Программа формирования второго кольца силы, описанная в предыдущих разделах, не поддается реализации в полной мере без особых усилий, направленных на совершенствование и первого кольца силы. Многое, конечно, зависит от самого ученика, его прирожденных качеств. Но, как правило, после успешного прохождения нескольких заданий по сновидениям, человек встречается с таким, с которым ему не удается справиться, какие бы усилия он не прикладывал. Иногда таким препятствием оказывается самое первое задание — простое осознание себя во сне, но это встречается редко. Обычно достаточно двух-трех месяцев правильно налаженных психофизических тренировок чтобы оно было выполнено.

Попытки преодолеть трудности очередного задания приводят искателя к убеждению, что дело не только в количестве часов, которые он ежедневно посвящает садхане. Дело в самых глубоких его установках в жизни. Оказывается, что продвижение в садхане, даже в таких казалось бы технических аспектах, как сновидения, теснейшим образом связаны с этической позицией человека. Если вдуматься, то это прекрасно. Пусть телевизором может воспользоваться любой негодяй, но к области высокого сознания получает доступ только личность, вполне освободившаяся от груза эгоистических устремлений.

Бесценным свойством стратегии тольтеков, когда магические проявления группируются вокруг сновидческого дубля, заключается в том, что человек вначале получает личный опыт расширенного сознания, а потом только сталкивается с необходимостью совершенствования своей повседневной личности. Тогда работа совершенствования проводится сознательно, она не имеет оттенка догматизма. Успешность в искусстве сновидения является универсальным тестом правильного выбора стиля жизни.

Если вы чувствуете трудности в продвижении, это значит, что какие-то стороны вашей личности тормозят вас. Приходится обратиться с полным вниманием к самому себе, что в обычной жизни бывает редко. Обычно мы довольствуемся беглым обзором своих поступков, достаточным, чтобы «с чистой совестью» одобрить себя. Но для целей садханы этого слишком мало. Искусство сновидения дает здесь замечательную возможность самоконтроля. На других путях, занимаясь исключительно, например, хатха-йогой, можно ненароком стать акробатом, но так и не почувствовать, что упустил нечто главное. Продвижение в искусстве сновидения стимулирует созревание характера воина, так как здесь ничто не дается само собой, каждый шаг предполагает тщательный поиск возможностей для его реализации. Оказалось, что работа по выслеживанию собственных несовершенств сама по себе способна привести к формированию второго кольца силы, даже помимо практики сновидений. Весь комплекс усилий такого рода получил названия искусства выслеживания, или искусства сталкера. Люди с различными темпераментами естественным образом тяготеют к одному из двух искусств, в особенности это касается женщин.

Обзор методов искусства сталкера начнем с той помощи, которую оно оказывает в искусстве сновидений. Быть сознательным во сне возможно только если удалось сформировать устойчивый набор резонаторов во втором кольце силы. Только тогда возможен самостоятельный поток впечатлений в нашем сознании, включая переживание самоосознания. Единственным строительным материалом для создания любых резонаторов являются волокна тела внимания. К сожалению, наше сознание может вступать в непосредственный контакт только с небольшой частью волокон, с теми, работа которых обеспечивает внутренний диалог и воображение. В той мере, в какой их достаточно для воссоздания резонаторов во время концентрации и релаксации внимания, в этой мере и удается реализовать сновидения. Правда, во сне к ним добавляются еще волокна группы В, те, которые обслуживает рецепторы, но, во-первых, эта добавка имеется во всех снах и ее недостаточно для обеспечения сознательности там, во-вторых, размер этой добавки зависит от степени раскованности ученика, от того, насколько он свободен от страха оказаться в неведомом обличии.

Итак, главный ресурс волокон связан с внутренним диалогом. Главнейшее открытие тольтеков заключается в том, что мы можем увеличить их количество. Обычная деятельность нашего внимания состоит в реакции на внешние раздражители, в создании цепочек осознания, то есть наборов резонаторов, с помощью которых только и возможно испытать субъективные ощущения от объекта. Эти цепочки осознания, будучи раз созданными, так и остаются в том месте пространства-времени, когда имелось осознание. Таким образом, волокна расходуются в процессе осознания. Значит, должен быть механизм, пополняющий их количество, переводящий их из ранга скрытых в ранг доступных. Должен быть и промежуточный накопитель, который контролирует запас волокон.

Для построения резонаторов во втором кольце силы приходится приостановить процесс осознания внешних объектов. Это достигается посредством концентрации на каком-либо объекте. В этом случае потребность в волокнах меньше в силу монотонности переживания. В ту же сторону действует и релаксация внимания. После того, как некоторое время процесс осознания был выключен, происходит прорыв внимания к внешним объектам. Это явление может объясняться как следствие информационного голода, по Гурджиеву, или как следствие привязанности сознания к внешним объектам, по йоге, или ограниченностью накопителя для волокон тела внимания. Последнее представление может оказаться полезным, так как наблюдается явная связь длительности и точности сновидений с длительностью и глубиной молчания мысли, которая доступна на данной стадии садханы. Многие операции садханы выглядят как попытки расширить объем накопителя, что влечет и усиление создающегося резонатора.

Наша привязанность к миру выступает тогда, как уровень чувствительности накопителя к возрастанию в нем «давления». Если долго нет притока впечатлений, то возникает либо чувство опасности, либо жажда общения, либо еще какая-то эмоция, которая выводит из состояния молчания. Перерыв молчания сопровождается выбросом в мир всего накопленного запаса волокон. Преодоление привязанности равносильно возможности создать большой запас, но темп накопления ограничен естественной способностью ввода в строй новых волокон.

Следующим важным открытием тольтеков было то, что можно вернуть себе волокна, истраченные на прошлые осознания чего бы то ни было. Наша жизнь выглядит так, как будто мы движемся через море объектов, оставляя за собой светящийся след из своих волокон тела внимания, прилипших к внешнему окружению. Намек на операцию возврата волокон получим, когда вспомним нашу встречу с прекрасным благоухающим цветком. Мы сначала восхищаемся его красотой, а потом вдыхаем его аромат. Каждый припомнит, что при этом возникает переживание особой близости с цветком, переживание нашего обогащения, превышающего уровень впечатлений. Дело в том, что мы неосознанно вернули себе резонаторы, построенные в связи с цветком. Ключевым моментом здесь явилось дыхание.

Техника тольтеков, направленная на возврат истраченных волокон тела внимания, и использует совместное действие возобновления былого переживания и специального дыхания, называемого дыханием сталкера. Утверждается, что во время вдоха воин собирает свои волокна, истраченные на переживание ситуации, при выдохе же он избавляется от чужих волокон, прилипших к нему в ходе той же ситуации.

Наибольшей эффективностью в смысле возобновления запаса волокон обладает, конечно, возврат эмоциональных впечатлений. Этой цели посвящена процедура глобального просмотра своей жизни, которую предпринимает воин-сталкер. Для этого он вначале составляет список всех существенных событий своей жизни, что само по себе является прекрасным упражнением на концентрацию. Далее, он поочередно сосредотачивается на каждом событии с тем, чтобы возобновить не только информационную сторону его, но и визуальную и эмоциональную. После этого он дыханием сталкера возвращает себе свои волокна.

Эмоции являются основными поглотителями волокон, поэтому наставники часто возбуждают какие-либо эмоции у учеников прежде, чем перевести их в состояние повышенного сознания. Эмоция, переживаемая в настоящий момент, выступает как аккумулятор запаса волокон тела внимания. Этот запас и использует наставник. Например, дон Хенаро целенаправленно повергал Карлоса в ужас, в восхищение, в отвращение и т.д., и сразу вслед за этим Карлос оказывался в новой магической ситуации.

Возврат волокон , связанных с эмоциями, дает возможность воину-сталкеру сохранить неизменными свежесть реакции на происходящее, легкость в контактах с людьми, способность к бесконечным импровизациям в поступках. Все это разительно отличается от поведения обычного человека, который оставляет за собой след волокон тела внимания и как бы постепенно разматывается, словно клубок. К старости его эмоциональная сфера истощается, интерес к жизни притупляется и исчезает широта кругозора. Сталкер же движется подобно гусеничной машине. Он знает, что его эмоциональные траты никому в прошлом не нужны, он умеет возвратить все истраченные эмоции, возобновить запас волокон, поэтому он реагирует всегда очень свежо, сильно, непосредственно и искренне.

Здесь мы имеем пример того, как можно действовать эффективно, но без привязанности. Непривязанность ни в коем случае не означает мрачности, неодобрения, сугубого аскетизма. Эти последние- знаки той же привязанности, но имеющие отрицательный заряд.

Для эффективного просмотра искателю необходимо предварительно освоить концентрацию вплоть до возникновения.эмоциональных разрядов, о чем говорилось в главе 10, а также мягкое, нежное дыхание, которое становится доступным только в результате практики пранаямы.

При пересмотре своей жизни, искатель довольно быстро убеждается, что в воспоминаниях о себе руководствовался набором привычных клише. Это еще одно из проявлений работы референтной системы, когда мы опираемся в оценках не на весь опыт, а только на избранные его разделы. Дон Хуан говорил, что между нами и миром стоит описание мира. Мы не столько воспринимаем мир, сколько сравниваем его с имеющимся описанием, а уж затем допускаем его в наше сознание. Таким образом, наше восприятие скорее похоже на воспоминание, чем на непосредственную реакцию. Мы всегда отстаем на один шаг от мира, как говорил дон Хенаро.

Пересмотр помогает осознать это наше отставание от реальности. Ученик натыкается на целый слой самоописаний, которые уютно укутывают его сознание, не давая возможности открыто встречать изменения в мире. Для обычного человека этот слой выступает как благословение, так как позволяет всю жизнь прожить в приятной иллюзии на свой счет и на счет своих близких. Это существенный компонент житейского счастья. Если хотите его сохранить, ни в коем случае не нарушайте иллюзий. Описание мира играет таким образом роль щита, ограждающего человека от истинного и не очень умиротворяющего лика мира.

При всей полезности защитного слоя описания мира, это и есть то самое образование, которое не дает воину-сновидцу возможности точного наведения при настройке сновидений. Вместо того, чтобы обратиться во сне к избранным обстоятельствам, он вынужден сталкиваться с миром, порожденным промежуточным описанием. При всей возможной привлекательности этого промежуточного мира, он все же не та цель, ради которой стоило тратить столько усилий.

О степени автоматизма в срабатывании промежуточного описания при восприятии мира может свидетельствовать простой опыт. Попробуйте не читать текст, просматривая его строка за строкой. Если текст написан незнакомым шрифтом на незнакомом языке, то это упражнение не вызывает затруднений, но если текст на русском… Вот и поучитесь отключать по желанию воспринятое ранее описание графических символов. А ведь это не в пример легче, чем отрешиться от описания мира, т.к. нас учили ему с колыбели, а не только в школе. Но нет другого способа чему-либо научиться в садхане, как предпринимать все новые и новые попытки.

Предвзятость при пересмотре — это следствие привязанности к описанию мира и себя в этом мире. Преодолеть предвзятость помогает стремление к сознательным поступкам в повседневной жизни. Г.Гурджиев /24/ говорил, что когда человек решает работать над собой, он должен изменить характер самонаблюдения. На первом этапе достаточно просто свидетельствовать, регистрировать работу своих психических и поведенческих механизмов. На втором этапе нужно увидеть себя целиком, так, как другие видят нас. Полезно делать мысленные фотографии себя в самые решительные и неожиданные моменты.

В результате практики саморегистрации, вы вместо привычного себя увидите совершенно другого человека. Этот человек не помнит своих решений и обещаний, даже данных самому себе. Его поведение больше всего похоже на поведение машины или марионетки, которая управляется смесью внутренних физиологических и внешних социальных команд. Причина этого лежит в отождествлении себя с сиюминутными ситуациями и увлечениями. Отождествляясь с мелочами, человек забывает главное. Но даже пребывая в таком отождествлении, человек переживает не столько восприятие внешнего мира, сколько витает мыслями в туманных областях промежуточного описания. В целом он спит, а не бодрствует.

Чтобы освободить себя от пут такого сонного отождествления, человек должен, быть настороже с самим собой и быть безжалостным к самому себе. Ф.Меррелл-Вольф /З/ полагает, что путы сонливости, которые он называет сомнамбулизмом, представляют собой главное препятствие и опасность на пути совершенствования человека и человечества. Даже зло и боль не так страшны, как сомнамбулизм, который приобрел поголовный характер. Хорошим противоядием от него Ф.Меррелл-Вольф считает сильный интеллект и неприятную работу, которую необходимо обязательно выполнить. Г.Гурджиев полагал, что человек никогда по-настоящему не может увидеть себя и проснуться без посторонней помощи. Главнейшая задача учителя и заключается в изобретении для учеников все новых будильников, так как к старым они быстро привыкают. Под будильниками понимается психофизические техники и жизненные ситуации, в которые ученик попадает под влиянием учителя. Итак, нужен внимательный внешний наблюдатель. Г.Гурджиев подчеркивал, что он должен быть бдительным и неумолимым.

Новые видящие — продолжатели традиции тольтеков — сформулировали положения искусства выслеживания. Цель этого искусства — защитить видящего от опасности, исходящей со стороны враждебного окружения. Одновременно оно направлено на развитие второго кольца силы, поэтому его не следует воспринимать в узком смысле, как набор правил поведения, позволяющих просто перехитрить наивных обывателей. Ясное осознание природы своих поступков — это одна из главнейших предпосылок успешного пересмотра своей жизни. Новые видящие установили, что никто не проявляет такой бдительности и изобретательности в отношении неприятной работы, как мелочный тиран с неограниченными полномочиями. В этой традиции ученик, после некоторой подготовки, входит во взаимодействие с мелочным тираном. Подготовка нужна, так как без нее человек играет роль не более, чем жертвы, а должен выступать как воин. Результатом правильного взаимодействия с тираном является магическая воля, которая просыпается в ученике.

О том, как это происходит, можно получить некоторое представление подробно изучив процесс пересмотра. Имея список событий своей жизни, как канву для работы, сталкер погружается в уединенном месте в последовательное созерцание перечисленных событий. Со временем его навыки так усовершенствуются, что он будет в состоянии оживлять их в своем сознании, включая ощущение собственного в них участия. В результате, реализуется процесс, не отличающийся по существу от сновидений. Разница в том, что сновидец испытывает самые причудливые ощущения и впечатления, привыкает к самым неожиданным ролям в своих сновидениях, хотя и стремится сблизить их сюжет с повседневной реальностью. Сталкер, с другой стороны, всегда имеет дело с собственным опытом. Его работа направлена на то, чтобы преодолеть разрыв между описанием мира и самим миром для организации своего поведения, научиться пользоваться именно самим миром. Добиваясь полноценного переживания прошлого, сталкер исподволь формирует второе кольцо силы, погружая его все глубже в ткань повседневности. Как уже говорилось ранее, каждое кольцо силы воспринимается нами как проявление нашего я. По-настоящему оно, конечно, не является нашим я, поэтому лучше говорить, что каждое кольцо силы — это опора для нашего я, и выступает как личность.

Если сновидец довольно быстро начинает ощущать зазор между своим я и каждым конкретным сновидческим воплощением, а затем и между своей повседневной личностью и я, то для сталкера это более трудная задача. Ведь он в любом случае, будь то момент настоящего или момент прошлого, ощущает себя неизменным. Как же ему почувствовать зазор между своим я и конкретным воплощением?

Эту проблему Г.Гурджиев формулировал так, что человек должен отделить осознание я для себя и я для других. Этот внешний человек навязывает внутреннему желания, вкусы, симпатии, антипатии, мысли и мнения. При всей чуждости всего внешнего, внутреннее я находится в положении раба. У него нет никакой собственной воли. Но нужно научиться именно внешнее заставить делать то, что требуется внутреннему. Из господина внешнее я должно стать слугой.

Одним из способов заставить внешнее я отказаться от узурпированной роли господина и является противопоставление его мелочному тирану. Предполагается, что к этому моменту ученик уже сформировал второе кольцо силы, но оно еще не осознано, хотя и может быть дополнительной опорой для. я. В ситуации, когда привычное первое кольцо силы подвержено неумолимому давлению и искажению мелочным тираном, я осознает, наконец, что оно не имеет обязательной связи и зависимости от внешней личности.

Осознание владения сразу двумя кольцами силы открывает возможность для воина-сталкера активно влиять на свое непосредственное окружение. Подчеркнем, что сновидец, осознав соответствующую вещь, склонен действовать новым, вторым кольцом силы, а сталкер вынужден действовать старым, т.е. первым кольцом. Поэтому сталкеры и именуются воинами первого внимания, а сновидцы — воинами второго.

Поначалу обладание вторым кольцом силы, или личной силой, проявляется не намеренно и безлично. Дон Хуан говорил, что личная сила похожа на то, что тебе везет, а отсутствие ее проявляется как череда неудач и даже несчастий. Таким образом, вначале удается уловить только знак, положительный или отрицательный, влияния личной силы на жизнь воина. По мере оттачивания мастерства она проявляется все более целенаправленно. Видящий говорит, что появилась воля и что точка сборки пришла в движение. Напомним, что точка сборки — это точка встречи всех волокон тела внимания. Когда, человек распоряжается только одним кольцом силы, оно буквально вцепляется в те линии мира, которые он унаследовал от родителей и воспитателей. Возникает фиксированное положение точки сборки. Причина фиксации заключается в привязанности к объектам внешнего мира. Ореол не задействованных волокон тела внимания находится в непрестанном движении, неупорядоченно обследуя ближайшие окрестности первого кольца силы. Можно сказать, что первое кольцо захватило собой многие свободные волокна. Когда формируется второе кольцо, оно может входить в контакт с линиями мира, весьма удаленными от тех, которые служат опорой для первого кольца. Получается, что в целом, точка сборки перемещается на фоне линий мира, хотя первое кольцо и остается неподвижным. Настоящая сила и свобода приходит, когда воин научается действовать и первым кольцом, перестраивая его. Сновидец может осуществить весьма грубые операции с первым кольцом, а именно, разомкнуть его, чтобы проснуться в сновидческой позиции. Этого может быть достаточно для целей одного индивида, но совершенно недостаточно для коллективного продвижения.

Сталкер исподволь научается самым тонким операциям с первым кольцом силы. Дон Хуан говорил, что сталкер должен составить список своих привычек и начать их постепенно менять. Первым под эту операцию попадают те привычки, которые не имеют жизненно важного значения. Постепенно дело доходит до всего распорядка жизни. Этим достигается освобождение первого кольца силы от сугубой консервативности. Оно приучается вступать в контакт с новыми линиями мира, т.е. точка сборки начинает двигаться.

Работа по преодолению стереотипов в поведении, преодолению своих привычек, не так легка, как это может показаться на первый взгляд. Весь комплекс консервативных наклонностей первого кольца силы дон Хуан назвал важностью самого себя. Сюда включается и себялюбие, и эгоистичность, и обидчивость, и любовь поговорить о себе, и стремление избежать ответственности и еще многое другое. В целом, важность самого себя делает самого человека малоподвижным, негибким, тяжелым. Теперь видно, что все эти эпитеты имеют не иносказательный смысл, а самый что ни на есть прямой. Ведь речь идет о возможности для человека приобрести свободу в духовном смысле, а все упирается в трудности по перестройке первого кольца силы. Учитель тратит годы, помогая ученику вымести, очистить его остров тональ от мусора. Под мусором понимается прежде всего неадекватные эмоциональные реакции, будь то положительные, как любовь вкусно поесть, или отрицательные, как нелюбовь подвергаться критике. Понятно, что нет смысла ожидать большого эффекта от высвобождения своих волокон при пересмотре прошлого, если в настоящем без конца впутываться в войлок перекрестных эмоциональных связей со своим окружением. Как говорил дон Хуан, легкий, чистый остров тональ позволяет человеку в какой-то момент улизнуть с него.

Изменение привычек, стремление думать по-новому, встречают большие трудности из-за инерции человеческого сознания. У важности самого себя несколько основных точек опоры: интеллектуальная, эмоциональная, двигательная, т.е. ею захвачены резонаторы всех размерностей. Человек не может долго контролировать сразу три аспекта, поэтому незаметно для себя скатывается в наезженную колею. О необходимости здесь внешнего присмотра уже говорилось. Но многое может сделать и сам человек.

Г.Гурджиев /24/ отмечал, что самым автоматичным, и самым ненадежным в работе является двигательный центр. «Тело, которое лениво, автоматично, полно глупых привычек, останавливает любую работу.»

«…Человек не может изменить форму своего мышления или чувствования, пока он не изменил репертуара своих поз и движений…»

«.. .Это иллюзия, что наши позы произвольны, они автоматичны. Каждая эпоха, каждая страна, каждая профессия имеют свои излюбленные наборы поз, причем весьма, ограниченные. С автоматическими движениями сцеплены автоматические же мысли и чувства.»

Для расширения и изменения репертуара поз Гурджиев практиковал с учениками упражнение «Стоп». Оно заключается в том, что по сигналу ученик должен замереть в том состоянии, в каком его застали, включая направление взгляда и мысли, и созерцать свое тело изнутри. Это упражнение дает опыт новых поз, так как мы никогда не задерживаемся в промежуточных позициях при движении. В результате открывается новый путь для потока мысли. Сигнал «Стоп!» может подавать только кто-то со стороны, так как к собственной команде ученик будет подсознательно приготавливаться, чем сведет на нет весь эффект.

К упражнению «Стоп» весьма близка техника Тай-чи-чуань. В ней все движения выполняются непривычно медленно, тем самым увеличивается вес промежуточных позиций. Кроме того, она сразу предлагает большой набор непривычных движений. Тай-чи-чуань воплощает в себе квинтэссенцию восточных боевых искусств. Они, как известно, не являются простыми видами спорта, а выступают в качестве самостоятельного пути духовного совершенствования. Из всего, что уже было сказано о роли концентрации, видно, что она содержат многие, если не все, компоненты необходимые для развития второго кольца силы. Одновременно там приучают ученика к чувству непривязанности к результатам схватки. Важно не победить во что бы то ни стало, а совершить совместный ритуал боя. Победа придет как раз к тому, чья непривязанность окажется сильнее. Особенно сильна апелляция к внутреннему я. На это ориентирована сама ситуация единоборства. В результате достигается эффект, когда физическое тело, наконец, становится послушным слугой внутреннего я которое вносит в жизнь свои новые могучие ресурсы.

Для широкого манипулирования своим первым кольцом силы человеку необходима опора для чувства я. Эту дополнительную опору и предоставляет второе кольцо силы. Победа над мелочным тираном — это первый запланированный выход на поверхность уже воспитанной воли. Далее становятся доступными гораздо более тонкие операции. Оказывается, можно полностью перестроить свое физическое тело, исцелить его. Обычные методы самовнушения близки по направленности к работе сталкера над собой, но эффект не столь фундаментален и скоропреходящ по той причине, что степень концентрации в аутотренинге слишком мала для воспитания сильного второго кольца. В результате, нет надежной дополнительной опоры для я и доступны только микроизменения в состоянии тела. При сближении двух колец силы, которого добивается сновидец, он также получает возможность влиять на свое тело, причем не меньшую, чем сталкер.

Выигрышным моментом в искусстве сталкера, по сравнению с искусством сновидения в плане регулирования условий своей жизни, является то, что сталкер изначально формирует второе кольцо силы на своих собственных линиях мира. Поэтому второе кольцо легко доступно для него, обращение к нему происходит по известным каналам, по тем самым, которыми всегда пользуется наше тело внимания для распознавания внешних раздражителей.

Сновидец, с другой стороны, замыкает свое второе кольцо силы совершенно на других линиях мира, чем те, которые используются первым кольцом. Поэтому днем его связь со вторым кольцом весьма ослаблена. Собственно, даже вспомнить о сновидении днем бывает трудно.

Тогда сновидец вынужден прибегнуть к варианту искусства выслеживания. Одну из его версий предложил Шри Ауробиндо. Эта техника проста, как все в йоге. Нужно, проснувшись, не шевелиться, сохраняя внутреннюю тишину. Созерцать глубокое море сна. Тогда вдруг промелькнет обрывок впечатления о сновидении. Не гонитесь за ним, а как бы мягко выманите его на поверхность сознания. Ухватите за кончик нити, легонько тяните ее к себе. Тогда вдруг вы заново переживете какие-то сны, о которых даже не подозревали, что они у вас были. Это как раз те сны, когда у вас был очень высокий уровень сознания. Их материал может стимулировать переосмысление всей человеческой жизни.

Вообще дон Хуан отмечал, что каждый ученик должен практиковать оба искусства, и сновидение, и выслеживание. Это помогает поддерживать баланс в установках ученика. Без искусства сталкера сновидец постепенно становиться мрачным и замкнутым. Без искусства сновидения сталкер легко может потерять дальнюю перспективу работы, забыть об исследовании миров и увлечься управлением людьми.