У Кастанеды важная для нас философия начинается с 6-й и 7-й книг. Там вы уже не найдете ни следа галлюциногенов и нижнего астрала. Всё, что было до того, это учение Древних видящих, которое давалось в обычном сознании, чтобы привлечь ученика, но при этом и не раскрыть главного — учения Новых видящих. Главное давалось на так называемой «левой стороне сознания». Такова была защита от инквизиции. Истинного учения ученик не разболтал бы и под пытками.

Но настоящей ценности этих знаний невозможно понять, не владея гностической философией. С другой стороны, благодаря стереоскопическому эффекту, и в Гнозисе многое проясняется, когда узнаешь о:

— светящемся коконе (аналоге дыхательного поля),
— о точке сборки, считывающей и воспроизводящей Хроники Липики,
— о нарождающемся энергетическом теле (аналоге восстановленного ядра микрокосмоса),
— о первом внимании (сознании земного человека),
— о втором внимании (сознании Новой Души),
— о третьем внимании (сознании Одухотворенной Души),
— о безупречности воина на пути знания (аналоге Новой жизненной позиции).

Там еще много чего полезного имеется. Это отчетливо гностическое учение. И поразительно, насколько быстро началось его природное перерождение! Фанаты Кастанеды выбросили многое из учения Новых видящих и занялись Древними — мрачными и насильственными шаманами (практика Тенсегрити). И еще строят шашни с астральными существами (так можно выразиться?), от чего их заклинал Дон Хуан.

Учение тольтеков здесь представлено достаточно полно, поскольку оно гностично в высшей степени. Но ведущую роль здесь играет всё же философия Розенкрейцеров – ученых, рыцарей и магов одновременно. Только у них можно найти убедительное изложение Целей духовного Поиска.

Кастанеда открыл новый период в понимании задач духовного развития. Но только пещерный житель станет утверждать, что он был первым и единственным в этой области.
Фактически, уникальными и важнейшими вещами, которые переданы нам в виде философии тольтеков, являются:

— представления о Точке Сборки,
— представления о втором кольце силы,
— представление о первом, втором и третьем внимании.
— методика перепросмотра, включающая эмоциональное вживание, дыхание и управление волокнами.

Но даже эти вещи (кроме Точки Сборки) в виде разрозненных фрагментов присутствуют и в других традициях.
Некоторые важнейшие понятия в философии тольтеков отсутствуют. Для пополнения этих недостатков приходится обращаться к другим традициям. В основном, к восточным. Но идея трех вниманий была еще у Гермеса Трисмегиста.

У Кастанеды есть довольно много сведений об устройстве микрокосмоса, хотя это понятие тольтекам не было известно. Уникальны их открытия того, что кокон состоит из миллионов двумерных слоев (как луковица) и миллиардов одномерных волокон. И всё это вибрирует. (Это вместо западных представлений о семислойной ауре, которые никуда не ведут!).

Второй шедевр — Точка сборки и подробное описание ее работы.
Далее, по словам Дона Хуана, точка сборки взаимодействует с «эманациями в великом» и переносит информацию с них на эманации внутрь кокона! И уже на этом основании строит картину мира внутри кокона.
Эти «эманации в великом» (названные «внешними удлинениями собственных эманаций кокона»), плюс Орел, который тоже снаружи кокона, всё это куски микрокосмоса, но не все куски.
Необходимые дополнения нашлись в традиции Розенкрейцеров. Не буду их здесь перечислять.

Как уже написал разбираться с устройством микро- и Макрокосмоса без строения светящегося кокона и без точки сборки было не прорваться. Но зато потом и Гнозис многое прояснил у тольтеков, где у них темные пятна в понимании. Например, им совершенно не ясны источники эфирной энергии, которую они называют «накатывающей силой», а еще они не знают о перевоплощениях. И идеал свободы у них звучит отрицательно, как у буддистов. Это свобода «от», а не свобода «для», как у гностиков.

Первые пять книг Кастанеды описывают его обучение на правой стороне сознания, которое он хорошо помнил.
В „Искусстве сновидения“ добавлены факты из обучения на левой стороне, о которых он прочно забывал, возвращаясь в обычное состояние. Причем, это обучение начинается с первой минуты знакомства ученика с нагвалем.
Это же и был основной педагогический прием обучения — два разорванных компонента, которые ученик позже должен сам соединить.
Не удивительно, что позже, вспомнив левостороннее обучение, Кастанеда описал массу событий, которые раньше для него как бы не существовали.
Таких мест можно в ранних книгах найти множество! Например, первая встреча на автобусной станции и как Кастанеда вдруг замолк. Он же забыл, что был переведен на левую сторону и ему было сообщено Правило Орла и он согласился быть новым нагвалем.
Именно наличие таких мест в книгах доказывает, что это правдивое описание! Никакой гениальный автор не смог бы заложить заранее, за много лет вперед, какие-то «бомбы» в свои тексты. Обязательно бы проговорился. И, работая над первой парой книг, Кастанеда никак не мог рассчитывать, что станет популярнейшим автором и вот тогда его «бомбы» сработают! Знай он что-то существенное, обязательно бы написал в тот момент!

«Все пути ведут в никуда» — это, как и все восторги Кастанедой, содержится в учении для первого внимания, которое давалось Доном Хуаном, только чтобы как-то заинтересовать учеников.
А вот на левой стороне сознания партия воинов четко знала цель своего пути — Свободу.
Розенкрейцеры дополняют эту цель и учат о Преображении.
Если не стремиться к этим целям, то всё остальное будет бессмысленным кружением на месте. Тогда уж точно «никуда».

С точки зрения Гнозиса нам нужно из этого мира уйти и вернуться к себе, в свой мир.
Благодаря Кастанеде стало ясно, что этот возврат может осуществить только наш дубль, когда он переходит из второго внимания в третье.
С этой точки зрения судьба физического тела никак не меняется по сравнению с обычной — оно обречено умереть! Но мы и не являемся этим физическим телом! Оно — наше ездовое животное, не более того.
Кто думает иначе — тот демонстрирует ту самую омраченность разума, о которой столько говорили йоги.
Поэтому смерть Кастанеды никак не умаляет ценных зерен, что содержатся в их книгах.

Итак, Дон Хуан в книгах Кастанеды показан в двух позициях:

— учитель на правой стороне сознания,
— учитель на левой стороне сознания.

Для нас важно то, чему он учил на левой стороне! Если возникает противоречие с учением на правой стороне, то мы выбираем первый вариант. ДХ сам объяснил, что на правой стороне дается учение Древних видящих. Это весьма правдоподобная версия магии. О ней можно рассказывать всем.
А на левой стороне дается учение Новых видящих, которое должно сохраняться в тайне даже под пытками.

Никто не спорит, что Кастанеда открыл новый период в понимании задач духовного развития. Но только пещерный житель станет утверждать, что он был первым и единственным в этой области.

Фактически, уникальными и важнейшими вещами, которые переданы нам в виде философии тольтеков, являются:

— представления о Точке Сборки,
— представления о втором кольце силы,
— представление о первом, втором и третьем внимании,
— методика перепросмотра, включающая эмоциональное вживание, дыхание и управление волокнами.

Но даже эти вещи (кроме Точки Сборки) в виде разрозненных фрагментов присутствуют и в других традициях.

Некоторые важнейшие понятия в философии тольтеков отсутствуют. Для пополнения этих недостатков приходится обращаться к другим традициям. В основном, к восточным. Но идея трех вниманий была еще у Гермеса Трисмегиста.

Главное, чего для нас нет в учении тольтеков, это доступного Дона Хуана.

В Концепции сформулировано предупреждение о том, что все, что мы узнали от Кастанеды относительно пересмотра, сообщалось ученикам в первом внимании. А это значит, что такая информация имеет только предварительный характер. Все важное им говорилось на левой стороне сознания. Это делается для того, чтобы ученик не смог разболтать ничего важного и опасного для партии воинов даже под пытками. Ведь и инквизиция еще жива, только иначе называется! А что говорить о спецслужбах?

Так вот, в первом внимании мы узнали, что ученик должен на вдохе вернуть себе свои волокна, которые задействованы в пересматриваемой сцене. А на выдохе выбросить из своей системы чужие волокна, которые туда попали в ходе той же сцены.

Таким образом, встает вопрос, какие волокна свои, а какие чужие. В зависимости от ответа, который каждый из нас вынужден искать сам, мы будем своим дыханием что-то втягивать, а что-то удалять из своего тонкоматериального окружения.

Пока мы знакомы только с точкой зрения древних видящих (а она и сообщается в первом внимании), мы представляем себе себя и свою ауру, а также партнера по сцене и его ауру. В огромном количестве книг по ясновидению вам описывают, как в процессе эмоционального взаимодействия тонкое вещество вашей ауры протягивается и входит в ауру партнера. А его вещество делает то же самое с вами. Поэтому самое естественное – это втянуть свое вещество в свою ауру, а чужое вещество выкинуть в сторону партнера.

Первые две книги К.К. производят весьма неприятное впечатление. Третья после них — просто глоток чистого кислорода. НО!

Но после прочтения третьей и четвертой книг (очередность в порядке издания, ее можно посмотреть в списке литературы в Концепции Ле Мара) было очень интересно перечитать первые, так как в них уже были заметны «провалы» в описании событий, допущенные КК. Особенно это стало интересно (перечитывать всё), после шестой книги, где мы узнали об обучении на левой стороне сознания. Тут уж поиски тех моментов, когда происходил удар нагваля, а ранний КК их не осознавал, стали просто захватывающим приключением.

Одно это — наличие «провалов», которые осознаются автором через много лет, а потом видны читателям в старых книгах, одно это подтверждает, что тексты КК не выдумка! Никакой автор не смог бы на протяжении стольких лет запланировать ложное повествование и раскрывать его «секреты» так медленно. Он бы просто проболтался! Это значит, что «секреты» были подлинными, и автор о них заранее не догадывался.

Кстати, такое въедливое изучение каждой новой книги КК было вызвано тем, что мы всё ожидали, когда же он опишет искусство выслеживания в варианте для левой стороны, то есть, подлинное. Но его так и не появилось! В отличие от искусства сновидения. Это значит, что истинное выслеживание слишком сильное оружие, чтобы о нем болтать.

Кастанеда описал, какие «издевательские» поручения от ДХ он выполнял, типа, красиво выложить поленницу дров, а потом ее разобрать и т.п. Это упражнения на непривязанность к результатам работы. Работа делается не потому, что за нее похвалят, а потому, что так нужно сделать (сложить, а потом разобрать!). Это аналог карма-йоги в Индии. Только так можно воспитать воина, который вернется сюда даже из нирваны. А ведь там застревает более 90% достигших ее! Тем более это нужно новому нагвалю. Ведь он может уйти в свободу сам, без партии. А он ведет всех!

Леонид Иванов