Программа формирования второго кольца силы не поддается реализации в полной мере без особых усилий, направленных на совершенствование и первого кольца силы. Многое, конечно, зависит от самого ученика, его прирожденных качеств. Но, как правило, после успешного прохождения нескольких заданий по сновидениям https://vk.com/club20477218, человек встречается с таким, с которым ему не удается справиться, какие бы усилия он не прикладывал.

Иногда таким препятствием оказывается самое первое задание — простое осознание себя во сне, но это встречается редко. Обычно достаточно двух-трех месяцев правильно налаженных психофизических тренировок чтобы оно было выполнено.

Попытки преодолеть трудности очередного задания приводят искателя к убеждению, что дело не только в количестве часов, которые он ежедневно посвящает садхане. Дело в самых глубоких его установках в жизни. Оказывается, что продвижение в садхане, даже в таких казалось бы технических аспектах, как сновидения, теснейшим образом связаны с этической позицией человека.

Если вдуматься, то это прекрасно. Пусть телевизором может воспользоваться любой негодяй, но к области высокого сознания получает доступ только личность, вполне освободившаяся от груза эгоистических устремлений.

Бесценным свойством стратегии тольтеков, когда магические проявления группируются вокруг сновидческого дубля, заключается в том, что человек вначале получает личный опыт расширенного сознания, а потом только сталкивается с необходимостью совершенствования своей повседневной личности.

Тогда работа совершенствования проводится сознательно, она не имеет оттенка догматизма. Успешность в искусстве сновидения является универсальным тестом правильного выбора стиля жизни.

Если вы чувствуете трудности в продвижении, это значит, что какие-то стороны вашей личности тормозят вас. Приходится обратиться с полным вниманием к самому себе, что в обычной жизни бывает редко. Обычно мы довольствуемся беглым обзором своих поступков, достаточным, чтобы «с чистой совестью» одобрить себя.

Но для целей садханы этого слишком мало. Искусство сновидения дает здесь замечательную возможность самоконтроля. На других путях, занимаясь исключительно, например, хатха-йогой, можно ненароком стать акробатом, но так и не почувствовать, что упустил нечто главное.

Продвижение в искусстве сновидения стимулирует созревание характера воина, так как здесь ничто не дается само собой, каждый шаг предполагает тщательный поиск возможностей для его реализации. Оказалось, что работа по выслеживанию собственных несовершенств сама по себе способна привести к формированию второго кольца силы, даже помимо практики сновидений.

Весь комплекс усилий такого рода получил названия искусства выслеживания, или искусства сталкера. Люди с различными темпераментами естественным образом тяготеют к одному из двух искусств, в особенности это касается женщин.

Обзор методов искусства сталкера начнем с той помощи, которую оно оказывает в искусстве сновидений. Быть сознательным во сне возможно только если удалось сформировать устойчивый набор резонаторов во втором кольце силы. Только тогда возможен самостоятельный поток впечатлений в нашем сознании, включая переживание самоосознания.

Единственным строительным материалом для создания любых резонаторов являются волокна тела внимания. К сожалению, наше сознание может вступать в непосредственный контакт только с небольшой частью волокон, с теми, работа которых обеспечивает внутренний диалог и воображение. В той мере, в какой их достаточно для воссоздания резонаторов во время концентрации и релаксации внимания, в этой мере и удается реализовать сновидения.

Правда, во сне к ним добавляются еще волокна группы В, те, которые обслуживает рецепторы, но, во-первых, эта добавка имеется во всех снах и ее недостаточно для обеспечения сознательности там, во-вторых, размер этой добавки зависит от степени раскованности ученика, от того, насколько он свободен от страха оказаться в неведомом обличии.

Итак, главный ресурс волокон связан с внутренним диалогом. Главнейшее открытие тольтеков заключается в том, что мы можем увеличить их количество.

Обычная деятельность нашего внимания состоит в реакции на внешние раздражители, в создании цепочек осознания, то есть наборов резонаторов, с помощью которых только и возможно испытать субъективные ощущения от объекта. Эти цепочки осознания, будучи раз созданными, так и остаются в том месте пространства-времени, когда имелось осознание.

Таким образом, волокна расходуются в процессе осознания. Значит, должен быть механизм, пополняющий их количество, переводящий их из ранга скрытых в ранг доступных. Должен быть и промежуточный накопитель, который контролирует запас волокон.

Для построения резонаторов во втором кольце силы приходится приостановить процесс осознания внешних объектов. Это достигается посредством концентрации на каком-либо объекте. В этом случае потребность в волокнах меньше в силу монотонности переживания. В ту же сторону действует и релаксация внимания. После того, как некоторое время процесс осознания был выключен, происходит прорыв внимания к внешним объектам.

Это явление может объясняться как следствие информационного голода, по Гурджиеву https://vk.com/photo-53466208_414276141, или как следствие привязанности сознания к внешним объектам, по йоге, или ограниченностью накопителя для волокон тела внимания. Последнее представление может оказаться полезным, так как наблюдается явная связь длительности и точности сновидений с длительностью и глубиной молчания мысли, которая доступна на данной стадии садханы. Многие операции садханы выглядят как попытки расширить объем накопителя, что влечет и усиление создающегося резонатора.

Наша привязанность к миру выступает тогда, как уровень чувствительности накопителя к возрастанию в нем «давления». Если долго нет притока впечатлений, то возникает либо чувство опасности, либо жажда общения, либо еще какая-то эмоция, которая выводит из состояния молчания.

Перерыв молчания сопровождается выбросом в мир всего накопленного запаса волокон. Преодоление привязанности равносильно возможности создать большой запас, но темп накопления ограничен естественной способностью ввода в строй новых волокон.

Леонид Иванов