основных техник супранавтики. Такое переключение полностью эквивалентно путешествию в другой мир. Однако, наш мир с точки зрения животного, это все же наш мир, а не какой-то другой. Но тонали живых существ, обитающих на Земле, перекрываются друг с другом только частично. Поэтому в принципе, можно совершить несколько последовательных переключений и выйти полностью за рамки человеческого описания.

Вся совокупность тоналей живых существ, населяющих наш мир, образуют как бы гигантскую ветвь, простирающуюся далеко в стороны от человеческого тоналя. Однако, эта ветвь оказалась ограниченной, то есть в совокупности описания мира образуют замкнутую ограниченную область внутри светящегося тела.

Тольтеки открыли, что наш замкнутый мир не единственный, в котором может оказаться человек. В /2/ упоминаются по крайней мере еще два полных мира, черный и белый, но можно думать, что и это еще не все, что доступно человеку.

Интересно, что техника переключения всегда приведет в обитаемый мир, так как тело внимания опирается на встречные тонали как на образцы. Если перед космонавтикой стоит труднейшая задача поиска обитаемых миров и разумных существ, то в супранавтике при использовании метода переключения тоналя эта задача решается автоматически.

Для безопасного пребывания в любом из миров не требуется никакого специального оборудования. Если для построения тела пребывания выбран в качестве образца тональ местного жителя, то этим гарантируется оптимальное соответствие условиям жизни там. Может вызвать удивление, каким образом тело внимания строит физическое тело по образцу. Но, во-первых, традиционный для нас способ вхождения во владение физическим телом через рождение и рост, не единственный, который известен природе. В литературе приводились описания того, как разновидность амебообразных существ при наступлении периода размножения собирается в единое тело, напоминающее гриб. При этом отдельные существа прекрасно осведомлены о своих функциях в зависимости от места в пределах нового многоклеточного организма, на котором они оказались. Так что в живой природе практикуется не только способ выращивания организма, но и способ сборки. Во-вторых, нужно учесть, что любое чужое тело, которое мы наблюдаем около себя — это наши собственные эманации, только настроенные чужим сознанием.

Точно так же дело обстоит и с нашим телом, когда его наблюдают другие. Если мы на их тональ подадим подходящий сигнал, то они будут полностью уверены в контакте с себе подобным существом. Уже в сновидениях можно убедиться, что при соблюдении ахимсы, то есть принципа непричинения вреда ничему живому, вы можете контактировать с кем угодно, и всегда вас воспринимают как своего.

Одна из центральных проблем для супранавтики — оторваться от пространства, уже заселенного людьми. Это трудно, поскольку наше сознание органическим образом приспособлено к ассоциативному способу переключения внимания. Но другой мир по определению должен быть ассоциативно изолирован от нашего. Выходом здесь может служить использование тоналей каких-либо существ в качестве гидов. Так, древние видящие установили, что тонали деревьев пронизывают собой тонали нескольких миров, изолированных с человеческой точки зрения. Об этом же говорят мифы религии Бон, в которых упоминается Мировое Дерево, проросшее сквозь ряд миров, расположенных в виде слоеного пирога.

Можно высказать некоторые предположения о природе миров, доступных методам супранавтики. Они только частично могут оказаться другими мирами в астрономическом смысле. В основном, это миры, параллельные нашему. То есть мы будем оказываться на Земле, но в пределах ее проекций в какие-то другие пространства. Интересно, что обычный скепсис тольтеков оказывается забытым, как только воины упоминают о Земле. Они открыли, что Земля — живое существо, которое имеет все, чтобы поддержать жизнь любого другого существа, и с добротой позволяет существовать всякому. Каждое существо именно из Земли черпает свои эманации, а уж потом совокупность тоналей этих существ обосабливают свои миры в рамках земного тела.

Если для путешествия в миры, входящие в состав Земли, можно использовать и качестве проводников тонали различных существ и растений, то для межпланетных и межзвездных путешествий в астрономическом смысле необходимо научиться использовать тональ самой Земли как небесного тела. Для устранения неопределенности в пространственной принадлежности мира посещения, можно использовать в качестве меток автоматические зонды, запускаемые к избранной планете с Земли. По этой метке супранавты смогут отождествить нужное пространство из множества параллельных. Кроме того, зонд может доставить необходимое оборудование, что очень затруднительно для метода супранавтики. Таким образом, супранавтика и космонавтика могут выступать в качестве взаимодополняющих техник, которые позволят освоить другие планетные системы, не требуя многолетних полетов экипажа, что было бы равносильно самопожертвованию с его стороны.

Огромную важность знания, полученного от новых видящих, определяет то, что путешествия в любые доступные миры оказываются исследованием не только внешнего мира, но и исследованием глубин самого человеческого существа. В наивно-реалистическом подходе древних видящих, который близок нашему обыденному, не нашлось места для содержательной интерпретации шаблона человека. В самом деле, если не знать, что путешествия имеют внепространственную и вневременную природу, то можно оставить без внимания многие важные особенности человека и его судьбы.

Основной задачей новых видящих стало преодоление Орла. Как было показано выше, эта проблема полностью эквивалентна обретению Просветления, как его понимают на Востоке. Тогда оказывается важным постепенно познакомиться со все более внутренними областями своего светящегося тела, вплоть до осознания контакта со своим шаблоном.

Фундаментальной особенностью таких экскурсий является забывание всего испытанного опыта при возвращении к нормальному состоянию сознания. Это забывание есть не что иное, как предуведомление о разрыве в самоосознании, которое происходит в результате смерти. Похоже, что нет другого надежного способа победить это забывание, а значит, и восстановить непрерывность самосознания, как предпринимать все новые и новые попытки. Пример К.Кастанеды показывает, что преодоление разрыва между обыденным сознанием и первым слоем повышенного сознания занимает годы. Основным препятствием он считает большую интенсивность информации во внутренних областях. За то время, которое он учился у дона Хуана, события в состоянии повышенного сознания, при их развертке в обычное время, заняли бы сотни лет.

Воспоминания о тех переживаниях начали приходить к нему в виде физических толчков в теле, которые затем удавалось развернуть в отдельное фрагменты прошлого опыта. Все мы испытываем такие толчки, но мало кто умеет «прочитать» пришедшую информацию. Сам Кастанеда развернул ее посредством сновидений, но он отмечает, что пока удалось вспомнить далеко не все. По-видимому, есть еще несколько слоев его опыта, которые все еще скрыты за стеной тумана.

Повышение плотности информации по мере приближения к центру светящегося тела, является большим дополнительным затруднением при реализации программы супранавтики. Но одновременно это сулит захватывающие перспективы для исследователя!