В современном мире функцию предельного поиска в какой-то мере взяла на себя научная фантастика [НФ]. Представители технической интеллигенции высказываются в том духе, что фантастика иногда помогает им в решении различных проблем. Наверное, это действительно встречается, но в основном читатели НФ не заняты изобретательством. Однако, среди них имеется множество людей, стремящихся предельно глубоко осознать грядущие пути человечества. Таким образом, НФ выполняет крайне необходимую функцию, может быть жизненно необходимую, по поддержанию на достаточно высоком уровне поисковой активности общественного сознания.
Как известно, НФ в ее нынешнем виде зародилась в прошлом веке, когда начал набирать стремительные темпы научно-технический прогресс. Тогда она демонстрировала людям область ближайшего развития, окружая чисто технические новшества ореолом человечности, предвещая наступление всеобщего счастья по мере их реализации. В то время это был если и не предельный поиск, то метод расширения кругозора. Постепенно романтическое отношение к технике угасло, в наше время идеалы и методы былой фантастики воспринимаются как “мечта приземленная, бескрылая”.
Теперь на повестке дня стоит вопрос, как выбраться из тупика, в который нас завело увлечение техникой. Как избежать неминуемого оскудения жизни на планете, когда на каждого человека приходится все меньше и меньше ресурсов. Если стоять на позиции диалектики, то резонно ожидать, что само техническое развитие должно рано или поздно породить свое отрицание. Желательно, чтобы оно пришло не в форме глобального уничтожения изобретателя. Какие же рецепты в этой связи обсуждаются в произведениях НФ?
Она содержит целый набор идей, которые при их реализации могли бы ознаменовать радикальное самоотрицание тупикового варианта технической цивилизации. Это — мультипликатор, машина времени и нуль-транспортировка.
Идеи об абсолютной машине, которую можно было бы назвать мультипликатором, встречаются уже у Ю.Олеши в романе “Зависть”. Там правда эта машина мыслилась в виде станка с универсальной программой для производства любой вещи. По нынешним представлениям мультипликатор больше похож на фотоавтомат, печатающий сколько угодно копий с заданного образца.Но образцом служит не изображение, а сама вещь. И копия — это не изображение, а такая же вещь, неотличимая от оригинала. Мультипликатор присутствует во многих произведениях, но по-настоящему последствия его применения не анализировались.
Казалось бы, что может быть лучше, чем пользоваться вещами, изготовленными самыми выдающимися мастерами своего дела, будь то одежда, пища или произведения искусства? Полностью исчезает монотонный труд по изготовлению гигантской массы стандартизованных предметов потребления. На долю людей остается только исполнение лучших образцов, когда они смогут вложить в них весь свой творческий потенциал. После занесения образца в каталог, нужно только отправить запрос и получить из камеры мультипликатора готовый предмет, например, кастрюльку горячего супа прямо из Парижа, или древнюю рукопись, которой вы хотели заняться. Здесь, правда, мы без предупреждения сталкиваемся с проблемой нуль-транспортировки, так как в нашей камере предмет должен появиться сразу целиком, а образец может быть весьма удаленным. Проблема нисколько не смягчается, если предположить, что мультипликация происходит в пределах одной установки, так как и здесь воссоздание предмета осуществляется на каком-то расстоянии от оригинала. Если после копирования ликвидировать оригинал, то это и будет пример нуль-транспортировки. Несмотря на то, что мультипликатор оказался более сложным, чем нуль-транспортировка, остановимся сначала на его анализе.
Понятно, что абсолютная машина действительно является отрицанием техники. Ведь мультипликатор разрушил бы всю экономическую систему нынешней цивилизации. Исчезли бы деньги, но перед этим их стало бы, очевидно, очень много. Исчезла бы система экономического принуждения. Труд принял бы исключительно творческий характер. Казалось бы, о чем еще можно мечтать? Однако, уже развитие техники, еще даже не с верх-техники, порождает массу болезненных последствий. Представьте себе миллиарды людей, которым нечем заняться. Сейчас каждый мечтает о свободном времени и зачастую проклинает необходимость трудиться. Но куда все пойдут, если эта необходимость исчезнет? Какие извращенные формы примет соревнование по потреблению?
Легко предсказать, что во втором-третьем поколениях людей, не облагороженных совместным трудом, с притупленным от перекорма творческим потенциалом, со свободой доступа к любым средствам насилия, страдающих от эмоционального пресыщения, вспыхнет эпидемия изуверства.
Труд является главнейшим стимулом, формирующим в людях лучшие черты их облика, он является самым доступным средством духовного роста, включая сюда и развитие йогических способностей. Нужно заботиться не об освобождении людей от труда вообще, а о творческом, стимулирующем характере труда. Таким образом, мультипликатор может быть принадлежностью не романов о светлом будущем человечества, а элементом антиутопий.
Машина времени — почтенный давний аксессуар НФ. К ее использованию герои произведений прибегают для достижении множества целей:
— найти убежище в будущем, а чаще в прошлом,
— исправить прошлое во имя настоящего,
— познать будущее для улучшения понимания настоящего и т.п.
Крайняя форма использования машины времени описана А.Азимовым / 5 /, когда была создана целая надстройка над миром людей. Выходя только эпизодически в обычный мир операторы Вечности вносили «изменения», приводящие к перестройке истории. Их субъективное желание создать наилучшие условия жизни для человечества обернулось глобальным застоем.
Более камерный характер носит случай, изложенный в / 6 /. Там герой обладал устройством — часами, которые могли действовать как машина времени. Развернутый сюжет, помимо многого другого, демонстрирует нелепость оформления машины времени в виде прибора. Дело в том, что перескок героя на какой-то интервал времени вперед или назад не означал его полного исчезновения из обыденного мира. Здесь действовал его двойник, его бледная тень, лишенная проблеска творческой мысли. В результате чего герой всегда встречал ситуацию, подготовленную своим бездарным двойником, и с трудом мог ее преодолеть. Кроме того, у самих часов тоже образовывался двойник, но лишенный чудесных свойств. ..
Такая модель представляется интересной, поскольку рассматривает
историю мира как непрерывную киноленту, существующую во многих параллельных вариантах. Человек по выбору перескакивает с одной киноленты на другую, но это не отменяет существования оставленного варианта. При увлечении перескоками число вариантов начинает лавинно возрастать, и в каждом существует немощная копия героя с бессильными часами. Спрашивается, какая же часть личности героя совершает путешествия и оживляет собой многочисленные теневые варианты? В чем секрет механизма часов, который помогает перескоку во времени? Если вдуматься, то только эта часть личности является по-настоящему ценной, т.к. без нее в жизни распространяется унылая
серость. Здесь уже становится понятным, что механизм часов не при чем, они только способны породить болезненное размножение бездарных вариантов. Интуиция подсказывает, что главный секрет скрыт в самом человеке, и мы выходим к самой границе между технической и психологической фантастикой.
Но прежде еще несколько слов о трудности реализации машины времени в техническом варианте. При перенесении в какой-то иной момент времени устройство должно оказаться в пустоте, т.к. Земля за это время успеет заметно изменить свое положение в космосе. Для приведения машины времени к нужному месту неявно подразумевается использование эффекта нуль-транспортировки. Итак, из перечисленных идей сверхтехники, только нуль-транспортировка оказалась постоянным компонентом. Остальные, мультипликация и машина времени, опираются на нее, но сами по себе не могут принести ощутимой пользы.
В НФ почти не существует связного рассмотрения вопроса о том, каким образом можно было бы совершить внепространственный переход. Представления о том, что наше пространство обладает складками и устроено наподобие ленты Мебиуса, выглядит натянутым. Однако, здесь нас в первую очередь интересуют социальные последствия нуль-транспортировки. Их понимание поможет нащупать перспективное направление для поиска решения.
Если рассмотреть реализацию нуль-транспортировки в технической форме, то легко усмотреть, что она сулит только усиление зависимости людей от воли тех, кто будет распоряжаться этой техникой. Техническими устройствами могут управлять любые операторы, независимо от их морального уровня. Тогда по космосу прежде всего начнет расползаться нечисть человечества. Значит, следует искать такие пути реализации внепространственного перехода, чтобы ими могли воспользоваться только специально подготовленные люди, причем подготовка обязательно должна включать этический момент не как искусственную добавку, а как органическую часть метода. Именно поэтому должен быть реализован психотехнический вариант, а не какой-нибудь другой.
В НФ уже давно заметен отход от чисто технического решения сюжета. Все большее место начала занимать психологическая фантастика. Эти произведения ценны прежде всего тем, что активизируют поиск скрытых резервов внутри самого человека. Мы не будем подробно останавливаться на произведениях, когда пребывание героя в космосе приводит к оживлению у него загадочных сторон психики, таких, как телепатия, ясновидение и пр.
Важен другой ряд произведений, в которых растормаживаются закоснелые представления о сугубой нераздельности сознания и физического тела человека. Зачастую чисто игровой сюжет разрушает эти идеи очень убедительно, и в форме, удовлетворяющей интуицию. В самом деле, если можно поддерживать жизнь головы профессора Доуэля, если можно пересадить мозг в чужое тело, то почему нельзя пересадить само сознание? С точки зрения физиологического подхода пересадка сознания выглядит так же нелепо, как попытка пересадить скрип несмазанной телеги поезду. Но осмысление тысячелетнего опыта йоги подсказывает, что функционирование человеческого сознания обеспечивается не одним только физиологическим мозгом. Существует еще целая иерархия структур, которые пока неуловимы для науки, но которые не менее материальны с философской точки зрения, чем нервные клетки, и которые делают возможным наш вид сознания.
Интересны ситуации, порожденные путаницей при обмене разумами, или пиратским захватом тел людей сознаниями представителей чуждой цивилизации. Кажутся привлекательными модели Пола Андерсена / 40 / о перенесении сознания престарелого больного человека в молодое здоровое тело искусственного жителя Юпитера, или К.Саймака / 16 / о массовом переселении сознаний людей в тела природных обитателей Юпитера, которые отличаются многими выигрышными свойствами.
Вообще можно заметить, что человек упорно вынашивает мечту о новом, прекрасном теле. Одна из лучших моделей такого сорта принадлежит Е.Гуляковскому / 41 /. Он проанализировал ситуацию, когда некие облака тумана захватывают сознание больного человека и пересаживают его в новое искусственное тело. Очень интересно решена психологическая сторона конфликта, когда вначале туман кажется проклятием и смертельной опасностью, но потом вдруг раскрывается благословенность его деятельности. Новое тело человека не нуждается ни в какой традиционной физиологической поддержке. В нем человек может путешествовать в любой среде, общаться телепатически с любым разумом и многое другое.
Интересно звучит мотив о роли отдельного человека в процессе поддержания картины мира в общественном сознании. В.Савченко /7/ рассмотрел чисто психотехнический вариант деятельности по изменению хода истории, когда операторы настолько всеобъемлюще фиксируют cвое внимание на избранном моменте прошлого, что просто оказываются там. Тогда они могут предотвратить некоторые катастрофы, которые еще не успели запечатлеться в массовом сознании. Важным кажется упоминание о трудностях этой деятельности в том плане, что состояния сознания, когда человек уже вышел отсюда, но не вошел еще в другой момент времени, обладают огромной привлекательностью. Поэтому реализация задания оборачивается подвигом самоотречения. Этот нюанс демонстрирует автоматическую защиту психотехнического варианта супранавтики от использования ее в недобрых намерениях. Такой человек на ее путях встретит такие неотразимые соблазны, что забудет о своих злых планах, и они никогда не будут реализованы.
Более возвышенной мечта человека о преображении своего облика становится, когда он распространяет ее и на свой дух. Так, Р.Шекли /8/ проследил процесс синтеза единого сознания когда-то расщепленного на четыре компонента и помещенного в разные тела во избежание тяжелого психического заболевания. В конце повествования звучит нота о новом могучем сознании, которое родилось в результате синтеза.
А.Стругацкий и Б.Стругацкий / 9 / идею синтеза разумов поднимают до высоты необходимого эволюционного этапа человечества. В их изображении угадывается огромный масштаб преображения, которое предстоит человеку, вставшему на путь Монокосма, или иначе говоря, Странника — представителя галактической сверхкультуры, когда для прямого познания становятся доступны все аспекты мира, все уголки пространства.
Опыт моделирования деятельности такoй сверхкультуры предложен В.Михайловым /I4/. Прекрасно показана освобожденность от гнета техники, от скованности пространством, никакие расстояния не могут быть препятствием для эмиссаров Мастера. Прекрасно же продемонстрировано, что главным тормозом в деле здорового развития событий служит косный разум людей, причем ни Мастер, ни Фермер не могут насильственно навязать человеческому обществу своих рекомендаций. Поучительно выглядит демонстрация во многих произведениях враждебной или, в лучшем случае, настороженной реакции со стороны большинства человечества, когда оно сталкивается с проявлением иного уровня разумности, будь то в людях или в жителях других миров.
В целом, сквозь всю галерею названных и не названных произведений прослеживается ведущая мысль, что главная надежда человечества в решении его самых жгучих проблем может быть связана только с преображением его сознания. Утверждение нового сознания раскроет неведомые грани мира и наши проблемы будут решены методом снятия, а не методом искоренения.
Техника может играть какую-то роль, но само преображение не нуждается ни в какой технике, оно нуждается в усилиях воспитателей. Оно может реализоваться только при расширении философской базы и при углублении психологического подхода, с которым мы обращаемся к самым основным вопросам о месте человека в мироздании.
Краткий обзор идей НФ потребовался здесь для того, чтобы ввести в рассмотрение представления, которые будут в дальнейшем анализироваться и развиваться. Мы будем обращаться к наследию древних учений, которое пока не может быть ассимилировано наукой. НФ в этом смысле совершает работу огромной важности, т.к. подготавливает общественное сознание к восприятию целого пласта важнейших знаний. Одновременно, она дает представление о конкретной форме социального заказа, которую обязательно нужно учитывать, чтобы наметить жизнеспособную программу. Далее можно будет проследить, как в супранавтике последовательно реализуются основные качества искомого решения.