Можно, тем не менее, охарактеризовать некоторые этапы приближения к новому эволюционному состоянию. Это важно, так как на пути имеются многочисленные ловушки, в которые человек склонен проваливаться.
Дон Хуан сразу же сформулировал для Кастанеды идею четырех врагов на пути человека к знанию.
Первый враг — страх.
Выше уже говорилось, что наша жизнь является непреднамеренной садханой, в результате люди развивают второе кольцо силы, не догадываясь о его существовании. Зачастую это приводит к психическим заболеваниям. Даже при преднамеренной садхане человек может испугаться возникших эффектов. Вообще, у нас самое любимое занятие — пугаться.
Когда второе кольцо уже есть, но управление им слабое, нас ожидают самые экстравагантные встречи. На каждом шагу подстерегают олли / К.Кастанеда, книги онлайн http://ukastanedy.ru /, или ужасные джинны/ Анагарика Говинда, Основы тибетского мистицизма http://www.sunhome.ru/books/b.osnovy_tibetskogo_misticizma /. Однако, в каждом источнике подчеркивается, что у этих существ нет другой силы вредить нам, кроме той, что мы сами даем им своим испугом/ Ф.Меррелл-Вольф, Афоризмы Внеобъектного Сознания http://advaitaworld.com/blog/merrell-wolff/701.html /. Они на самом деле лучшие учителя в деле овладения своими эмоциями. Древние видящие, например, научились, общаясь с олли, целенаправленно и дозированно выделять такую эмоцию как ужас! Спокойное, безэмоциональное отношение мгновенно парализует все эти существа.
Второй враг — ясность.
Следующей ловушкой является ясность мысли. Примером может служить настоящая работа. Можно все понять на словах, и ничего не достичь на деле! Выходом из этой ловушки может быть только работа всеми своими чувствами, а не только интеллектом. Как бы ни был изощрен интеллект, он совершает только нанизывание нульмерных бусинок смысла на одномерную нить линии мира. Ни визуальный образ мира, ни эмоциональное переживание, ни тем более опыт оперирования двумя кольцами силы, не говоря уж о сознании преображенного существа, ничто из этого не может быть исчерпано интеллектуальными построениями, сколько бы вариантов не предлагалось. Нужно жить и расти всем своим существом, а не только рациональной мыслью. Сюда же примыкает опасность остановки на пути, когда человек полагает, что всего достиг, хотя прошел малый его участок.
Третий враг — могущество.
Следующий враг — могущество. Человек может пожелать страстно вмешиваться в дела других людей. Поскольку он овладел активной фазой творческой проекции, он может незаметно влиять на поведение и состояние другого. Ну как тут не начать наводить справедливость!
Однако, если знать истинную перспективу духовного развития, то легко понять, что в манипулировании другими людьми не больше смысла, чем в наказании своего домашнего телевизора за то, что он показал плохой фильм. Не забывайте, что хотя за любым воспринимаемым нами образом и имеется нечто реальное, но непосредственно манипулировать мы можем только с эманациями нашего собственного тела.
Недаром на Востоке говорят, что любой черный маг формирует для себя ужасную карму. Это понятно, так как он проявляет чрезмерную привязанность к некоторым эманациям своего тела и начинает сильно искажать их естественный рисунок. Его деятельность распространяется в будущее внутри его же вихря эманаций, и только бог знает, на какие узлы он налетит в дальнейшем. Другое дело, что он навязывает кому-то запрещенные команды, приводящие к несчастью человека, не знающего, как защититься от его атаки. Последнему также полезно знать, что он уязвим лишь в той мере, в какой сам соглашается на это.
Если вы верите в силу сглаза, то сгладить вас — плевое дело. Но если вы безразличны к нему, то ничто не сможет вас уязвить. Однако, разыгрывать неуязвимость, когда в глубине души знаешь, что враждебная деятельность возможна — это самообман. Гораздо лучше использовать свою активную фазу творческой проекции, чтобы изолировать себя от посторонних вмешательств. В этом заключена еще одна полезная сторона садханы. Не забывайте, что эффективным щитом во все времена был сосредоточенный творческий труд.
Если человек не испытывает чрезмерной привязанности к своим периферическим областям, перестал вмешиваться со страстью в дела других людей, то он может устремиться к своему центру. Ловушки подстерегают нас и здесь.
Первая — это когда при встрече со своей совестью мы будем раздавлены чувством собственного ничтожества и грязи. Мы можем решить, что недостойны, и отступить навсегда на периферию, вместо того, чтобы заняться самоочищением. Так нас вернет на исходную позицию наша привязанность к собственной грязи. Нужно знать, что в центр может войти только наше тело внимания. Все захваченные им эманации должны остаться на своем законном месте в составе светящегося тела. Так что придется отбросить не только свою грязь, но и свои добродетели, чтобы обрести новое самоотождествление. Тело же внимания всегда чисто само по себе. Главный бесценный груз, который мы должны донести до центра — это наша способность к самосознанию, и ничего больше. Мы зря боимся, что бросая, можем что-то потерять. В нашем вихре эманаций все окажется на своем месте и без ненужных судорог по удержанию.
Четвертый враг — усталость.
На следующей стадии приходят высочайшие переживания, которые мистики называют божественной близостью. Человек встречает свой шаблон, как скептически отмечает дон Хуан. Представьте себе, где еще вам может быть так уютно и удобно, как не в объятиях своей собственной матрицы! Ведь вы ее оттиск, каковы бы вы ни были. Понятно то чувство полноты и завершенности, которое охватывает человека. Им овладевает огромное желание остаться в этом состоянии навеки.
Дон Хуан называл четвертого врага — чувством усталости, нежеланием что-либо предпринимать. Ф. Меррелл-Вольф / Пути в иные измерения http://detectivebooks.ru/book/8902629/?page=1, Афоризмы Внеобъектного Сознания http://advaitaworld.com/blog/merrell-wolff/701.html / предостерегает, что при настройке сознания на отсутствие объектов, может реализоваться частичное состояние нирваны. Эта первая, малая нирвана, и есть ловушка, так как в ее объятиях человек склонен забыть о себе. Он испытывает блаженство и у него нет побудительных причин для выхода из него. В этом случае сознание человека со временем пополняет мировой фонд безличного сознания / Ф. Меррелл-Вольф, Пути в иные измерения http://detectivebooks.ru/book/8902629/?page=1/. Но это очень похоже на то, что Орлу достанется особенно вкусный десерт.
Единственное, что в силах вывести отсюда, это чувство жалости к человеческим существам, остающимся вне нирваны. Если человек и не выйдет из этой нирваны, он все же достиг награды за все свои предыдущие мытарства, но он не достиг настоящего Предназначения / Ф. Меррелл-Вольф, Пути в иные измерения http://detectivebooks.ru/book/8902629/?page=1/. Оно выше, и путь к нему лежит через отказ от блаженства нирваны. Воспитание способности отказа от блаженства — ключевая проблема, так как в том состоянии у человека не будет судей, и он полностью сознает свою неуязвимость. Единственное — это привитие способности трудиться, не ожидая награды, что есть основная установка карма-йоги.
Чтобы у человека были силы идти дальше, он должен вернуться к людям, хотя бы на короткое время. В этом заключается реализация идеала Боддисатвы, который сформулирован в северном Буддизме. Ф.Меррелл-Вольф уточнил, что Боддистава действительно жертвует своим блаженством, откладывая его, в чем проявляется акт величайшего самопожертвования. Однако, по законам Высшей Справедливости, он обретает новые возможности.
Леонид Иванов