Напомним теперь, что такое мировая линия объекта. Это понятие употребляется в теории относительности для описания движения точки в четырехмерном пространстве-времени. Это четырехмерный аналог обычной траектории в пространстве. Так вот, вообразим себе мировую линию, вдоль которой движется рецептор.
Ее можно представить в виде паутиновой нити, которую тянет за собой паук. Здесь наша позиция отличается от позиции физики, т.к. мы полагаем, что мировая линия рецептора овеществлена, а не является фикцией.
Паутинка прикреплена к объектам в некоторых точках, в остальном она свободно висит в пространстве-времени. Именно в моменты прикрепления паутинки рецептор-паучок вырабатывает импульс, этот унифицированный сигнал того, что он находится в контакте с внешним миром и переживает ощущение.
Самое большое, что нужно было бы передавать в виде импульсов, это момент времени или номер контакта на линии. Но скорее всего и эта информация излишня, может быть, достаточно оповестить о самом факте контакта.
Если учесть, что рецепторы в значительной степени специализированы, то мозгу для заявки на нужную модель достаточно обратиться к соответствующему рецептору. Тот производит поиск во всем своем прошлом опыте, там же находятся и образцы предпринятых некогда действий по поводу аналогичных ощущений.
Поскольку особую ценность имеют случаи сильных воздействий, то каким образом рецептор выделяет существенные события от множества несущественных?
Известно, что рецепторы реагируют не на сам раздражитель, а на изменение обстановки. Если происходит изменение во внешней среде, то импульсы идут чаще, если ситуация стабильна, то импульсы урежаются.
Здесь полная аналогия с поведением паука: зачем ему часто прикреплять паутину на прямолинейных участках стены, он и так довольно точно отслеживает ее форму. Другое дело, когда поверхность кривая, что в фазовом пространстве соответствует изменению интенсивности раздражения. Тогда для отслеживания формы поверхности следует прикрепляться чаще и чаще.
Теперь очевидно, что наиболее частыми импульсами отмечаются самые резкие перепады уровня раздражения, а за ними и скрываются, как правило, самые существенные события в жизни организма.
Таким образом, при получении заявки на поиск аналога в прошлом, рецептор обращается вдоль своей мировой линии-паутины к тем моментам, когда наблюдались максимальные сгущения импульсов и вновь переживает те же ощущения. Мозг же решает, какой набор рецепторов возбуждать одновременно, ведь только совокупная реакция многих рецепторов порождает целостное ощущение.
Коснемся поистине фундаментальной проблемы: если мозг получает из внешнего мира только наборы нервных импульсов, пусть даже и шифрующих характер раздражителей, то как же рождается впечатление о мире, его непосредственное переживание в нашем сознании? Если мы любой текущий опыт сравниваем с предыдущим, чтобы оценить его, то как в сферу нашего сознания попал сам первичный опыт о мире, где он сохраняется? С точки зрения официальной психологии этот вопрос не имеет ответа.
Мы встречаемся с такой же качественной несводимостью движения сложного уровня /сознания/ к движению более простого уровня /кодировка информации импульсами/, как и в случае отношения живого и неживого. Анализ проблемы жизни приводит к необходимости признать ее изначальное присутствие в Мироздании. Аналогичное приходится заключить относительно Сознания.
Уже упоминалась идея о соответствии иерархических структур материи и сознания. Можно представить, как некий уровень материальной организации, как губка водой, пропитан морем Сознания следующего уровня. В его пределах каждая частица сразу осознает весь мир, всю вселенную ярко и непосредственно. Нам очень трудно вообразить себе такое Сознание, вхождение в его поток является одним из элементов йогического просветления.
Представьте, что вы включили всеволновый радиоприемник, тогда на вас обрушивается лавина звуков, под ее напором вы просто глохнете. Если самосознание существа не достигло мощности, сравнимой с этим морем сознания, то, чтобы выжить, оно должно сузить диапазон восприятия внешних сигналов.
Эту функцию и выполняет нервная система. Она, таким образом, не столько окно в мир, сколько защитный фильтр от испепеляющей мощи могучих информационных потоков, властвующих в окружающей вселенной. Система минимального по емкости кодирования импульсами предназначена для того, чтобы из всего многообразия информации получить ту, которая относится исключительно к данному существу. Вы ставите узкополосной фильтр в свой приемник и созерцаете мир со своей колокольни.
Возникает вопрос, зачем же нужна Мирозданию эта зауженная форма Сознания, с которой мы живем? У Ф.Меррелл-Вольфа «Пути в иные измерения» http://ariom.ru/litera/2002-html/merell-volf/merell-volf-01.htm / по этому поводу отмечается, что под покровом Вселенной Объектов рождается и вырастает новая великая ценность, а именно — Самосознание. Это новое качество так дорого, что специально призывается не терять его даже при высочайших переживаниях.
Обычный уровень самосознания не является наивысшим из возможных. Люди, испытавшие переживания, связанные с расширением сознания, часто обретают спокойную уверенность перед лицом смерти. Если этот опыт высшего сознания способен изменить самые фундаментальные ценностные ориентации личности, это ли не доказательство его реальности.
Анализ проблемы распознавания информации, переносимой нервными импульсами, приводит в нескольким выводам:
— Во-первых, разным особям животных не нужно создавать разные системы кодировки раздражителей, разная импульсная реакция на один и тот же раздражитель объясняется различием жизненного опыта и ассоциативных связей.
— Во-вторых, у организма нет необходимости запоминать свою историю, для сравнения опыта он обращается к самому миру в его прошлые моменты времени.
Таким образом, память человека — это феномен не внутренней его жизни, а внешний по отношению к его сиюминутному существованию.
Пока не ясно, относится ли это к кратковременной памяти, может быть, она и есть настоящая память, в отличие от долговременной, которая совпадает с самим миром.
— В-третьих, настоящей машиной времени является рецептор. Тем, кто хотел бы реализовать его на макроскопическом уровне, можно посоветовать углубленно изучать работу этого образования. Особенно интересна система управления и настройки, которую использует мозг.
— В-четвертых, если обычный человек использует управляющие сигналы мозга, направленные на рецептор, неосознанно, то йоги научаются делать это вполне сознательно. В результате, они получают возможность целенаправленно познавать чувственным образом явления, которые не находятся в непосредственном контакте с их телами. Люди, пережившие магический опыт, отмечают, что в этих состояниях все тело выполняет роль как бы одного огромного глаза, который видит сразу во все стороны.
В качестве резюме этого раздела приведем высказывание дона Хуана / К.Кастанеда, Учение дона Хуана http://e-libra.ru/read/315889-uchenie-dona-huana:-put-znanij-indejtcev-yaki.html /: “Обычный человек считает, что его мысли и чувства находятся у него внутри, маги считают, что они снаружи. Человек знания не различает одного от другого и не придает этому значения».
Первая часть высказывания в точности соответствует тем выводам, к которым мы пришли под давлением парадоксов восприятия. Но вторая часть его предупреждает, что наш путь в понимании механизмов психической деятельности далеко не окончен. Было проведено первое отрицание житейского опыта — переход от обыденных представлений к магическим. Второй этап отрицания — переход от позиции мага к позиции человека знания. Эта последняя в философском смысле очень близка позиции гностицизма.
Леонид Иванов