Работа по преодолению стереотипов в поведении, преодолению своих привычек, не так легка, как это может показаться на первый взгляд. Весь комплекс консервативных наклонностей первого кольца силы дон Хуан (Карлос Кастанеда, книги онлайн http://www.koob.ru/castaneda/) назвал важностью самого себя.
Сюда включается и себялюбие, и эгоистичность, и обидчивость, и любовь поговорить о себе, и стремление избежать ответственности и еще многое другое. В целом, важность самого себя делает самого человека малоподвижным, негибким, тяжелым.
Теперь видно, что все эти эпитеты имеют не иносказательный смысл, а самый что ни на есть прямой. Ведь речь идет о возможности для человека приобрести свободу в духовном смысле, а все упирается в трудности по перестройке первого кольца силы. Учитель тратит годы, помогая ученику вымести, очистить его остров тональ от мусора.
Под мусором понимается прежде всего неадекватные эмоциональные реакции, будь то положительные, как любовь вкусно поесть, или отрицательные, как нелюбовь подвергаться критике. Понятно, что нет смысла ожидать большого эффекта от высвобождения своих волокон при пересмотре прошлого, если в настоящем без конца впутываться в войлок перекрестных эмоциональных связей со своим окружением. Как говорил дон Хуан, легкий, чистый остров тональ позволяет человеку в какой-то момент улизнуть с него.
Изменение привычек, стремление думать по-новому, встречают большие трудности из-за инерции человеческого сознания.
У важности самого себя несколько основных точек опоры:
— интеллектуальная;
— эмоциональная;
— двигательная.
Т.е. ею захвачены резонаторы всех размерностей. Человек не может долго контролировать сразу три аспекта, поэтому незаметно для себя скатывается в наезженную колею. О необходимости здесь внешнего присмотра уже говорилось. Но многое может сделать и сам человек.
Г.Гурджиев /П.Д.Успенский, В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения http://fanread.ru/book/3937123/?page=1/ отмечал, что самым автоматичным, и самым ненадежным в работе является двигательный центр:
— «Тело, которое лениво, автоматично, полно глупых привычек, останавливает любую работу.»
— «…Человек не может изменить форму своего мышления или чувствования, пока он не изменил репертуара своих поз и движений…»
— «…Это иллюзия, что наши позы произвольны, они автоматичны. Каждая эпоха, каждая страна, каждая профессия имеют свои излюбленные наборы поз, причем весьма, ограниченные. С автоматическими движениями сцеплены автоматические же мысли и чувства.»
Для расширения и изменения репертуара поз Гурджиев https://vk.com/albums-53466208?z=photo-53466208_414276141%2Fphotos-53466208 практиковал с учениками упражнение «Стоп». Оно заключается в том, что по сигналу ученик должен замереть в том состоянии, в каком его застали, включая направление взгляда и мысли, и созерцать свое тело изнутри.
Это упражнение дает опыт новых поз, так как мы никогда не задерживаемся в промежуточных позициях при движении. В результате открывается новый путь для потока мысли. Сигнал «Стоп!» может подавать только кто-то со стороны, так как к собственной команде ученик будет подсознательно приготавливаться, чем сведет на нет весь эффект.
К упражнению «Стоп» весьма близка техника Тай-чи-чуань. В ней все движения выполняются непривычно медленно, тем самым увеличивается вес промежуточных позиций. Кроме того, она сразу предлагает большой набор непривычных движений. Тай-чи-чуань воплощает в себе квинтэссенцию восточных боевых искусств. Они, как известно, не являются простыми видами спорта, а выступают в качестве самостоятельного пути духовного совершенствования.
Из всего, что уже было сказано о роли концентрации, видно, что она содержат многие, если не все, компоненты необходимые для развития второго кольца силы. Одновременно там приучают ученика к чувству непривязанности к результатам схватки. Важно не победить во что бы то ни стало, а совершить совместный ритуал боя. Победа придет как раз к тому, чья непривязанность окажется сильнее.
Особенно сильна аппеляция к внутреннему я. На это ориентирована сама ситуация единоборства. В результате достигается эффект, когда физическое тело, наконец, становится послушным слугой внутреннего я которое вносит в жизнь свои новые могучие ресурсы.
Для широкого манипулирования своим первым кольцом силы человеку необходима опора для чувства я. Эту дополнительную опору и предоставляет второе кольцо силы.
Победа над мелочным тираном — это первый запланированный выход на поверхность уже воспитанной воли. Далее становятся доступными гораздо более тонкие операции.
Оказывается, можно полностью перестроить свое физическое тело, исцелить его. Обычные методы самовнушения близки по направленности к работе сталкера над собой, но эффект не столь фундаментален и скоропреходящ по той причине, что степень концентрации в аутотренинге слишком мала для воспитания сильного второго кольца. В результате, нет надежной дополнительной опоры для я и доступны только микроизменения в состоянии тела. При сближении двух колец силы, которого добивается сновидец, он также получает возможность влиять на свое тело, причем не меньшую, чем сталкер.
Леонид Иванов