AAAAAAИндивидуальный тональ человека, оформляется постепенно и представляет собой систему упорядочения моря восприятии. Для его организации необходимо выработать достаточное количество цепочек осознания самых разных объектов и ситуаций. Собственно тоналем можно назвать именно способность организации взаимных соответствий , что достигается через установление коммутации различных цепочек осознания между собой по горизонтали. Конкретное наполнение этих связей определяется культурной традицией.

Воспитание, как известно, строится на основе системы поощрений и наказаний. В этом методе учитывается один из самых эффективных механизмов организации поведения -условные рефлексы. Как они вырабатываются, хорошо известно. Если сознание отмечает, что после некоего раздражителя следует существенное для него событие, то при новом появлении этого раздражителя организм приготавливается встретить и то, что за ним последует.

Условный рефлекс выглядит иногда как способность организма предвидеть развитие событий. Но на самом деле это не предвидение, а проявление памяти. После того, как раздражитель отождествлен, прочитывается и вся история событий, которые имели место в прошлом после появления раздражителя. Там подробно записано, какие реакции организма были наиболее успешными. Эти реакции и воспроизводятся в настоящий момент.

Здесь требуется важное уточнение. Если бы поиск аналогов производился по всей глубине истории существа, то это был бы очень медленный процесс. Наряду с успехами пришлось бы перебрать массу случаев поражений и нейтральных исходов. Для увеличения эффективности поведения достаточно наладить еще один слой горизонтальной коммутации, а именно, прямую связь каждого класса раздражителей с образцами самого успешного поведения. Эту систему уместно назвать референтной. Она является одним из компонентов тоналя.

Каким же образом происходит подбор кандидатов на представительство в референтной системе? Уже говорилось, что рецепторы генерируют импульсы тем чаще, чем быстрее меняется внешняя обстановка. За такими переменами обычно и скрываются существенные события. Т.к. каждый раздражитель воздействует на огромную массу рецепторов и любой из них ведет поиск в прошлом, то будет выбран не тот аналог, который дал максимум импульсов у какого-то рецептора, а тот, который реализовал максимум импульсов во всей совокупности рецепторов сразу.

Поэтому понятно, почему для выработки условных рефлексов приходится применять метод многих повторений. Дело в том, что ни условный раздражитель, ни подкрепление не являются столь уж значимыми для организма. Чтобы им набрать заметную массу импульсов, и приходится проигрывать ситуацию многократно. Тогда эта связка событий может занять место в референтной системе.

Интересно также отметить, что прогнозирование поведения на основе условных рефлексов организовано вероятностным образом /И.М.Фейнберг, Видеть-предвидеть-действовать http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?blang=ru&id=30787&lang=Ru&page=Book/. Понять эту способность сознания можно, если допустить, что в зоне внимания при поиске аналогов оказываются не только те объекты и обстоятельства, которые дают максимум сгущения импульсов, но и вторые и третьи по величине.

Иными словами, сознание может проводить ранжирование объектов по массе вызываемых ими импульсов. При взвешивании массы импульсов возникает впечатление степени вероятности данного происшествия. Благодаря такой организации поведения организм может достаточно гибко подстраиваться к изменениям внешней среды обитания, т.к. падение прежних ориентиров не вызовет полной потери способности действовать.

Как отмечается в /И.М.Фейнберг, Видеть-предвидеть-действовать http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?blang=ru&id=30787&lang=Ru&page=Book /, нарушение вероятностного прогнозирования часто является одним из симптомов шизофрении. Это выражается в частности тем, что человек использует слова, не сообразуясь с вероятностью их употребления в обыденной речи, перегружая свой лексикон редкими и специальными синонимами. Создается впечатление, что он потерял способность ранжировать впечатления, а выбирает первое попавшееся из массы всего возможного в данной ситуации, т.е. в его референтной системе представлены аналоги без учета их значимости.

Подводя итоги, можно сказать, что даже если предположить, что во внешнем мире не существует никакой упорядоченности, а присутствуют лишь элементы Множества Произвольных Состояний в виде россыпи ориентированных вдоль оси времени мировых линий, то и тогда в нашем сознании вполне могла бы реализоваться стройная картина. Для ее возникновения достаточно осуществить нужную коммутацию линий мира посредством волокон тела внимания.

При этом удаленность мировых линий от точки сборки не имеет никакого значения, т.к. волокна движутся вне времени и пространства, вернее, впечатление в сознании представлено непосредственно, независимо от расстояния. Способность создавать сети коммутаций присуща телу внимания изначально, а конкретный вид возникшего мира зависит от соотношения устойчивых и неустойчивых процессов во внешней среде.

Подтверждением этому могут в какой-то степени служить известные опыты, когда людям надолго надевали сильно искажающие очки. Через пару недель искажение переставало сказываться на облике мира, который восстанавливался в сознании в прежнем виде. После снятия очков хаос вновь на время возникал, на темпы его исчезновения плодотворно влияла активная деятельность.

Теперь ясно, почему дон Хуан говорил, что тональ является создателем мира, не создав на самой деле ничего.

Процесс вариаций и отбора наиболее долгоживущих коммутаций постепенно приведет к появлению очень устойчивой картины мира. Его формирование может занять время жизни многих поколений. При применении отбора из поколения в поколение, будь то через воспитание или посредством механизмов наследственности, филигранность картины мира будет постепенно возрастать.

Очень важно понять, что представление о своем собственном теле является такой же принадлежностью картины внешнего мира, как горный пейзаж. Постепенно референтная система, или описание мира, как называют ее тольтеки, достигнет такой полноты, что будет давать убедительное впечатление того, что человек окружен замкнутым миром. В этой ситуации самое естественное дело — поверить собственным глазам и решить, что видимое и ощутимое тело — это последняя инстанция, самый фундаментальный носитель личности и сознания.

Ну а что же с телом внимания? Видящие утверждают, что его волокна у обычного человека образуют целостную замкнутую систему, которую они называют первым кольцом силы. Можно представить ее в виде сгущения волокон, причем настоящий центр тела внимания — точка сборки — находится в стороне от этого сгущения. Она располагается даже снаружи физического тела.

Итак, на нынешней стадии эволюции центр самоотождествления человека занял периферическую позицию относительно центра тела внимания. Это явилось результатом привязанности к объектам внешнего мира. Не удивительно, что от нас из-за ошибочного самоотождествления оказалась скрыта перспектива дальнейшего роста самосознания.

Если мы и дальше будем отождествлять себя с трехмерным физическим телом, то мы никогда не вырвемся из ловушки трехмерного пространства. Тело внимания гораздо ближе к самой сути нашего Я, чем любой другой известный орган, поэтому духовная дисциплина и направлена на ослабление привязанности к физическому телу и на развитие самоотождествления с более фундаментальной структурой.

 

Леонид Иванов