Первые три Сефиры на картине Принцессы Вюртембергской, рассмотренные с позиции «Концепции многомерного человека» Ле Мара.
На картине Принцессы Вюртембергской в передней части купола храма можно видеть Святую Троицу: Бога Отца, Бога Духа Святого и Бога Сына.
Троице соответствуют три Сефиры: Кетер, Хокма, Бина.
Они имеют геометрическую интерпретацию и входят в состав любого Макрокосмоса.. А именно: Сефира Кетер — это нульмерная точка, Хокма — вибрирующая одномерная линия, замкнутая в кольцо, Бина — двумерная замкнутая поверхность, принимающая вибрации Хокмы
Процесс творения начинается с того, что Скрытый Безграничный Абсолют (АЙН СОФ) возвращается от периферии к центру и устанавливает сияющую точку, которая есть первая манифестация Единого. Она символизируется Сефирой Кетер (Короной).
Поскольку из всех форм именно у точки оказывается самое большое дополнение до Абсолюта, практически весь Абсолют, понятно, почему таким почтением окружена первая Сефира Кетер. Она называется непостижимой неуловимой высотой. Ее считают не полностью проявленной. Это — скрытое существование, находящееся на расстоянии одного шага от не-существования. Кетер является первым видом активности проявления, движением. Это состояние чистого становления.
Все, что только ни может происходить с точкой, определяется всем безграничным Абсолютом, в который она погружена. Она словно пушинка на ветру божественной произвольности. Таким образом, сущностью точки является весь Абсолют. По аналогии можно сказать, что сущностью любой формы является ее дополнение до Абсолюта.
Для перехода от движущейся точки к непрерывной кривой необходим качественный скачок. Он совершается во второй Сефире Хокма, называемой Зодиаком, то есть кругом. “Процессы творения продвинулись вперед. Из первичного Яйца (из точки) развился Змий, вцепившийся затем в свой хвост” Дион Форчун, Мистическая Каббала, Киев, София, 2004 http://www.klex.ru/2fd
Здесь необходимо отметить присутствие четырех новых качеств:
Во-первых, реализовалось одномерное пространство, имеющее вид непрерывной линии. Обратим внимание, что, в полном соответствии с индийскими представлениями, при сотворении этого нового одномерного мира его пространство с самого начала заполнено светом (оно и есть светящийся след сияющей точки), то есть прежде всего формируется махат, благодаря которому эта форма обретает возможность зеркального отражения сознания Творческой Проекции.
Во-вторых, это пространство должно быть “населено” движущимися одномерными объектами, не исключено, что “суперструнами” с фундаментальной длиной 10-33 см (см. Приложение C). Только тогда оно со стороны сможет выглядеть чем-то вроде материальной нити, ибо пустое пространство не наблюдаемо.
В-третьих, это пространство замкнуто на себя, образуя контур, а тем самым уже “намекая” на возможность двумерной поверхности, на этот контур натянутой. О размерах таких контуров пока ничего определенного сказать нельзя.
В-четвертых, при формировании тел одномерного “населения” сказывается роль гуны Тамас, а при их движении — гуны Раджас. Так осуществляется взаимодействие всех трех гун. Саттва строит пространство, в котором могут существовать некие “жители”, как бы прокладывает для них коридор. А те, в свою очередь, двигаясь по коридору, давят на его стенки, что может привести к деформации пространства.
Здесь не случайно употребляется слово “пространство” а не просто “кривая”. Дело в том, что уже нульмерные точки Кетер являют собой обособленные нульмерные пространства, ибо вне их нет ничего, кроме Великой Пустоты Абсолюта. Нет в том числе ни облегающего пространства, ни времени. Если мы говорим о каком-то движении, то только как бы становясь на “точку зрения” Творческой Проекции. Поэтому применение образа движущегося точечного пространства для построения модели непрерывной кривой неминуемо приводит к возникновению именно одномерного замкнутого пространства Хокмы. Оно также изолировано и обособлено от всего, что вне него. Даже если таких пространств много, они не способны взаимодействовать между собой непосредственно. Единственный канал для внешнего влияния на них доступен только самому Абсолюту.
Одномерным волокнам, олицетворенным Сефирой Хокма, приписывается роль проводников динамических вибраций Абсолюта, роль великого стимулятора вселенной. С этой точки зрения они призваны играть роль мужского начала. Принимающей стороной этой активности служит третья Сефира — Бина. Ее роль является организующей и стабилизирующей. Одновременно она источник проявленных форм. Она — матерь всех живых существ и является архетипической утробой, из которой началось проявление жизни. Все это звучит пока несколько догматично.
Бина представляет собой полость, ограниченную замкнутой двумерной поверхностью (архетипическая утроба!). Это следующий естественный шаг усложнения геометрических структур. Важнейшим является вопрос, какого типа эта поверхность. Практически всегда в литературе предполагается, что это сфера. И действительно, там, где в микрокосмосах зарождаются биологические существа, двумерные поверхности имеют сфероидальную форму (Глава 12). Но применительно к структуре Макрокосмоса Концепция предлагает другой выбор, а именно — поверхность тора.
В пользу такого выбора можно привести целый ряд доводов:
Первый довод — по аналогии. Вихревое движение светящихся точек уже послужило прообразом для конкретизации формы Сефиры Хокма в виде окружности. На следующем шаге множество светящихся окружностей, захваченных клубящимся вихрем, моделирует именно поверхность тора. Причем, тор вновь представляет собой змею, кусающую себя за хвост. На совокупность светящихся окружностей, вошедших в состав тора, можно смотреть и как на результат сдвига единственной первоначальной окружности вдоль замкнутой траектории, также имеющей форму окружности. Именно эту процедуру мы будем обобщать в дальнейшем.
Второй довод — энергетический. Когда после самого глубокого погружения Абсолютной Сущности (АЙН СОФ) в себя была сотворена концентрация в виде Точки, вокруг получилась Бездна и Пространство. Это пространство не есть пустота, но мыслится в Каббале как Воды Хаотического Моря, в которых есть определенный уровень Света, низший по отношению ко всему, что сотворено. (См. в “Основания каббалистической космологии” со ссылкой на И.Майера). Получается, что каббалисты знали о хаотическом физическом вакууме задолго до того, как его с большой неохотой приняли физики (о физическом вакууме см. Приложение С). Сходный образ фундаментального течения, взаимодействующего с более стабильным “сущим”, содержится в великой книге Дао-дэ цзин: “Прежде чем родилась Вселенная, было нечто бесформенное и совершенное… Оно — матерь Вселенной. Не ведая лучшего названия, я назову его Дао, Путь. Оно протекает через все сущее, внутри и снаружи, и возвращается к истоку всего сущего”. При сотворении Круга в сферу проявления кроме точек нужно было вовлечь еще и одномерные объекты, поэтому яркость в Хаотическом Море должна была повыситься благодаря расширению фильтра Творческой Проекции. Потом фильтр расширился для вовлечения двумерных пространств, и так далее. Поскольку нашему миру присущи качества электромагнетизма, значит, они присутствуют в каком-то виде и в первоматерии. Недаром в связи с ней всегда говорится о Свете, электромагнитная природа которого не подвергается сомнению. Хотя понятно, что свет нашего трехмерного пространства есть только частный случай гораздо более общего явления. А что случится, если замкнутый контур погрузить в вихревую намагниченную среду первоматерии? По нему неминуемо потечет ток эфиров — утонченный аналог знакомого нам трехмерного электрического тока. Прообразами носителей эфирных токов выступают гуны Тамас и Раджас. А Саттва намечает пространственный коридор, по которому они распространяются. В конечном итоге все три гуны влияют друг на друга, что приводит к изменению конфигурации пространства. Чем сильнее Творческая Проекция стремится сохранить какую-либо замкнутую форму, тем более сильный эфирный ток будет по ней циркулировать. Для возникновения токов достаточно, чтобы среда, охваченная контуром, была нерегулярной и имелись флуктуации, перпендикулярные плоскости контура. В МПС эти условия выполняются автоматически. Думается, что именно благодаря генерации эфирных токов в замкнутом контуре Сефиры Хокмы, она играет роль первичного проводника динамических вибраций Абсолюта в материю. Однако нет причин ограничивать принцип индукционного возбуждения эфирных токов только контурами, образованными одномерными линиями. Принцип действует на всех структурных этажах Мироздания.
Третий довод — мифологический. Бине всегда приписывают роль женского начала. С этой точки зрения она — Йони. В индийской мифологии Йони изображает женские внешние половые органы и имеет форму тора (иногда это венок из нескольких цветков). В центре Йони устанавливается Лингам — столб — символизирующий мужской половой орган. Поклонение Лингаму и Йони в Индии связано с признанием великой космологической роли божественного полового акта, который длится вечно. Согласно Ведическим писаниям, лингам Шивы выглядит как колонна света, его верхний и нижний пределы уходят в бесконечность. Если припомнить только что сказанное о перпендикулярных вибрациях первоматерии, охваченной замкнутым контуром, и о возникающих при этом эфирных токах, оживотворяющих Вселенную, то можно только удивляться удачности образа, выбранного в те времена, когда о генерации электричества ничего не было известно.
Четвертый довод — динамический. Вспомним, что тонкоматериальные образы проявленного мира возникают в результате созерцания бурлящего моря первоматерии неким высшим сознанием. Какой бы объект ни созерцался, он будет всегда стремиться расплыться под действием возмущений со стороны хаоса. Одновременно будет проявляться тенденция к самоорганизации, то есть к привлечению новых, более устойчивых форм. Так вот, в современной физике очень важное место занимают так называемые солитоны (Приложение С). Это нелинейные уединенные волны, демонстрирующие большую устойчивость по отношению к посторонним помехам. Чемпионами среди них являются тороидальные вихревые образования, наподобие всем известным дымовым кольцам и торнадо. Одним из постулатов теории самоорганизующихся систем является то, что долгоживущие конфигурации динамически подчиняют себе короткоживущих. В этом смысле, в хаотической среде у сферы нет никаких шансов победить тор, который дополнительно поддерживается текущими по нему эфирными токами.
Обсудив возникновение трех первых Сефирот — Кетер, Хокмы и Бины, мы вовлекли в рассмотрение тонкоматериальные структуры, имеющие 0, 1 и 2 пространственных измерений. Хотя они существуют по нашу сторону завесы Творческой Проекции, отделяющей непроявленную материю от проявленной, с точки зрения трехмерного пространства динамически они ненаблюдаемы. Следующим естественным этапом рассмотрения могло бы быть трехмерное пространство и, наконец, привычное для нас вещество. Однако, вопрос не так прост, как может показаться. После описания первых трех Сефирот в Каббале больше ничего не говорится о размерности пространств. Только отмечается, что “Треугольник Высшей Троицы (составленный из указанных Сефирот), отделен от остальных Сефирот Бездной, которую человек в обычном состоянии сознания преодолеть не может. В этом треугольнике находятся истоки существования, недоступные нашему взору” Дион Форчун, Мистическая Каббала, Киев, София, 2004 http://www.klex.ru/2fd