Представьте свою судьбу как мировую линию в пространстве-времени, протянувшуюся из бесконечного прошлого в бесконечное будущее. Она вьется по векам и странам. По ней бежит бесконечная цепочка огоньков — это центры “внутреннего” самоосознания. Каждый огонек, следуя за мировой линий, то нырнет в пучину мира, то выскочит в неосязаемую для него область. Пока он в проявленном мире, он ощущает, что живет. Как только теряет контакт с миром — умирает.

Такие же мировые линии можно представить для любого объекта нашего мира, и они оказываются чередой сменяющихся состояний этих объектов. Главнейшим законом, определяющим конфигурацию любой из мировых линий, является закон причинности. Причинность многолика и является предметом изучения множества наук. Сформулированные науками правила и законы природы есть более или менее адекватное изложение одного единственного закона причинноследственных связей последовательных состояний.

Вообразите на миг, что в мире не проявляется свободная мощь Абсолюта, ни в виде вторжения хаоса снизу, ни в виде осознанного волевого управления сверху. Теперь ничто не может поколебать незыблемое сцепление звеньев причинно-следственных связей. Жизнь превращается в однажды заснятый кинофильм. Пробегающие по кадрам этого фильма лучики “внутреннего” осознания будут оживлять череду одних и тех же событий. Отождествляя себя с содержанием кадров, будут любить и ненавидеть, рождаться и умирать. Все это повторится миллиарды раз и в своей однообразной монотонности даст ощутимую картину торжествующего фатализма. Для “внешнего” сознания, которому доступны и прошлое и будущее, такой мир покажется неподвижным и будет интересен не более, чем замерзшая глыба льда.

К счастью, раджас не знает покоя нигде. Хаос вьется змейкой и облаком повсюду в нашем мире. И под его влиянием нечто происходит, но что?

Другая модель на шаг приблизит нас к пониманию: граммофонная пластинка. Теперь игла оживляет запись, теперь она — сознание. Но для звучания музыкальной записи уже не безразлично, сколько раз проигрывалась пластинка, ибо всякий раз, пробегая по дорожке, игла меняла ее форму. Уже следующая игла имеет дело с чуть-чуть другой реализацией ее мира. В этом примере итог известен — рано или поздно пластинка будет затерта, испорчена. Но важно то, что мировая линия иглы-сознания менялась. “Внешнее” сознание теперь, пожалуй, созерцало бы, как глыба льда обратилась в лужу под воздействием тепла.

Материал, на котором записана картина нашего мира, не подвержен износу. При бесчисленных проигрываниях этой записи происходит не порча картины, а ее эволюция. Каждый огонек “внутреннего” сознания может не только следовать за своей мировой линией, но, совершая свободные действия, выпадающие за рамки причинностных предписаний, менять конфигурацию своей мировой линии.

Тот закон, на основании которого происходит перестройка мировой линии — есть закон кармы. Он гораздо более общ и мощен, чем закон причинности. Наши действия, любые, имеют две составляющие — причинную, фаталистическую, и свободную, кармическую. В фаталистическом мире индивид лишь пассивно претерпевает награды и удары судьбы и было бы несправедливо считать его морально ответственным за его поступки, так как все, даже самые его тайные намерения, есть результат причинного и неуклонного воздействия окружающего мира. В мире, где властвует закон кармы — все иначе. Да, звенья линии судьбы по прежнему сцеплены силами закона причинности, но сама цепь уже подвижна и то, куда она тебя поведет, зависит от твоих поступков. Ты морально ответственен за свои действия, ибо они свободны, и награда справедлива.

Закон кармы так велик, что обычное время не может его вместить. Даже обычная вечность. Требуется привлечь другие измерения времени для описания действия кармы, и время оказывается, по крайней мере, двумерным.

Рассмотрим опять мировую линию какого-нибудь объекта. В пространстве-времени она выглядит некой кривой, и форма ее такова, что повсюду может быть описана законом причинности. Уже говорилось, что если на этой линии нигде не совершаются поступки, влекущие кармические последствия, форма линии будет сохранятся, будет застывшей. Но пусть где-то такой поступок совершен. Форма мировой линии на это мгновенно отреагирует изменится. И вновь она повсюду будет описываться законом причинности. При следующем кармическом поступке форма опять перестроится и т.д. Всякий раз объект будет иметь, вообще говоря, другую историю на протяжении всей вечности. Дискретно совершаемым поступкам соответствует дискретный набор мировых линий. Упорядочить такое множество линий и поступков возможно только лишь введя понятие второго времени, независимого от обычного и в совокупности с которым оно даст представление о двумерном времени.

Поскольку кармические поступки совершаются непрерывно в каждой из точек самоосознания, бегущих по мировой линии, то и деформация мировой линии непрерывна. Так как отдельные точки самоосознания действуют независимо и, как правило, неосознанно, мировая линия испытывает прежде всего флуктуации около некоторого среднего положения. Это действует случайная карма, порожденная случайными и не очень существенными поступками. Ситуация, напоминающая известную историю про лебедя, рака и щуку. Таким образом, при всей подвижности, судьба объекта или индивида обладает определенной устойчивостью, именно из-за обособленности отдельных точек самоосознания. Сильные изменения судьбы возможны при ярковыраженном кармическом поступке, но его-то как раз и трудно совершить, ибо внутреннее состояние людей находится в почти рабской зависимости от окружающего проявленного мира, и их действия прежде всего фаталистичны, затем, по незнанию, кармически хаотичны, и только после этого, в редчайших случаях, кармически осознанны и мощны.

В каждой реализации его истории объект существует по законам причинности и у него нет возможности непостредственно изнутри увидеть процесс перестройки его судьбы, и как раз из-за прикованности “внутреннего” сознания к текущему мгновению. Но есть опосредованный способ заметить ход кармического времени. Это — сопоставление памяти с окружающей действительностью. Дело в том, что каждая точка самоосознания участвует в двух движениях — в фаталистическом, вдоль мировой линии и в кармическом, переходя с одной реализации мировой линии на другую. Память фиксирует впечатления об этой сложной траектории, тогда как окружающий мир всегда согласован в себе только по законам причинности. Заметный зазор может накопиться при достаточно больших интервалах времени. Например, сведения об исторических событиях далекого прошлого ( в частности датировка ), передаваемые из поколения в поколение, могут разойтись с данными сегодняшних раскопок на месте этих событий.

Любое кармическое действие — есть проявление в этом мире произвольности Абсолюта. Поскольку оно меняет конфигурацию причинно-следственных связей — оно является чудом. Так как каждое действие содержит, в принципе, кармическую компоненту, то люди сами непрерывно творят чудо, но никак не могут этого заметить, ибо мгновенно оказываются в ситуации, причинно согласованной с происшедшим событием. При этом подстройка касается и предшествующих и последующих событию интервалов времени. Таким образом, ежедневные чудеса ненаблюдаемы.

Эта степень кармических поступков может осознаваться как чудо только теми наблюдателями, которые обладают сознанием, выходящим за пределы “внутреннего”. Но их рассказ о случившемся на языке понятном “внутреннему” сознанию, теряет доказательную силу.

Даже такое очевидное чудо, как весь существующий проявленный мир, вуалируется внутренним причинностным оформлением.

Мир был сотворен сразу существующим вечно и простирающимся в бесконечной Вселенной. Дата сотворения — это лишь метка на оси внутреннего времени, наследующая информацию об этом действии. Далее, этот мир начал эволюционировать и его мировая линия сейчас может и не содержать на всем своем протяжении никакого события, напоминающего о сотворении мира. Кармическая эволюция происходит не вдоль оси внутреннего времени, а по независимой оси. Сколько времени продолжается эволюция мира и человека? Это может быть и один день, и сто миллиардов лет. Нет “внутреннего” критерия для ответа на этот вопрос.

Когда бы ни появился человек на Земле, он являет собою очень мощный источник кармы, и как бы проминает собою мировую линию Вселенной. В ходе причинностной подстройки к такому существенному событию в предшествующей истории генерировались многие и многие промежуточные формы, но сам качественный скачек все никак не может быть размыт.

При изучении истории различных явлений наука часто имеет дело не со следами происхождения этого явления, а с фронтом кармической отдачи, который распространяется от возникшего явления во внутреннее прошлое. Это обстоятельство еще более затрудняет поиски истинных причин явлений. Как часто реализуется ситуация, когда кажется, что важное явление выросло из настолько заурядных обстоятельств, ничем не отличимых от сотен и тысяч других, и, очевидно, не несущих никаких признаков этого явления, что научный метод просто теряет силу. Это встречается и в биологии, и в археологии и даже в политике. На самом деле, эволюционное новое — всегда кармический десант в тыл неведомому. Затем происходит причинностное расширение плацдарма и объединение с главными силами. А затем едет бригада корреспондентов и, ничего не зная о ходе боев, описывает следы противоборства. Наука питается именно такими отчетами, где временная инверсия еще не самая большая ложь.

Теперь — об эволюции человеческого общества. И человек, и мир были при возникновении совсем не такими, какими можно их наблюдать сейчас. Они видоизменялись не только хаотически, но и направленно — эволюционировали. Но можно ли назвать эволюцией череду состояний объекта, сменяющихся по законам причинности? Нет, в таком движении не больше эволюции, чем в шаре, катящемся по инерции по гладкой поверхности, или в растении, чередующем формы семени, ростка, плода без вмешательства мутаций. Поэтому эволюционное движение направлено не вдоль “внутреннего” времени, а вдоль второго, кармического, времени. Эволюционирует при этом сразу вся мировая линия объекта, хотя, разумеется, на ней могут появляться и исчезать ведущие точки эволюции.

Данные о внешнем взгляде на эволюцию человечества могут разительно отличаться, в сторону многообразия форм, от комплекса “внутренних” данных, добытых путем раскопок. Причина в том, что данные сегодняшней археологии находятся в причинностной связи именно с сегодняшним эволюционным состоянием человечества и могут не отражать предыдущих кармических стадий его истории.

Священные книги и предания доносят до нас по цепочке живых носителей сведения о том, что в предыдущие эволюционные периоды человечество жило в обществах, объединяемых названиями  Лемурия и Атлантида. Эти общества являются не историческими предшественниками современного человека, а эволюционными. Мировая линия современного человечества нигде уже не проходит через области Лемурии или Атлантиды. Все протяжение доступной изучению истории населяет человек нынешней стадии эволюции.

Со стороны прошлого он соседствует со вторичными, вспомогательными формами, генерируемыми законом кармы для заполнения причинностной бреши.

Поскольку точки самоосознания участвуют сразу в двух движениях — вдоль оси внутреннего времени и в эволюции, то события, относящиеся к ранним стадиям эволюции, как правило будут и исторически древними. Тем не менее, возможны и исключения.

Ясно, что достижение персонального освобождения от уз кармы и мира каким-либо из воплощений не решает проблемы даже для него, ибо кармически связанные с ним его же воплощения рано или поздно разрушат его изолированную свободу. Устойчивым может быть только освобождение всего множества твоих воплощений. Карма — не только цепи, но и инструмент, правильно действуя которым можно подготовить все необходимое для достижения этой цели.

Основное препятствие — фрагментарность. Она обладает свойством самоподдержания. Откуда осколок может получить вдруг представление об общем плане и красоте целого? У него ведь только частично представлены отдельные аспекты единства. Попросту — мало сил и способностей. Как он может начать работу по синтезу целого, если он даже себя, частичного, не знает? Но кто-то должен начать! Учитель сказал: “Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как одно.” Пусть ведет тебя вперед вера в возможность развития сознания до высочайших степеней.

Многие твои фрагменты что-то умеют лучше тебя, знают больше о чем-то, и развиты совсем в других отношениях, чем ты. Они могут быть настолько иными, что ты испытываешь к ним неприязнь. Чутко анализируй свои антипатии, многие из них — твои ограничения, и ты должен превратить их в раскрытые врата дружбы.

Осознай и то, что ты сам уже совсем не прост. Недаром говорят, что в одном человеке часто живут несколько. Это уже происходит синтез. Накапливай себя, множь стороны и грани, ибо Учитель сказал: “Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете царствие. Ибо вы оттуда и снова туда возвратитесь.”

Сразу работать с людьми над синтезом трудно. Накапливай первичную мощь, заимствуя ее от окружающей природы. Вот стебелек склонился над книгой, что ты читаешь, это — брат твой. Вот облако купается в лучах заката — и это брат твой. Особенно важно для накопления мощи творческое отношение к труду, что ты совершаешь. Ты через труд проникаешь в очень глубокие кладовые сил Вселенной. Танец и музыка, книга и скульптура несут тебе как посланцы друзей новый источник сил.

Посмотри вокруг и загляни в себя, ты убедишься, что работа синтеза уже начата. Ты не первый — и это легко, ибо есть рука друга, протянутая с помощью. Но ты все же первый, так как свою задачу ты должен решить сам.

Сколько людей бредут по полю жизни, судорожно сжав в руках свое достояние. Кто побрякушку, кто идею. Хоть что-то свое, что не хочется отдать этому злому миру! Все равно как маленькая обезьянка, которую поймали, когда она ухватила в дупле полную горсть сахара и не могла вытащить руку назад. Эта судорога и есть проявление кармы. Если бы не она, все давно были бы уже свободны.

Загляни в глаза встречным. Любой прохожий может оказаться твоим собратом, с которым тебе предстоит объединиться, может оказаться тобою. Пойми, не способствуя духовному росту людей, ты сам не сдвинешься ни на шаг, они как якорь тебя не пустят.

Все самое дорогое для тебя в тебе самом — от твоего “внешнего” сознания, от твоего единого Я. Но мишура мира через внутреннее сознание нагромоздила настоящие гекатомбы в тебе. Каждый из твоих обликов как из тюремной камеры в оконце взирает на мир и не хочет оторваться от зрелища, пройти по подземелью и присоединиться к истинно живущим. Да, эти подземелья населены демонами, но ты их сам породил, тебе их и отвергнуть. Иди не оборачиваясь, тогда они бессильны.

Отмети мишуру этого мира, ибо Учитель сказал: “Кто познал мир, тот нашел труп и мир не достоин его.” Мир мечется вокруг тебя, перестань метаться вместе с ним. Случайная, хаотическая карма делает тебя похожим на бесформенный клочек тумана в глазах твоего высшего Я. Прояви самодисциплину, просветли свою жизнь и ты станешь как кристалл, ты сможешь быть опорой. Дай окрепнуть себе, ибо только не проваливаясь без конца по грудь в болото мира ты сможешь взмахнуть светлыми крылами.

Но самое прекрасное, когда из кристалла ты станешь цветком, растущим все выше и выше, синтезирующим в себе весь мир и творящим себя нового. Учитель сказал: “Когда вы сделаете двоих одним и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глаза вместо глаза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, — тогда вы войдете в царствие.”

Ты, твой окрепший дух не будете нуждаться более в подпорке этого мира, как мастер, творящий Прекрасную Картину не нуждается в воспроизведении всей материальной микроструктуры образа. Кармические цепи, приковывающие тебя к миру, падут.

Обретя синтез, утвердившись во внешнем сознании, взирая на пространство и время с внешней позиции, ты еще раз, последний, осмотришь себя нового, все ли, выращенное во внутреннем проявленном мире, нужно тебе. Ты стряхнешь с себя приставший сор и удалишь занозы. Ты, прежний, “внутренний”, будешь весьма малым и каждый фрагмент будет испытан единством. Учитель сказал: “Все открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.” И действительно, что из твоих жизней и даже мыслей может быть скрытым от тебя?! Учитель сказал: “Не собирают винограда с терновника и не пожинают смокв с верблюжьих колючек. Они не дают плода. Добрый человек выносит доброе из своих сокровищ. Злой человек выносит плохое из своего дурного сокровища, которое в его сердце.” И еще: “Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил сеть свою в море. Он вытащил ее из моря полную малых рыб. Среди них этот мудрый рыбак нашел большую и хорошую рыбу. Он выбросил малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу.”

Это будет настоящий Армагеддон — твоя последняя битва с самим собою. “Ибо в день жатвы плевелы появятся, их вырвут и их сожгут.” Каждый в свое время пройдет свой Армагеддон, и многие уже прошли, ибо “царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его.” Такова следующая ступень эволюции. Весь мир продвигается вперед, когда ты всходишь на нее.

Главнейшее кармическое действие, о котором стоит заботиться, это освобождение всего микрокосмоса из падшего состояния. Это осуществялет кармическая команда в составе всего 8-12 человек. А блаженство обретают все воплощения данного микрокосмоса. Они осознают себя в составе возрожденного божественного Человека.

Леонид Иванов